Статья

Что хочет бизнес: в чем измеряется окупаемость ИТ-проекта

business
мобильная версия

На какие дивиденды может рассчитывать бизнесмен, вложивший серьезные деньги в ИТ-инфраструктуру собственной компании? В мире высоких технологий своя валюта. Там решают уже не финансы, но лояльность клиентов, их удовлетворенность качеством и скоростью обслуживания, непрерывность бизнес-процессов и безопасность данных. Именно благодаря этим параметрам в XXI веке выигрывается конкуренция.

Инвестиции в собственное развитие — это не только расширение филиальной сети или увеличение штата. По мере прогресса росли вливания в собственную ИТ-архитектуру, бизнес стал зависим от этого элемента как никогда. Клиенты ценят время, значит, их надо обслуживать быстро, и неважно, банк это, страховая компания или целый аэропорт. Потребители хотят быть уверены в своей безопасности, а потому необходима совершенная система защиты информации. Люди поставили себя в зависимость от сервиса крупных компаний, но ничто не помешает им сменить поставщика услуг в случае серьезных сбоев. Они, в конце концов, хотят, чтобы их желания были предугаданы, и умные машины сегментируют их на группы и выстраивают таргетированные маркетинговые кампании.

На создание и поддержание подобных систем уходят весьма серьезные средства. Однако выиграть конкуренцию можно только в случае высокой окупаемости подобных инвестиций. Ключевым элементом любой высокотехнологичной платформы, на которой стоит предприятие, становятся данные — структурированные, а чаще неструктурированные — и умение ими пользоваться.

Инновации как фактор прибыли

В последние годы перед компаниями, которые хотят выиграть конкуренцию, не стоит вопроса «инвестировать в работу с данными и аналитику или нет». Тот факт, что это приносит прибыль, уже стал прописной истиной. Вопрос в другом: как сделать эти вложения максимально эффективными.

Компания IDC, исследующая мировые рынки ввела в оборот новый термин datadividend («прибыль от данных»). Он характеризует дополнительные финансовые выгоды, которые бизнес может получить, не просто вложившись в данные и аналитику, а сделав это с умом, подобрав верный ИТ-инструментарий.

Во что инвестировали компании-лидеры из исследования IDC

Аналитики разделили инвестиционные решения и расширенную работу с современными технологиями на четыре группы:

- Новые данные. Речь идет об увеличении числа типов данных и/или исходных кодов в сравнении с традиционным подходом. Например, можно сведения о транзакциях обогатить информацией о поведении и привычках клиента.

- Новая аналитика. Она подразумевает увеличение количества или видов аналитических методов, в том числе за счет расширения привычного инструментария.

- Новые метрики. Они позволяют разработать уникальные показатели эффективности, например более качественно оценить риски или работу сотрудников.

- Новые пользователи. Суть в расширении числа и типов внешних и внутренних пользователей, которые имеют доступ к данным и аналитическим решениям.

Компании-лидеры инвестировали средства по трем-четырем пунктам из этого перечня. Остальные — в два и менее. Вложения по всем четырем направлениям приводили к увеличению прибыли на 20% в сравнении с ожиданиями, по трем — на 13%, по двум — на 9% и по одному — на 8%.

Аналитики IDC исследовали более 2000 компаний по всему миру, которые были условно разделены на две группы: лидеры и все остальные. Первые активно инвестируют средства в новейшие технологические разработки, используют последние аналитические инструменты и свежие модели администрирования, постоянно ищут нетрадиционные пути получения данных. Вторая же группа либо работает по давно отработанным схемам, либо крайне неактивна в деле внедрения инноваций.

Анализ показал, что компании-лидеры в ближайшие четыре года заработают благодаря своим инвестициям в данные на $1,6 трлн больше, чем остальные участники исследования. Это означает, что data dividend для первой группы на 60% выше. В IDC пришли к выводу, что это говорит о наличии хороших возможностей максимизации отдачи от инвестиций в данные.

Увеличить доходы, сократить время

Коэффициент окупаемости инвестиций (ROI) после внедрения двух версий (2012 и 2014) популярной платформы Microsoft SQL Server исследовали эксперты компании Forrester. Они провели детальные интервью с представителями шести крупных компаний мирового и континентального масштаба, и расширили его данными опроса еще 48 организаций из США и Канады.

Критерии оценки платформ были следующие: производительность и быстродействие приложений, их надежность и сокращение времени простоя, безопасность данных, возможность разграничения прав доступа, эффективной интеграции с другими системами предприятия, а также удобство перехода на облачные технологии. По результатам была смоделирована условная типичная организация и среда деятельности. Ее штат — 30 тыс. сотрудников, а из 600 баз данных в общей инфраструктуре, 300 — Microsoft SQL Server, 200 из которых поддерживают критически важные приложения. Проведя гипотетический переход на платформу Microsoft SQL Server, аналитики сделали трехлетний прогноз по основным бизнес-показателям.

ROI типичной организации составил 113% при периоде окупаемости в 9,5 месяца. Это было достигнуто во многом за счет роста эффективности продаж на 25%. На него повлияла непрерывность бизнес-процессов, которую обеспечивают, в частности, группы доступности AlwaysOn. В последней версии разработчики предлагают создание быстрых гибридных резервных копий, а также сценарии аварийного восстановления для резервного копирования и восстановления локальных баз данных в Microsoft Azure. Параллельно происходит размещение вторичных реплик SQL Server AlwaysOn в облаке.

Помимо этого выросла на 28% прибыль от электронной коммерции. А расходы на ПО и оборудование сократились на 10% и 7% соответственно. Это стало следствием использования дополнительных серверов, которые раньше простаивали в ожидании аварийного переключения. Теперь же типичная организация использует их для резервного копирования, формирования отчетов и других задач. Благодаря интеграции с Microsoft Azure удалось ликвидировать промежуточный сервер и сократить лицензионные требования на 60%.

Ощутимые дивиденды принесло также сокращение времени простоев, количества ошибок пользователей и повышение их производительности. Ускорения достигли во многом из-за лучшей работы аналитического блока. Это не только встроенная бизнес-аналитика (BI), но и новые инструменты для анализа информации, и средства для ее визуализации. При этом ИТ-специалисты стали тратить на сопровождение критически важных приложений на 20% меньше времени. К слову, в последней версии SQL Server 2016 сочетаются технологии обработки в памяти in-memory OLTP и индексы Columnstore. Эта функция получила название Real-time Operational Analytics. Ее основное предназначение — достижение оптимального быстродействия.

В типичной организации за три года на 15% сократились показатели оттока клиентов. Это стало возможным благодаря исчерпывающему пониманию покупательского поведения, тенденций, истории покупок. В SQLServerза этот блок вопросов отвечает многомерные OLAP-кубы. Их структура, вкупе с ПО для управления корпоративными данными, помогает управлять всей бизнес-логикой предприятия и ускорять анализ данных.

Что получает бизнес от внедрения Microsoft SQL Server 2012 и 2014

Эксперты Forrester, опираясь на все те же результаты интервью и опросов, сформулировали перечень преимуществ, которые могли бы отметить менеджеры типичной организации:

- Сотрудники быстрее и точнее выполняют поставленные задачи, благодаря широким возможностям подключения к различным источникам данных и приложениям из удаленных локаций;

- Администрирование баз данных и управление приложениями стало более эффективным за счет автоматизации ряда базовых и часто повторяющихся процессов: настройки, резервного копирования, восстановления и установки;

- Бесперебойная работа приложений, повышение их уровня надежности и сокращение времени простоя обеспечивают новые источники прибыли за счет прямых продаж через интернет и более эффективной деятельности торговых специалистов;

- Улучшение работы ориентированных на клиентов приложений позволяет избежать расходов, связанных с оттоком или ротацией потребителей продуктов или услуг;

- Более современные решения для баз данных, которые обеспечивают высокий уровень безопасности;

- Сравнительно низкие затраты на лицензирование, мультиплатформенность и отсутствие трат на оборудование дают возможность экономить там, где раньше этого не происходило.

Также на 11% меньше стало проблем безопасности, связанных с передачей данных из приложений на серверы, а потому сотрудники компании стали тратить меньше времени на устранение подобных неполадок.

Готовые платформы вместо кастомизированных

Таким образом, последние исследования экспертов подтверждают: чем крупнее предприятие, тем более важную роль начинают играть конкретные направления развития работы с данными. И системы сбора, и технологии по анализу и визуализации настолько многогранны, что улучшение каждого отдельного элемента может принести серьезные прибыли. Проблема в том, что все эти апгрейды стоят немалых денег в том случае, если устанавливать их по отдельности. Ключевым для бизнеса становится грамотный выбор партнеров, которые могут предложить максимально упакованную платформы с предельно широким набором функций. Например, в компании «Балтика» работа сотен представительств завязана на CRM. Система помогает оставаться на связи с ними, но является не независимым инструментом, а частью крупной облачной платформы.

Она используется для хранения, обработки и анализа данных. Двумя ключевыми критериями функциональности системы стали скорость и отказоустойчивость. Транзакции из миллиона команд выполняются за секунду, а для внесения изменений не нужно ждать по 2-3 часа. Бизнес стал более оперативным и надежным. Это вылилось в бизнес-показатели практически мгновенно. Причем, не только из-за динамизации бизнес-процессов.

«Даже по самым скромным оценкам, на прежней архитектуре затраты на приобретение других, более мощных серверов, необходимых для поддержки централизованной CRM-системы регионального уровня, составили бы не менее $1 млн. Но суммарная выгода от внедрения новой версии Microsoft SQL Server во много раз выше — в кратчайшие сроки и с минимальными затратами мы развернули ИТ-платформу, необходимую для укрепления рыночных позиций компании и для реализации стратегических бизнес-планов на ближайшие годы. С началом использования SQL 2016 мы получаем еще больше возможностей», — перечисляет результаты внедрения Герман Эпштейн, CIO Carlsberg Eastern Europe и вице-президент по ИТ пивоваренной компании «Балтика».