Михаил Косилов:
Продажа части бизнеса позволит нам развить новое направление
В условиях девальвации рубля сложнее многих приходится компаниям, торгующим ИТ-оборудованием. Как идут дела у крупного дистрибутора RRC, к чему приведет продажа прибыльного восточноевропейского бизнеса и зачем нужен контракт с Microsoft, рассказывает главный операционный директор RRC Михаил Косилов.
CNews: Каким был 2015 год для российского рынка ИКТ-оборудования?
Михаил Косилов: Безусловно, это был тяжелый год. Но оценивать его в цифрах можно только зная, о каком рынке мы говорим. Сферу розничной торговли ИТ-устройствами я могу оценивать только как потребитель – здесь я для себя отметил, что, если считать все цены в рублях, то покупать уже дешевле в России, чем за границей. Думаю, что это негативно отражается на марже поставщиков.
Михаил Косилов: Главное событие года – продажа восточноевропейского подразделения RRC
международному дистрибьютору Ingram Micro
RRC работает на корпоративном рынке, занимается так называемой value added дистрибуцией оборудования – на этом рынке я могу оценить падение объема рынка примерно на 20%, если считать в рублях.
Мы в основном торгуем американским оборудованием. В связи с политическими процессами – санкциями с одной стороны и стремлением к импортозамещению с другой – несколько сузились возможности для развития продаж.
CNews: Как завершила прошлый год компания RRC в России? Как развиваются ваши зарубежные рынки?
Михаил Косилов: Если говорить о «домашнем» российском рынке, то в целом мы прошли год неплохо и довольны его результатами. В рублевом исчислении был даже рост доходов. Если в целом по группе он составил 30%, то в России – примерно 5-10%. Общая выручка группы составила около 35 млрд рублей.
На зарубежном рынке абсолютно другая динамика, чем в России. Она не связана ни с импортозамещением, ни с санкциями. Во многих странах, как, например, в Польше, где у нас второй по размеру рынок, нет никакой привязки бюджетов к цене нефти. Во всех восточноевропейских странах RRC показывает стабильный прогнозируемый спрос, и мы довольны темпами развития там.
Если говорить о странах СНГ, где мы также присутствуем, то заметна разная динамика. В самом тяжелом состоянии по понятным причинам находится рынок в Украине – но он существует и никуда не исчезает. Наверное, ИКТ уже стали такой же неотъемлемой частью нашей жизни, как еда: можно отказаться от деликатесов, но не от основных продуктов.
Михаил Косилов: Мы собираемся построить большой дистрибуторский бизнес
на продаже облачных решений
Для Азербайджана и Казахстана свойственны сильная привязка доходов бюджета к ценам на нефть и большая доля госзаказа в общем числе ИТ-проектов. Поэтому там рынок тоже сжимается.
И есть страны с небольшими пока еще рынками ИКТ – это, например, Киргизия, Таджикистан, Туркмения. Там мы не строили большие планы и поэтому не испытываем разочарования.
CNews: Как повлиял 2015 год на вашу стратегию? Какие главные события произошли с компанией за это время?
Михаил Косилов: Главное событие года – продажа восточноевропейского подразделения RRC международному дистрибьютору Ingram Micro. Сейчас сделка находится в процессе завершения – мы должны пройти все процедуры, предусмотренные европейским законодательством. Мы рассчитываем, что сделка будет закрыта к середине лета, и мы полностью передадим бразды правления новому владельцу. Сегодня подразделение в Восточной Европе еще остается в составе нашей компании.
Причина продажи лежит в глобальных событиях. Мы видим, что на рынке ИТ в мире идет процесс консолидации игроков. Будущее – за большими, глобальными компаниями, если говорить об открытых рынках. Соответственно, Ingram Micro был заинтересован в приобретении крупного регионального бизнеса и сделал нам хорошее предложение.
Благодаря сделке у нас появились свободные средства для развития ряда своих проектов. В частности, мы собираемся построить большой дистрибуторский бизнес на продаже облачных решений.
Это новое направление бизнеса RRC связано с распространением на российском рынке решений Microsoft. Речь в основном идет о программах лицензирования для корпоративного сектора. Продажи будут вестись через наших партнеров, основное направление развития будет связано с малым и средним бизнесом.
Обсуждая с коллегами из Microsoft планы, мы обнаружили, что в нашей сети есть довольно много партнеров, которые до сих пор не продают решения этого производителя. Это дает нам основания рассчитывать на бурный рост продаж в первый период. Так мы можем быть полезными и для рынка и для нашего нового партнера.
Михаил Косилов: Мы уделяли и будем уделять большое внимание российским регионам
и нашим партнерам, которые там работают
Мы по-прежнему дистрибутор, и мы работаем через партнеров. То есть, идеологически наш бизнес остается прежним – меняется его технологическая составляющая.
CNews: Какие перспективы у ваших традиционных направлений бизнеса?
Михаил Косилов: Традиционных направлений у нас четыре. Инфраструктурное – это серверы, системы хранения данных и системы бесперебойного питания – мы продолжаем развивать. Направление оборудования для передачи данных тоже имеет хорошие перспективы, несмотря на то, что рынок основного нашего вендора Cisco Systems несколько сжался из-за санкций и импортозамещения. Третье направление – информационная безопасность. Оборудование для ИБ, безусловно, всегда будет востребовано, особенно в условиях кризиса и повышенных информационных рисков. И, наконец, направление сбора данных тоже может подрасти, поскольку внедрение новых технологий зачастую позволяет компаниям экономить.
CNews: Как развиваются ваши партнерские программы в регионах России?
Михаил Косилов: Развитие регионов по-прежнему остается важной частью нашего бизнеса. Мы видим, что они растут быстрее, чем центр, а там, где есть падение – падают медленнее центра. Причина этого в том, что в свое время ИКТ-рынок в Москве развивался взрывными темпами, а сейчас региональный бизнес понемногу его догоняет.
Сейчас в регионах много проектов, их нужно обеспечивать поставками. Наша политика такова, что в большинстве городов мы не содержим офисы, или имеем крайне небольшое число людей. Так же поступают и вендоры: в Москве они держат большие представительства, активно себя ведут и тем самым генерируют часть наших продаж. Но в других городах их почти нет. Поэтому мы уделяли и будем уделять большое внимание российским регионам и нашим партнерам, которые там работают.
CNews: Как вы считаете, насколько сильно повлияет на инфраструктурные проекты компаний тенденция переводить все ИТ в облака? Будут ли они все так же идти, несмотря на кризис, ведь за это время уже возник отложенный спрос на оборудование?
Михаил Косилов: На мой взгляд, да, безусловно, будут. Люди привыкают жить в той реальности, которая их окружает. И, привыкнув, начинают обустраивать свою жизнь, свой бизнес. Ведь разруха, как известно, – в головах, а не в кошельках. Занимаясь обустройством бизнеса, компания неизбежно приходит к инфраструктурным проектам.
Я думаю, что таких проектов станет меньше, чем в богатые годы, изменится список производителей – будет меньше американских и больше китайских, российских. Может быть, изменится технологическая структура проектов – часть уйдет в облака. Но ведь и облака – это тоже оборудование: серверы, каналы передачи данных. Соответственно, в этой части число проектов увеличится.
Кроме того, будут проводиться крупные мероприятия, которые повлекут за собой большие ИТ-проекты. Например, Чемпионат мира по футболу 2018 года – это огромное мероприятие, подготовка которого связана и со строительством, и с созданием инженерной и ИТ-инфраструктуры.
Что же касается мнения, будто весь бизнес станет облачным – я в это не верю, это преувеличение. Станет ли большим облачный бизнес в России? В широком смысле он уже стал, но корпоративный рынок value added дистрибуции пока еще невелик. С другой стороны, все производители отмечают рост интереса компаний к облачным решениям, так что логика событий говорит в пользу его роста. Насколько он будет значительным – время покажет.