Цифровое равенство


← На главную

«Стать лучше, модернизироваться и делать как можно больше для своих клиентов». «Быть в тренде». «Изменить прежние методические и технологические подходы». «Объединить в виртуальном пространстве сотрудников территориально-распределенной организации». «Создать эффективный отдел продаж». «Научить партнеров работать качественно». Таков далеко неполный список задач, которые успешно решили классические представители российского малого и среднего бизнеса. Все они сделали ставку на применение современных ИТ-решений. И не ошиблись.

Цифровая дискриминация осталась в прошлом. Революция в сфере коммуникаций, массовое использование мобильных устройств, доступность облачных сервисов и платформ, широкое распространение аутсорсинга, появление новых классов программного обеспечения и более современных подходов к реализации ИТ-проектов — все это привело к «выравниванию возможностей». Наступает эра паритетных условий доступа к глобальному стеку информационных технологий. И это уникальный шанс, которым благодаря своей гибкости, подвижности, высокой скорости реакции и креативной энергии могут воспользоваться малые и средние предприятия, находящиеся в процессе поиска новых источников эффективности. Особенно в условиях, когда крупные игроки переживают непростой период трансформации унаследованных бизнес-процессов, не отвечающих требованиям сегодняшнего дня.

Чего ждут малые и средние предприятия от рынка ИТ?

За последние годы подходы к использованию ИТ-решений претерпели существенные изменения. Практика «натурального хозяйства», требовавшая значительных капитальных затрат для приобретения «вечных» лицензий на программное обеспечение, собственных вычислительных мощностей и систем хранения данных безвозвратно ушла в прошлое. Новый девиз динамично развивающихся предприятий — не владеть, а использовать. «Все очень быстро устаревает», — отмечает руководство компании ООО МК «Невский». Технологический и рыночный ландшафт стремительно меняется. Не случайно все большей популярностью начинают пользоваться облачные программные продукты и технологические платформы, доступ к которым осуществляется по подписке, что позволяет гибко управлять ИТ-бюджетом и всегда иметь гарантированный доступ к наиболее актуальным решениям.

Малому и среднему бизнесу уже не нужно доказывать преимущества модели «ИТ как услуга». Еще недавно средства автоматизированного бизнес-анализа больших объемов данных были доступны лишь самым крупным участникам рынка. А сегодня менеджмент компании SAHAR&VOSK благодаря использованию облачного аналитического инструментария получил возможность управлять бизнесом буквально в режиме реального времени и масштабировать наиболее удачные маркетинговые ходы на все салоны сети.

В отличие от характерной для крупного бизнеса проектной парадигмы, когда внедрение масштабной информационной системы может занимать годы (с непредсказуемым результатом), растущие компании — идеальные клиенты для поставщиков, готовых предложить продуктовый подход. Главное здесь — не абстрактная «автоматизация», а возможность использовать ИТ-инструментарий, обладающий безусловной ценностью для бизнеса. Реализация планов расширения круга корпоративных заказчиков потребовала от компании Concept Electro применения современных средств планирования и управления ресурсами, чтобы снизить зависимость от «человеческого фактора». Благодаря удачному выбору базового продукта, предприятию удалось в сжатые сроки получить требуемый результат: обеспечить соблюдение сроков реализации проектов и добиться необходимого уровня ответственности исполнителей при решении каждой поставленной задачи.

Не менее очевидный тренд — стремление уйти от «зоопарка» плохо совместимых друг с другом продуктов. Малый и средний бизнес все чаще делает осознанный выбор в пользу технологических экосистем производителей программного обеспечения, решения которых прозрачно стыкуются друг с другом, что позволяет по мере необходимости достраивать недостающие элементы ИТ-инфраструктуры. Здесь показателен опыт учебного центра «Специалист», предложившего клиентам интегрированную среду дистанционного профессионального образования на базе платформы групповой работы и сервиса потоковой передачи видео.

Любому серьезному проекту, реализуемому в интересах крупной компании, как правило, предшествует длительный этап консалтинга, призванный прояснить истинные ожидания заказчика. В этом смысле представители сегмента малого и среднего предпринимательства — намного более комфортные клиенты для поставщиков ИТ, поскольку способны четко сформулировать приоритеты бизнеса. Например: «активизировать работу инженерного персонала, снизить зависимость от сложного документооборота и перейти к использованию платформы, позволяющей получать качественные и пригодные для дальнейшей обработки данные, с которыми можно работать по всей производственной цепочке». Любой правильно поставленный вопрос содержит в себе ответ. Наглядное подтверждение этого тезиса — опыт компании «Сельскохозяйственная техника», добившейся сквозной цифровизации обслуживания клиентов «в поле» на базе платформы облачных вычислений и специализированного решения для автоматизации выездного сервиса.

Еще один показательный штрих — стремление растущих компаний воспользоваться всеми преимуществами внедрения по модели «быстрого результата», набирающей популярность в последние годы. И это хорошо понимают сервис-провайдеры. В том числе — ИТ-интегратор, сумевший всего за полтора месяца реализовать проект по развертыванию инструментов проектного управления в инжиниринговой компании AquaHelp, специализирующейся на вопросах водоснабжения и гидрогеологии.

Также важно отметить растущее влияние российских ИТ-компаний — сервис-провайдеров, интеграторов и др. — на развитие организаций малого и среднего бизнеса. Все чаще они становятся доверенными партнерами, которые помогают быстро и эффективно решать самые важные и сложные задачи, а иногда даже играют роль бизнес-консультантов.

Переход к цифровой экономике радикально меняет сложившиеся представления об источниках успеха в бизнесе. Размер вложенных инвестиций и количество сотрудников, возможности доступа к источникам финансирования и административный ресурс — все это больше не гарантия лидерства даже в среднесрочной перспективе. При этом все большую роль начинает играть правильный выбор технологических инструментов, позволяющих эффективно управлять процессом создания рыночной ценности. И это хорошо понимают руководители компаний, поделившихся опытом внедрения современных ИТ-решений на страницах нашего проекта.