Статья

«Облака» помогли автостраховщикам привлечь аккуратных водителей

business
мобильная версия

Страховые компании, работающие с автовладельцами, нашли элегантный способ сделать каско дешевле. Сбор телематической информации о манере вождения позволяет предлагать серьезные бонусы тем, кто не рискует понапрасну жизнью и машиной. Принцип «не лихачишь – экономишь» выгоден и бизнесу: он привлекает клиентов из самой «лакомой» категории аккуратных водителей.

Все навыки вождения — в одном устройстве

Не имея привычки проводить краш-тесты, российские автостраховщики завели другую: заботиться о безопасности вождения и стимулировать своих клиентов соблюдать правила дорожного движения. Бизнес-выгоды от этого очевидны: чем меньше рискует на дороге водитель, тем меньше и вероятность того, что в скором времени придется выплачивать ему страховку. Большие скидки на каско за аккуратность не только улучшают качество вождения нынешних потребителей страховых продуктов, они еще и привлекают новых клиентов. Причем тех, которые уверены, что будут осторожны на дороге.

В Европе и США это активно растущий сегмент рынка, который позволяет страховщикам точнее оценивать факторы риска для каждого водителя и делать индивидуальное предложение каждому клиенту. Само телематическое устройство представляет собой небольшую — наподобие спичечной — коробочку, которая крепится в штатный диагностический разъем автомобиля.

Ключевые показатели, которые интересуют страховые компании, — случаи превышения скорости и агрессивное вождение, резкие ускорения и торможения или опасные развороты, величина годового пробега, а также частая езда в ночное время суток. В основе скидочных кампаний лежит принцип Pay-How-You-Drive («плати-как-ездишь»).

Возможностями «умного» страхования в странах ЕС пользуются около 1,5 млн человек. По прогнозам ABI Research, к 2018 году подобными услугами будут пользоваться более 100 млн водителей по всему миру. Спустя еще 2 года 2 млн пользователей будут жить в России. Пока же рынок страховой телематики в стране только зарождается. Каско с телематикой — это 1–2% рынка автострахования в России.

Бесперебойная телематика из «облаков»

Одними из первых в стране комплексное решение в области страховой телематики предложили специалисты Raxel Telematics. В комплекс входит само оборудование, которое аккумулирует сведения и передает их в централизованную аналитическую систему, а также мобильное приложение для автомобилиста. Благодаря ему владелец автомобиля может видеть свои показатели и уделять им больше внимания.

Компания-страховщик получает скоринговую модель, которая на основе полученных сведений рассчитывает уровень риска для каждого конкретного клиента и формирует справедливое персонализированное ценовое предложение. В пакет входят консалтинговые услуги по использованию телематических данных и созданию новых страховых продуктов. Передача и обработка данных происходят на облачной платформе Microsoft Azure, в которой хранятся данные.

Развернутая на платформе Azure система Microsoft SQL Server дает дополнительные возможности для обработки и анализа информации. Raxel Telematics является участником программы BizSpark, в рамках которой компании-партнеры на безвозмездной основе получают возможность пользоваться лицензионными продуктами Microsoft. Причем доступны они до официального релиза. Все это позволяет сокращать сроки запуска проекта и экономить на создании и эксплуатации решения (до 200 тыс. рублей ежемесячно). При этом возможности Azure гарантируют гибкость системы, масштабируемость и отказоустойчивость. Интеграция разработки в ИТ-среду проходила при участии немецких специалистов.

«Мы довольны результатами сотрудничества с корпорацией, — рассказывает генеральный директор Raxel Telematics Дмитрий Рудаш. — SQL Server, развернутый в облачной инфраструктуре Azure, позволяет управлять инфраструктурой и приложениями в частном и публичном «облаке». Для нас использование Microsoft Azure — одна из основ конкурентных преимуществ наших продуктов. Мы готовы обеспечивать практически бесконечное масштабирование в короткие сроки».

Три четверти клиентов — со скидкой

Путь от идеи до пилотного проекта занял меньше года, и весной 2014 года решение вышло на рынок. Возможности телематики от Raxel Telematics одними из первых в стране опробовали клиенты страховой группы «Уралсиб». Спустя некоторое время компании провели совместное исследование полученных данных. Выяснилось, например, что опаснее всего водить машину ночью – с 23 до 6 часов. В это время дорога опаснее в 3 раза, чем днем.

Превышение средней скорости по городу всего на 20 км/ч повышает риск попасть в ДТП наполовину. А резкие ускорения, торможения, перестроения и развороты являются причиной каждой пятой автокатастрофы.

В «Уралсибе» после проведенного анализа данных обращают внимание и на годовой пробег. Он тоже теперь попадает в список показателей, используемых при расчете стоимости полиса. 25% автовладельцев из мегаполисов проезжают ежегодно до 10 тыс. км, а 15% – свыше 30 тыс. км. Риск ДТП для машин с большим пробегом увеличивается в 2 раза.

Используя решение Raxel Telematics, специалисты страховой группы разработали программу поощрения аккуратных водителей: теперь клиенты могут получить 50%-ную скидку на второй платеж каско.

«Автопортрет» любой машины

Первые успешные шаги проекта предопределили его дальнейшую популярность. Сейчас приложения на базе продукта Raxel Telematics используют шесть компаний, переговоры ведутся еще с тремя. Водители с телематикой Raxel Telematics суммарно проехали уже более 100 млн км. Скидки от 5 до 35% получили более половины всех клиентов!

«В приложении «Автопортрет» находят отражение глобальные тенденции. Это большой шаг вперед в развитии «умного страхования» в России, — считает Роман Жаренков, аналитик Phystech Ventures. — Согласно оценкам Ptolemus Consulting Group, в мире уже 12 млн автомобилистов имеют страховые полисы на основе телематики, а ежегодный рост мирового рынка составит 51% и достигнет €55 млрд к 2020 году. Сегодня лидируют США, Великобритания, Италия, за ними — Канада, Франция, Испания.
Российский рынок «умного страхования» стремительно развивается: Россия за 2 года стала седьмым рынком по количеству запущенных программ страхования на основе телематики. По нашим оценкам и оценкам игроков страхового рынка, число российских пользователей каско с телематикой к 2020 году вполне может достигнуть 2–3 млн человек. Приложение «Автопортрет» дает возможность большой аудитории автовладельцев до покупки полиса и без затрат оценить все преимущества технологии «умного страхования».

«Важно понимать, что телематика в первую очередь влияет не на продажи полисов, а на убыточность портфеля, — объясняет Дмитрий Рудаш. — Результаты говорят о том, что у различных партнеров идет сокращение убыточности портфеля с телематикой в сравнении с обычным портфелем на 20–30%. Что очень много, когда мы говорим о каско. При этом 5–7% из них – это эффект, достигнутый за счет «обучения» водителей безопасной езде».

В конце марта компания совместно со страховой группой «Уралсиб» презентовала новое мобильное приложение «Автопортрет». Его суть полностью отражает название: оно позволяет заранее оценить безопасность собственного вождения с учетом той скоринговой модели, которую используют страховщики. Чтобы получить представление о своем стиле вождения, достаточно проехать всего 500 км. После этого владелец автомобиля получает персональный рейтинг и промо-код на скидку. Бесплатное приложение доступно и в AppStore, и в Google Play.