Статья

Снимок из «облака»: как российский сервис вышел на мировой рынок Web2Print

business
мобильная версия

Заняв практически неосвоенную в России нишу по профессиональному созданию фотокниг в онлайн-режиме, екатеринбургская компания быстро вышла на федеральный, а потом и на международный уровень. Облачные технологии позволили стартапу не только стремительно расширять базу клиентов, но и повышать качество своих услуг. Теперь их продуктом интересуются крупные типографии, а также простые россияне.

В последние полтора десятилетия с рынком фотоуслуг произошли революционные изменения. Развитие цифровой фотографии снизило количество распечатываемых снимков. Традиционную фотопечать стали вытеснять новые высокомаржинальные фотоуслуги, в первую очередь фотокниги. Первое поколение программного обеспечения для их создания представляло собой десктоп-решения. Как правило, такие программы требовали определенных навыков от пользователей. Это ограничивало круг потенциальных потребителей.

«Когда люди понимали, что им нужно что-то скачивать и устанавливать, они часто отказывались от подобных предложений, — вспоминает директор PrintOnDemandSolution Виталий Клементьев. — Мы начали изучать возможности оптимизации процесса и пришли к выводу, что ничего не мешает создать онлайн-версию приложения».

Переход в онлайн позволял бы создавать фотокниги практически любого уровня сложности. Кроме того, интуитивно понятное и простое в использовании приложение с большим количеством готовых дизайнов повышает конверсию пользователей и увеличивает число заказов. Это, в свою очередь, ведет к увеличению любительской клиентской базы.

На росте числа потребителей продукта позитивно сказываются и регулярные обновления функционала платформы. В месяц системой обрабатываются более 7 тыс. заказов, а объем удваивается каждый год. Отсутствие необходимости скачивания и инсталляции, обилие графических возможностей и библиотека готовых дизайнов стали ключевыми факторами популярности Web2Print-приложения у любителей.

«Клиент выбирает понравившийся дизайн, расставляет в нем свои фотографии, и книга готова. При этом в самом редакторе нет ограничений на кастомизацию, — объясняет Виталий Клементьев. — Клиент может изменить верстку или добавить украшения в дизайн парой кликов. Около 70% всех книг у нас сейчас заказываются на базе готовых дизайнов».

Профессионалы тоже постепенно начали склоняться к идее перехода в онлайн. Интерес возрос после очередного обновления платформы, предоставившего функционал работы с большими тиражами выпускной программы. Более того, конкуренция между крупными игроками сделала этот переход стремительным. К тому моменту идея Web2Print-решений была успешно реализована на Западе. Каждый год рынок в США и Европе удваивался и перевалил за отметку €1 млрд. В России же этим практически никто не занимался, хотя потенциал данного сегмента был оценен в ₽18 млрд.

Четыре рубля с клиента

От идеи до начала разработки прошел год. Еще столько же ушло на вдумчивую работу с приложением. Его первая версия появилась на рынке в августе 2012 года и была рассчитана на екатеринбургских заказчиков. Первые успехи коммерческого стартапа — до сотни заказов в месяц. Посыпались запросы из других городов: как можно использовать вашу разработку в наших интересах? Очевидным выходом стала смена модели с On-Premise на SaaS: в PrintOnDemandSolution решили продавать не конкретный продукт, а платформу для его создания.

«Если бы мы пошли по пути On-Premise, то цена нашего продукта отрезала бы локальные компании средней руки и малый бизнес, — считает сооснователь проекта Алексей Царьков. — Сейчас мы формируем цену на наши услуги следующим образом: считаем, сколько разворотов за месяц было выгружено в печать. За каждый разворот клиент платит нам 4 рубля, но минимальный платеж в месяц — ₽5000».

Концепция White Label, которую исповедуют в компании, позволила не заниматься развитием партнерской сети во многих городах под монобрендом. ПО и мощности PrintOnDemandSolution сейчас используются десятками заказчиков. Печатные дома оснащают SaaS-решение своим продуктовым набором, самостоятельно определяют стоимость услуг и предоставляют сервис под собственным брендом. Модель SaaS стала для компании олицетворением перспективности и масштабируемости, позволила выйти на международный уровень и увеличить прибыли без серьезных операционных затрат на развитие. Позиции платформы укрепились выпуском новых сервисных компонентов — помимо возможности создания фотокниг, подписчики платформы получили в распоряжение еще несколько онлайн-сервисов: фотосувениры, фотопечать и широкоформатную печать.

Отзывы пользователей


«О PrintOnDemandSolution мы впервые узнали, посмотрев, как работает система у наших коллег из другого города. Мы сомневались в том, надо ли вкладываться в развитие интернет-направления. Но после установки и запуска системы сомнения быстро исчезли, — рассказывает Геннадий Косов, директор тюменской компании «Фотопрофи». — Однако к хорошему привыкаешь быстро, и мы теперь ждем с нетерпением новинок, регулярно появляющихся в этом решении».

«В свое время мы первыми в городе запустили интернет-печать фотографий и фотокниг на базе десктоп-программ. Когда пришло время выбирать комплексное решение для онлайн-сервисов, мы изучили разные системы, но в PrintOnDemandSolution нас устроило практически все — продуктовый охват, интеграция с нашими действующими процессами, удобство клиентских интерфейсов и, конечно, цена», — объясняет Дмитрий Шихов, директор по развитию бизнеса кировской компании «Колизей».

Однако со временем планомерному развитию стали мешать ограниченные возможности локального хостинг-провайдера. Сервис создания фотокниг подразумевает высокую динамику роста используемого места: тут и большой набор графических решений, и сами исходные изображения, и личные кабинеты пользователей, в которых эти изображения должны храниться и быть постоянно доступны.

«Мы стали думать о том, на какой площадке можно решить эту задачу, и выбрали Microsoft Azure, — объясняет Алексей Царьков. — Комфортный вход в Azure нам обеспечила программа BizSpark, с помощью которой мы еще и получили лимиты по кредитованию».

Благодаря инициативе Microsoft BizSpark компания получила возможность бесплатно пользоваться лицензионными продуктами разработчика. Кроме того, участникам доступны технологические гранты, помощь в выходе на рынок, поддержка на глобальном уровне и консультации.

Автоматизация внутренних бизнес-процессов, гибкость, высокая скорость выделения ресурсов, низкие затраты на администрирование площадки — это все стало основными преимуществами «облаков» для PrintOnDemandSolution. К тому же платформа решила стоящие перед проектом технические задачи. В частности, объем хранящихся данных может быть практически бесконечен. Это возможно благодаря собственному хранилищу BLOB-объектов Microsoft Azure.

Масштабируемый рендеринг

В январе 2014 года компания начала переход на Microsoft Azure. Он занял не более месяца, а осуществить его удалось собственными силами. По ходу дела специалисты Microsoft были готовы к оказанию консультативной помощи. В итоге экономические плюсы от использования Azure не ограничились выгодными условиями внедрения. Необходимость оперативного параллельного рендеринга изображений многих заказчиков в свое время вынудила PrintOnDemandSolution развернуть достаточно громоздкую машину. Она обслуживала интересы типографий по всей географии бизнеса: в России, Белоруссии, Украине, Казахстане, Эстонии.

«Ночью эта машина простаивала — рендерить было практически нечего, — рассказывает Виталий Клементьев. — И наоборот, когда возникали сезонные пики — Новый год, выпускные, другие праздники, необходимо было поддерживать высокий уровень мощности, чтобы обеспечить своевременный рендеринг всех заказов».

Масштабировать машину рендеринга в зависимости от количества заказов в очереди удалось с помощью технологии Azure Service Bus. В часы наименьшей нагрузки машина уходит на минимальное потребление ресурсов, а при росте заказов за считанные минуты мощности могут вырасти пятикратно, а оплата за их использование стала более гибкой.

Гарантия на 3 года

Число типографий и фотокомпаний, использующих платформу PrintOnDemandSolution, приближается к сотне. Количество конечных пользователей перевалило за 120 тысяч. При таких объемах обслуживания и продаж на первый план выходят инструменты маркетинговой поддержки.

Ядром маркетингового блока платформы стала MS Dynamics CRM. Благодаря глубокой интеграции CRM с платформой все ключевые действия клиента в системе журналируются: начиная с момента регистрации и авторизации и заканчивая созданием проекта, загрузкой фото и оформлением заказа. Опираясь на эти данные, можно делать разнообразные выборки по клиентам. Сегментированные данные становятся основой маркетинговых инициатив. Например, один из популярных бизнес-процессов — «дожим клиента»: делается выборка по пользователям, которые создали проект книги и загрузили не менее пяти фотографий; затем по этой выборке производится email-рассылка с предложением завершить книгу в течение 3 дней, а сам заказ оформить со скидкой. На базе Dynamics CRM организована служба email-маркетинга – незаменимый инструмент управления отношениями с клиентами, который использует каждый третий подписчик платформы.

На этом сотрудничество PrintOnDemandSolution и Microsoft не закончилось. В январе 2015 года, аккурат перед ростом цен, компания заключила трехлетний контракт с Microsoft и зафиксировала валютные цены до 2018 года включительно. Таким образом, разработчики платформы снизили валютные риски, обеспечили возможность вкладывать ресурсы в развитие, а клиентам – получать комфортные цены на сервис.