Евгений Родионов:
Главное качество ИТ-инфраструктуры – катастрофоустойчивость
Петербургская компания «Технопоиск» – дистрибьютор бытовой техники. О том, как строится работа ИТ-подразделения на этом современном предприятии, рассказывает руководитель отдела инфраструктуры ИТ Евгений Родионов.
CNews: Что представляет собой ИТ-инфраструктура вашей компании? Какие системы являются ключевыми?
Евгений Родионов: ИТ-инфраструктура нашей компании – это территориально распределенный комплекс программно-аппаратного обеспечения. Основными являются системы автоматизации управления деятельностью предприятия. Дизайн ИТ-инфраструктуры компании основан не только на лучших практиках, существующих в отрасли, но и на опыте реализации аналогичных проектов в других компаниях, а также высоком уровне внутренней экспертизы наших специалистов. Я могу это с уверенностью утверждать, потому что знаю, как ИТ-специалисты на систематической основе повышают свой профессиональный уровень. Компания очень щепетильно подходит к вопросу роста собственных кадров, управлению талантами, подбору персонала. В частности, при подборе кандидата на позицию одного из руководителей группы по поддержке направления продуктов Microsoft, я провел 34 собеседования. Это мой личный рекорд.
На мой взгляд, ключевой вопрос, который необходимо решать при создании ИТ-инфраструктуры компании – это катастрофоустойчивость. Перед каждым руководителем ИТ-подразделения стоит задача найти оптимальные стоимость и модель ее реализации.
В нашей компании ключевые узлы ИТ-инфраструктуры дублированы, поэтому выход из строя отдельного узла не влияет на работу системы в целом. Уровень доступности отдельных инфраструктурных сервисов, например «Сети передачи данных», сопоставим с уровнем ведущих облачных операторов.
Много времени мы уделяем анализу новых решений и технологий. Мы находимся в постоянном контакте с представителями производителей, чтобы предлагать нашим бизнес пользователям наилучшие решения, тем самым повысив конкурентоспособность нашей компании в целом.
CNews: Какие возможности получила компания благодаря автоматизации ключевых направлений, процессов?
Евгений Родионов: Мне как руководителю инфраструктурного подразделения приятно отметить, что работы по автоматизации процессов и внедрению «тыловых», поддерживающих бизнес-процессов в департаменте ИТ дают свои плоды. В частности, процессы по ИТ-поддержке операционной деятельности компании благоприятно сказываются на удовлетворенности наших внутренних заказчиков, доступности предоставления услуг. Для нас это важные реперные точки, показатели.
Дополнительно к оценке, выставляемой заказчиком по каждому решеному обращению, мы периодически проводим массовые опросы удовлетворенности наших заказчиков, и последние опросы показывают, что показатель удовлетворенности составляет более 4,85 по 5-бальной шкале. Доступность услуг составляет не менее 99% в год. На мой взгляд, это достойные результаты.
Во IIквартале 2016 года был зафиксирован абсолютный рекорд: в течение одного часа по всем услугам департамента информационных технологий не было ни одного инцидента.
CNews: Есть ли у вашей компании оформленная ИТ-стратегия? Какие ключевые направления вы могли бы выделить в ней? Подвергалась ли она корректировке в связи с кризисом?
Евгений Родионов: Безусловно, есть. Вся работа подчинена стратегии развития компании, которая формализована на краткосрочный и долгосрочный периоды. ИТ-стратегия является неотъемлемой частью общей стратегии развития организации.
В свою очередь, ИТ-стратегия подразделяется на отдельные компоненты (развитие инфраструктуры, приложений, инноваций, интеграции и т.д.). На основании принятой стратегии формируется портфель ИТ-проектов. Совместно с ключевыми бизнес заказчиками, топ-менеджментом компании мы проводим оценку полезности того или иного проекта – это является основой для реализации проектов в необходимые для бизнеса сроки, с требуемым качеством и в рамках согласованных, выделенных ресурсов.
Стратегия компания пересматривается по мере необходимости, но не реже одного раза в год. В своей проектной деятельности мы активно используем метод критической цепи, данный метод помогает нам делать дополнительные точечные усилия для реализации проектов в срок. Для меня, как для управленца это индикатор успешности управления сроками проекта. Ключевыми направлениями в 2016 году для нас остаются задачи автоматизации, а также задачи повышения уровня зрелости существующих бизнес-процессов.
Я хочу отметить, что стратегия может изменяться не только под влиянием кризисных или еще каких-то других явлений. Не нужно считать их чем-то из ряда вон выходящим. Результат внепланового изменения стратегии — это скорее следствие симбиоза в работе бизнес-заказчиков и ИТ-подразделений, как результат адаптации к постоянно меняющимся условиям работы. От того, насколько хорошо бизнес-подразделения и ИТ-служба работают в связке, зависит конкурентоспособность компании в целом. От скорости изменения направления общих усилий непосредственно зависят конкурентные преимущества, получаемые компанией.
CNews: Какие основные вызовы, сложности стоят сейчас перед ИТ-службой компании?
Евгений Родионов: Основные сложности на данный момент связаны с отсутствием должного уровня автоматизации проектной деятельности в целом. Для департамента информационных технологий вопрос автоматизации проектной деятельности рассматривается только в связке с операционной деятельностью специалистов департамента ИТ. При реализации проектов мы максимально используем существующие внутренние ресурсы. Из-за этого у нас иногда образуются «белые пятна» при ресурсном планировании проектной деятельности.
Использование внутренних ресурсов дает ощутимый финансовый эффект – сокращение затрат на внедрение систем, но в противовес мы вынуждены более тонко работать в части ресурсного, календарного планирования, управления персоналом. «Эмоциональный интеллект» при таком подходе для меня не термин из области психологии, а инструмент, навык, который приходится ежедневно использовать.
В качестве второго вызова я бы отметил сложности формализации процессов управления релизами и проблемами.
CNews: Проводила ли ваша компания внутренние ИТ-проекты в 2015–2016 годах? Что это были за проекты?
Евгений Родионов: Департамент информационных технологий является основным поставщиком ИТ-услуг для нашей компании. Более 90% проектов мы реализуем за счет внутренних компетенций, самостоятельно. Наиболее крупными в 2015–2016 годах стали проекты модернизации сети передачи данных компании, модернизации сервиса «сетевые файловые ресурсы», создание сервиса унифицированных коммуникаций, модернизации корпоративной электронной почты.
CNews: Какие у вас планы на 2016–2017 годы?
Евгений Родионов: На текущий момент ведется работа по целому ряду амбициозных проектов. Наиболее сложными на мой взгляд являются проект автоматизации проектной деятельности, а также разработка и внедрения процессов управления проблемами и мощностями.