Статья

Сеть «Кораблик» встала на путь цифровой трансформации

business
мобильная версия

Главное в ритейле – скорость. Быстрая оборачиваемость товаров – это быстрые деньги и сокращение складских запасов, а значит, – новые возможности и инвестиции для роста. В сложной экономической ситуации бизнесу нужно быть особенно быстрым, гибкими изобретательным. Сети «Кораблик» потребовалось техническое перевооружение, чтобы соответствовать веяньям времени. Компания постепенно мигрирует в облако, развивая аналитический инструментарий и делая процессы мобильными.

На российском розничном рынке конкуренция и раньше была серьезной, но сегодня справляться с прежними задачами по привлечению и удержанию покупателей все сложнее. Кризисные условия требуют максимальной оптимизации. При этом ритейлер по-прежнему должен уметь поддерживать на полках широкий ассортимент востребованных товаров, эффективно проводить акции, нацеленные на формирование лояльности, сокращать складские запасы, обеспечивая быструю оборачиваемость товаров и низкую стоимость дополнительных услуг. Для рынка детских товаров это справедливо вдвойне: дети и особенно их родители — крайне требовательная аудитория.

К решению главных в кризис вопросов – как минимизировать издержки, выявить внутренние резервы для повышения эффективности и обеспечить дальнейший рост – сеть детских товаров «Кораблик» подошла с ИТ-утилитарностью. Компания реализует свою стратегию информатизации, исходя из передовых практик, фокусируясь на обеспечении непрерывности бизнеса и повышении его управляемости.

В результате у руководства есть возможность анализировать ход всей деятельности «на лету» и контролировать ее из любой точки, независимо от местонахождения. Согласовывать документы и получать сведения о состоянии дел в сети можно с помощью интернет-браузера и мобильных устройств. А издержки на ПО и его поддержку снижаются за счет облачных решений.

«Кораблик» - это сеть из более чем 180 торговых точек в Москве и других городах европейской части России. Специализация – товары для детей до семи лет. Каждый день магазины сети посещают более 120 тыс. человек, совершающих полтора миллиона покупок в месяц.

Так, компания недавно перешла на Office 365 и перевела в облако почтовую инфраструктуру на базе платформы Exchange Online. Пока почтовая система работает в гибридном формате, однако планируется, что через пару лет она полностью мигрирует в облако. В результате проекта удалось обеспечить бесперебойную работу как локальной, так и «облачной» ИТ-систем. Пользователям стало удобнее работать, а нагрузка на ИТ-инфраструктуру компании перераспределилась.

Сила — в движении

Мобильность – главный атрибут сегодняшнего общества,которому бизнес стремится соответствовать. Все больше активностей переводится в мобильный режим. Это позволяет управлять процессами на ходу и из любой точки. Мобильный доступ дает топ-менеджерам и руководителям дивизионов возможность контролировать ситуацию непрерывно, в том числе вне рабочего кабинета, непосредственно в торговом зале или на складе.

В «Кораблике» следят за актуальными ИТ-трендами и захотели проверить, какие реальные преимущества можно получить за счет мобилизации. Директора нескольких магазинов, высказавших желание поучаствовать в пилотном проекте, получили планшеты с мобильным приложением. Оно позволяет отслеживать все аспекты работы магазина в реальном времени, в том числе наличие и скорость продажи тех или иных товаров, коэффициент конверсии (долю посетителей, сделавших покупку), динамику среднего чека, работу программ лояльности, продаж по акциям, почасовое выполнение плана и т. д.

Быстрый старт проекта (3 месяца на разработку) удался за счет мобильной платформы Windows: все основные ИТ-системы «Кораблика» привязаны к решениям Microsoft.

В пилотной фазе проекта управление мобильными устройствами ведется «вручную», однако для обеспечения промышленной стадии эксплуатации приложений в «Кораблике» уже начали использовать облачный пакет для управления корпоративной мобильностью Microsoft Enterprise Mobility Suite. Он позволяет осуществлять единый вход во множество приложений, а также в случае утери устройства, удалять из него данные буквально при помощи одной кнопки. Планируется оптимизировать приложения, добавлять в них новые возможности и убирать невостребованную функциональность.

Доступные данные

Ежемесячно «Кораблик» собирает данные более чем с миллиона чеков. Это серьезный актив, работая с которым, можно выявлять проблемные зоны и быстро корректировать положение дел. Анализируются три основных группы показателей — продажи (в том числе результаты распродаж, ход бонусных программ и купонных акций), состояние склада и ход товарооборота (включая динамику запасов и движение товаров, логистику, работу поставщиков, рентабельность и пр.), а также основные финансово-экономические показатели. Все данные аккумулируются в ERP-системе Microsoft Dynamics AX 2012. Она сменила предыдущую Microsoft Dynamics AX 4.0 на одном из первых этапов цифровой трансформации. Новое решение позволяет управлять всеми аспектами деятельности «Кораблика» — финансами, закупками, продажами, логистикой, расчетами с поставщиками, ассортиментом и складскими запасами.

Новое решение работает в связке с аналитической системой Retail Analytics (разработка Lasmart на базе Microsoft SQL Server). В итоге синергетический эффект, полученный от этих технологий, влияет на качество и скорость анализа больших массивов данных.

«Созданный единый центр отчетности – это "живая” система, которая идет в ногу с бизнесом. Мы постоянно добавляем новые показатели и отчетные формы, подгружаем актуальные данные. Благодаря гибкому и разностороннему функционалу SQL Server, развитие корпоративной бизнес-аналитики происходит гораздо быстрее, чем при использовании ограниченных аналитических возможностей учетных систем. Сегодня пользователям нового BI-решения — менеджерам и руководству компании – доступна именно та информация, которая необходима для принятия решений и управления динамичным розничным бизнесом», – отметил Роберт Сардарян, ИТ-директор компании «Кораблик-Р».

Сводные данные по продажам, складам и финансам выводятся в специальном разделе на корпоративном портале (на базе Microsoft SharePoint Server 2010). Портальное решение на базе облачного сервиса Retail Data System (также разработка Lasmart) доступно партнерам сети через веб-интерфейс или мобильное приложение. Более 200 поставщиков в реальном времени могут видеть информацию о продажах, запасах товаров на складах, ценах и т. д. В результате взаимодействие сети с партнерами стало более прозрачным, сократилось время подготовки отчетов, принятия и согласования решений.

Вектор движения

Помимо внедрения стандартной функциональности, были автоматизированы и специфичные для ритейла процессы. Новая бэк-офисная система была интегрирована с внешними системами и интернет-магазином. Благодаря миграции стали развиваться омниканальные продажи. Их поддерживает связка Microsoft Dynamics AX с системой Manzana Loyalty, разработанной Manzana Group. Это решение позволяет также вести единую базу клиентов и эмитированных карт торговой сети, управлять маркетинговыми акциями и строить действительно персонализированную коммуникацию с покупателями. В «Кораблике» понимают, что лояльные покупатели – это основа успешного бизнеса. Так, по словам директора по маркетингу Дмитрия Комарова, величина среднего чека участника программы лояльности на 40% выше, чем у остальных покупателей. В настоящий момент у «Кораблика» более 65% покупок совершается при помощи карт лояльности. Интегрированный подход к покупателям позволит ритейлеру создавать условия для сокращения времени между принятием решения и совершением покупки. Основные планы по развитию инфраструктуры на ближайшее время связаны с совершенствованием текущих бизнес-процессов за счет «подгонки» Dynamics AX 2012 к потребностям бизнес-пользователей и оптимизации ее работы.

Новые подходы и ИТ-инструменты уже помогли ритейлеру выстроить более эффективные отношения с покупателями и поставщиками, чтобы в результате поддерживать высокие темпы роста. Даже по итогам последних сложных лет «Кораблик» входит в рейтинги самых динамичных и эффективно развивающихся компаний по версии Retailer Expansion 2014 и Infoline. В 2011 г. количество магазинов сети составляло 84, а выручка без НДС – 6,49 млрд. руб., в 2012 г. сеть расширилась до 110 магазинов, а выручка выросла до 8,2 млрд. руб. В 2014 г. открылось еще 26 торговых точек, а рост выручки превысил 30% (до 12,6 млрд). Быструю динамику в компании связывают с грамотным управлением ассортиментом, инвестициями в сервис, таргетированным маркетингом и развитием программы лояльности. Достигнутый средствами ИТ уровень эффективности позволяет ритейлеру в сегодняшний период «выживания» развиваться без долговой нагрузки – на собственные средства.