Статья

Приложение Remoto превратило смартфон в дистанционный пульт для автомобиля

business
мобильная версия

Современные технологии позволяют открывать совершенно новые ниши для получения прибыли. Бизнес готов делать все более качественные предложения своим клиентам. Некоторые из них еще несколько лет назад казались фантастикой, а теперь стали реальным источником прибыли. Компания bright box за несколько лет покорила рынки двух десятков стран мира передовой разработкой, которая изменила отношение автомобилистов к машинам, а автодилеров — к самим водителям. Годовой прирост оборота бизнеса достигает 300%.

Единое приложение для десятков автодилеров

Более 70% автомобилистов пользуются смартфонами и считают это средство коммуникации наиболее удобным. Когда разработчики из молодой российской компании bright box узнали о результатах этого исследования, они поняли, что это отличная возможность для стартапа. Правда, первый реализованный проект был достаточно узконаправленным.

Продавцы машин начали активно постигать мобильный маркетинг именно из-за того, что «мобилизировались» их клиенты. Приложение Dealer Mobility было задумано как мобильная платформа для автодилеров. Это было бы единое решение, в котором все компании рынка, занимающиеся продажами авто, могли бы предлагать свои услуги клиентам. При этом пользователи могли бы выбирать поставщика услуг и менять его, не переустанавливая приложение. Это не нашло отклика у одной из сторон процесса: бизнесмены испугались высокой конкуренции. Каждый из них хотел иметь свое собственное уникальное приложение. Это позволило бы не делить площадку с соперниками. Тогда в bright box изменили подход.

Выпущенная в итоге новая типовая платформа позволяет каждому автодилеру создавать свои уникальные приложения для клиентов. При этом самим этим компаниям не приходится инвестировать десятки тысяч долларов в поддержку и обновления — всем этим занимается bright box. За разумную абонентскую плату. Помимо приложения, в пакет входит мобильная версия сайта и контрольная панель для управления бизнес-процессами. Покупатели, в свою очередь, получают доступ к свежим автомобильным новостям, каталогам компании, специальным акциям и имеют возможность записаться на тест-драйв или сервисное обслуживание.

Инвестиции для проекта черпались за счет параллельной работы над другими стартапами. Пилотный проект удалось запустить в марте 2013 года, а уже спустя 2 месяца поступили первые деньги. К сегодняшнему дню приложение стало лидером своего сегмента, его использует каждый шестой официальный дилерский центр страны — всего примерно 400 точек.

Работая над этой платформой, компания bright box глубоко погрузилась в автомобильную тематику. После успеха Dealer Mobility в компании задумались о совершенно новом решении.

Платформа в «облаках»

Подавляющее большинство держателей смартфонов лелеют мечту об удаленном управлении автомобилем. Классическое представление — телефон как дистанционный пульт. Эта мысль легла в основу совершенно нового проекта Remoto.

«Уже сейчас на ПО приходится около 25% стоимости премиального автомобиля. Их владельцы получают беспрецедентное удобство. Но остается совершенно незанятый рынок всех остальных автомобилей, выпускаемых сейчас. Владельцы бюджетных машин тоже хотят связи с авто», — считает руководитель робототехнического центра Фонда «Сколково» Альберт Ефимов.

Идеей приложения от bright box сразу заинтересовались разработчики, которые составили схему устройства, а также заводы-подрядчики в России и Китае. Они за небольшую плату сконструировали экспериментальный образец. Так у программистов появился объект испытаний, под который и писалась программа. Параллельно компания «Киа Моторс Россия» согласилась участвовать в пилотном проекте.

В качестве платформы, на которой размещаются обеспечивающие работу программы серверы, была выбрана Microsoft Azure. И выбор не случаен: с самого момента основания bright box в 2012 года компания участвует в проекте Bizspark. Это международная программа, которая предоставляет своим участникам лицензионное ПО для разработки и тестирования стартапов, а также помогает вывести их в интернет и на рынок. Приятным сюрпризом стал и грант Фонда посевного финансирования Microsoft — $45 тыс. Благодаря этому bright box прошла путь с нуля до готового приложения за 14 месяцев. Основная часть работы была сделана за 3 месяца.

«Использование технологий Microsoft, в частности Azure и Visual Studio, дало мощный толчок в развитии нашего проекта. Мы получили доступ к современным инструментам разработки программных продуктов и тестирования, а также сэкономили средства, развернув приложение в публичном «облаке», — рассказывает управляющий директор bright box Иван Мишанин. — Отрадно отметить, что Microsoft оказывает поддержку инновационным и интересным проектам, количество которых в последние годы все увеличивается в России».

С российского рынка — на мировой

Идея дистанционного пульта для автомобиля в итоге была встречена на ура. Установленное на мобильный телефон приложение Remoto позволяет удаленно управлять несколькими важными для автолюбителей функциями, в частности запуском двигателя и настройкой климат-контроля. Помимо этого, можно легко найти место, где припаркована машина, а также получить уведомление в случае взлома, удара или эвакуации. Доступна блокировка и разблокировка дверей и отслеживание маршрута движущегося авто. Важно, что все это можно делать, находясь в тысячах километрах от своей машины, — в любой точке земного шара.

К концу декабря 2013 года начались продажи пилотной версии Remoto в 180 дилерских центрах Kia в России. Там она изначально предлагалась как дополнительная услуга за ₽6850. Подписка на мобильное приложение стоит ₽125 в месяц. Средний прирост числа пользователей даже в первые недели после выхода на рынок составлял 100 человек в сутки.

После того как Dealer Mobility и Remoto были представлены на выставке Connected Cars в Амстердаме, их создатели задумались о покорении международного рынка. Успешный пилотный проект с KIA позволил расширить базу компаний-клиентов до трех: подключились Nissan и Infiniti. Решение bright box сегодня эксплуатируется в 18 государствах мира. В этом году к ним добавятся еще от пяти до 20 стран. Увеличится и число партнеров-автопроизводителей, как американских, так и европейских. Количество пользователей Remoto уже составляет 250 тыс. человек. В зависимости от региона и бренда автомобиля стоимость годичной подписки составляет $30–100.

«Проект Remoto является прекрасным примером того, что для российских стартапов есть место на растущем рынке AutoNet — «подключенных» автомобилей, в стоимости которых высока доля программного обеспечения. Рынок «апгрейда» существующих машин до «беспилотного» статуса и их полной связи с владельцем будет только расти в ближайшей перспективе», — уверен Альберт Ефимов.

В bright box охотно делятся финансовыми результатами внедрения решения на основе облачных технологий: оборот за 2015 год составил чуть менее $5 млн, ежегодно он растет в 3–4 раза!

«Ключевым моментом является то, что Remoto позволяет автопроизводителям дифференцировать их продукт от продуктов конкурентов. Потому что на данный момент не все компании и не во всех странах мира предлагают подобный сервис», — делится секретом успеха Иван Мишанин. Также важным фактором стали возросшие возможности по привлечению клиентов в дилерские центры. Компания получает данные о пробеге и владеет полной информацией о поломках. Таким образом, производитель хорошо осведомлен о текущем состоянии машины и может сообщить об этом водителю, что важно для обеих сторон.

Аналитика и ЦОДы покоряют автодилеров

Технические возможности платформы, на которой выстроено решение Remoto, в прошлом году начали использовать в маркетинговых целях. В первую очередь речь идет об анализе собираемой информации. Самый перспективный вариант — своеобразная «тепловая карта», которая позволяет получать выборку данных по группам пользователей того или иного пола и возраста, предпочитающих те или иные автомобили в конкретном городе мира.

«Существует возможность, например, определять наиболее популярные типы мест, которые посещают пользователи. Это позволяет региональному дистрибьютору понимать, в каких местах надо размещать рекламу для конкретного типа людей. К тому же, если автодилер видит «очаги» активности — места, в которых клиенты живут или которые часто посещают, он может эффективнее планировать свою дилерскую сеть», — объясняет Иван Мишанин.

Для хранения данных используется Microsoft SQL Server, а также HDInsight и ряд других инструментов — для бизнес-аналитики. Все эти решения встроены в публичное «облако» Azure. В планах по продолжению экспансии важным преимуществом являются как раз широкие возможности этой платформы. Она располагает сетью ЦОДов по всему миру. А значит, если bright box решит запускать приложение в неохваченных ранее странах, то сможет сделать это, не утруждая себя поисками нового партнера.

Вениамин Лыков