Статья

Пицца как облачный сервис: российская сеть завоевывает мир

business
мобильная версия
/ Фото: photogenica.ru

Трудно увидеть связь между изготовлением и доставкой пиццы и современными информационными технологиями. Тем не менее, такая связь есть, и увидел ее предприниматель из Сыктывкара Федор Овчинников, основатель компании «Додо Пицца». Чтобы понять, как готовить лучшую пиццу в городе и оптимизировать ее производство, Федор месяц проработал в ресторанах четырех ведущих сетей общественного питания в Санкт-Петербурге. Переняв опыт будущих конкурентов и проанализировав их ошибки, он воплотил свои идеи в собственном стартапе, который оказался невероятно успешным. Благодаря инновационной стратегии, ядро которой составляет информационная система Dodo IS, бизнес Федора Овчинникова растет как на дрожжах, и до конца года «Додо Пиццу» можно будет попробовать в более чем ста пиццериях в десяти странах.

Бизнес по-новому

«Додо Пицца» — уникальный бизнес, в котором соединились технологический стартап и оффлайновый бизнес по доставке пиццы. Информационные технологии лежат в основе всех процессов, даже кухня оснащена планшетами, в которых пиццмейкеры отмечают статус приготовления пиццы. Информационная облачная система Dodo IS контролирует каждую стадию выполнения заказа и управляет работой всех пиццерий сети. Все заказы, получаемые через единый колл-центр, сайт или мобильное приложение, мгновенно появляются на планшетах, которые установлены на кухнях. А далее сотрудники отмечают каждый шаг выполнения заказа — время начала работы над пиццей, время ее готовности, распределение заказов между курьерами и оплату. Кассы тоже подключены к «облаку», поэтому общие финансовые показатели компании и каждой пиццерии в отдельности отслеживаются в режиме онлайн. Кроме того, Dodo IS помогает менеджерам управлять персоналом пиццерии, составлять графики работы, вести складской учет и проводить анализ производительности.

ИТ-система способна снизить множество рисков, связанных с человеческим фактором, но при этом важно обеспечить правильность и непрерывность ее работы. Технологии Microsoft и квалифицированные консультанты помогли реализовать замысел Федора и его команды, и теперь «Додо Пицца» быстро завоевывает отечественный рынок и скоро сможет составить конкуренцию мировым гигантам общественного питания.

Интеллектуальная начинка для пиццы

Стратегию своего бизнеса, обеспечивающую высокие темпы развития, Федор Овчинников связал с отлаженной системой франчайзинга. Основной продукт компании — это отнюдь не пицца, а франшиза. И главное, что получают все франчайзи, – это доступ к уникальной системе Dodo IS — ключевому ингредиенту бизнеса «Додо Пиццы». Dodo IS — это информационная система, полностью интегрированная с клиентским сайтом. Франчайзи с ней очень удобно — программа доступна партнерам в виде веб-приложения, и работать с ней можно в любом интернет-браузере на любом компьютере или мобильном устройстве. За счет глубокой интеграции ERP-системы и всех бизнес-процессов компании Федор и его команда в Сыктывкаре добились полностью прозрачной структуры франшизной сети.

«Каждая пиццерия — это нагрузка на сервис, и скоро она увеличится в два-три раза. Поэтому для нас надежность и масштабируемость облака — это ключевые факторы. Доступность сервисов всегда должна быть стопроцентной. Если сервис вдруг приостановит работу, бизнес всех наших партнеров встанет… Кроме того, мы не имеем права простаивать даже ночью, ведь когда, к примеру, в румынском городе Брашов 4 часа утра, в нашем Уссурийске уже 12 дня, время обеда. Мы не можем допустить перебоев в работе Dodo IS», — говорит системный администратор и руководитель технической поддержки компании «Додо Пицца» Глеб Лесников.

С чего начиналась «Додо Пицца»

История успешного взаимодействия «Додо Пиццы» и компании Microsoft началась еще в 2011 году, когда новый никому не известный проект стал участником программы поддержки стартапов BizSpark — в течение трех лет Microsoft бесплатно предоставляла софт и платформу для разработки Dodo IS.

«Облачное решение предыдущего провайдера не подходило для быстрорастущего сервиса, поэтому мы сделали выбор в пользу облачной платформы Azure, доверяя технологиям Microsoft. За несколько лет совместной работы мы полностью убедились в надежности технологий Microsoft», — делится Глеб Лесников.

До марта 2015 года «Додо Пицца» занимала всего 5 железных серверов, которые уже были частично виртуализированы к этому времени. При переезде в облако виртуальные машины перешли на Azure. Так как к такому ответственному делу тщательно готовились, переезд занял всего один час в наиболее удобное и безопасное время — в ночь со среды на четверг — в таком случае риск потери заказчиков минимален.

«Прежде мы не работали с «облаками» и не знали много специфических особенностей технологии, нам не хватало информации о том, как подготовиться к переезду, как осуществить его так, чтобы не нарушить процессы работы сервиса. К счастью, во время переезда нам помогал евангелист Microsoft Александр Белоцерковский, он и другие сотрудники технической поддержки Azure дали нам четкие инструкции по работе в облаке. Благодаря их помощи мы в дальнейшем полностью реплицировали состояние железных серверов, на которых раньше базировался наш сервис», — вспоминает Глеб Лесников.

Большие планы

Система работает как часы, поэтому у «Додо Пиццы» появляется все больше и больше новых партнеров в разных городах и странах. К концу 2015 года одна маленькая пиццерия в Сыктывкаре превратилась в международную сеть из 95 пиццерий в 7 странах — России, Казахстане, Литве, Эстонии, Узбекистане, Киргизии и США.

По плану к концу 2016 года в сети «Додо Пицца» будет уже 160 пиццерий. В 2016 году «Додо Пицца» значительно расширит свою географию — в начале марта открылась первая DodoPizza в американском Оксфорде, немного позже появятся первые пиццерии в Китае. Перед системными администраторами стоит важная задача — развернуть Dodo IS на сторонних удаленных серверах и обеспечить такую же стабильную работу системы, как и в России.

ИТ-специалисты компании очень рассчитывают на уникальные возможности Azure, в частности на сервис контейнеризации. Контейнерная технология упрощает процессы создания и упаковки приложений, поэтому развернуть их можно где угодно. Разворачивать и настраивать систему вручную на удаленных локальных серверах в Китае, к примеру, не придется. Это минимизирует количество проблем, в том числе связанных и с совместимостью системы и ПО.