Техносерв:
Рынком
востребованы ИТ-услуги, способные оказать существенное влияние на развитие
бизнеса
В непростых условиях прошедшего года группа компаний «Техносерв» показала рост почти на 15% и перешагнула рубеж в ₽50 млрд. Уверенную позицию на рынке занимают только те компании, которые умеют вовремя менять стратегию развития, диверсифицируют портфель заказчиков, знают их бизнес, имеют устойчивую финансовую позицию, говорит Сергей Корнеев, президент группы компаний «Техносерв».
CNews: Каковы итоги 2015 года для российского рынка ИТ в целом, по вашим наблюдениям? Справедливо ли мнение, что сегодняшний кризис протекает существенно тяжелее, чем кризис 2009 года?
Сергей Корнеев: Думаю, что кризис 2009 года был более неожиданным как для заказчиков, так и для ИТ-компаний. За это время мы научились жить с кризисом, подстраиваться под него. Если мы начнем вспоминать, какой был рынок тогда и какой сейчас, то мы просто не узнаем его – многих игроков нет или они существенно сдали позиции. Мало кто сегодня зарабатывает на продаже «железа», поменялись драйверы развития ИТ-компаний, мы работаем с другими технологиями.
Понятно одно – уверенную позицию на рынке занимают только те компании, которые умеют вовремя менять стратегию развития, диверсифицируют портфель заказчиков, знают бизнес своих заказчиков, имеют устойчивую финансовую позицию. Именно так живет группа «Техносерв».
CNews: Какие сегменты рынка показали наибольшее падение, а какие, напротив, получили новый толчок для развития?
Сергей Корнеев: Не ошибусь, если скажу, что госсектор продолжает оставаться драйвером для ИТ. В 2015 году этот сегмент у группы компаний «Техносерв» продемонстрировал 30% рост. Также хорошие показатели роста в сегменте энергетики и банковском секторе. Снизил скорость развития телеком, но это и понятно – основные сети отстроены. Операторы ищут, на чем им зарабатывать в сложившейся ситуации.
CNews: Как ваша компания чувствует себя в новых условиях?
Сергей Корнеев: По результатам прошлого финансового года, который закончился у нас 31 марта 2016 года, группа «Техносерв» показала рост почти на 15% и перешагнула рубеж в p50 млрд, что говорит само за себя. Основной вклад в этот результат внесли системная интеграция, работы по оказанию сервиса и аутсорсинга и консалтинговые услуги.
Серьезные проекты были реализованы в финансовом и телекоммуникационном секторах, активно велась работа с госструктурами. В течение прошедшего года группа активно работала над собственными продуктами для различных отраслей, в том числе в рамках развития практик «Безопасный город», Big Data и аналитика. Отдельно хочу отметить, что мы один из немногих интеграторов, сохраняющих и развивающих партнерство с крупнейшими вендорами. Это позволяет «Техносерву» предоставлять комплексную поддержку своим заказчикам по решениям всех ключевых производителей.
CNews: Какие меры пришлось принимать для того, чтобы сохранить устойчивое положение?
Сергей Корнеев: Одно из важнейших наших преимуществ – это финансовая стабильность. «Техносерв» может позволить себе работать с крупными заказчиками на самых гибких условиях. Заказчики знают, что мы надежная и крупная компания, которая никуда не исчезнет по ходу реализации проекта. Сегодня это очень важно.
В своем развитии основной упор мы сделали на расширении своего сервисного направления, создании собственных решений и дальнейшей диверсификация бизнеса.
CNews: Расскажите подробнее о сервисном направлении.
Сергей Корнеев: Направление по предоставлению ИТ-услуг и аутсорсинга за прошлый год выросло более чем на 25%. Это результат нашей трехлетней работы по становлению этой вертикали бизнеса. За последний год «Техносерв» значительно расширил свою региональную партнерскую сеть. Сегодня собственные инженеры «Техносерва» представлены в 40 регионах. В каждом регионе у компании есть набор авторизованных подрядчиков, подтвердивших свою квалификацию. Партнеры пользуются Service Desk интегратора, третьей линией поддержки, базой знаний и т.д.
Кроме того, «Техносерв» поддерживает сервисные специализации, в том числе уникальные, у всех ключевых для российского рынка производителей телеком и ИТ-оборудования. Например, у Juniper сегодня в числе авторизованных сервисных партнеров по уровню Professional Services Partner всего две компании, в числе которых «Техносерв». В результате наши клиенты – это крупные государственные структуры такие, как ФМС России, Пенсионный фонд России, Федеральное казначейство. Также из заказчиков в этой области выделяются X5 Retail Group, МТС, «Альфа Банк», Сбербанк, Промсвязьбанк, Центральный банк, ВТБ 24.
CNews: Что сделано группой в направлении импортозамещения и собственной разработки?
Сергей Корнеев: Снижение ценовой привлекательности импортных предложений, санкции в отношении государственных компаний, курс на импортозамещение, поощрение инноваций на государственном уровне стимулируют нас фокусироваться на собственных продуктовых разработках. Накопленные в течение 20 лет существования «Техносерва» знания о потребностях заказчиков, опыт реализации комплексных проектов мы конвертируем в расширение и совершенствование собственной продуктовой линейки.
Семейство продуктов для «Безопасного города», платформа интеграции и ускоренной разработки приложений, биометрические продукты, продукты в области телекоммуникаций, управления услугами и ресурсами, платформа для управления «облачными» средами уже активно используются нашими заказчиками. Мы начинаем действия по включению этих решений в реестр отечественного программного обеспечения.
В дополнение к перечисленному выше, мы работаем над созданием более 20 новых продуктов, активно используя сложившиеся взаимоотношения с партнерами и инновационную среду Сколково. Технологии интернета вещей, инструменты детектирования, распознавания и прогнозирования, платформы обработки потоковой информации в реальном времени, навыки работы с большими данными, инструментарий blockchain, симбиоз отраслевых знаний дают коллективу «Техносерв» идеи для создания новых продуктов, предоставляющих конкурентные преимущества нашим заказчикам.
CNews: Расскажите чуть более подробно о некоторых их них.
Сергей Корнеев: Давайте возьмем блок продуктов «Техносерва», входящих в решения для построения комплексов «Безопасный город». Например, нами созданы и внедрены в ряде городов АРМ оператора единой дежурной диспетчерской службы (ЕДДС) и портал муниципальных служб. В этих решениях реализовано управление межведомственным взаимодействием различных служб при возникновении чрезвычайных происшествий и универсальная геоинформационная платформа, возможности которой используются для отображения и управления требуемой информацией в контексте конкретной местности.
Также нами создана платформа для автоматизации диспетчерских служб «112» и Центров обработки вызовов (ЦОВ). Данная разработка носит название t.Helios. В 2015 году «Техносервом» разработан дополнительный модуль компьютерной телефонии для автоматизации ЦОВ. Решение позволяет создавать многоуровневые IVR-меню с возможностью распознавания речи (Automatic Speech Recognition), озвучивать текстовую информация (Text-to-speech), производить интеллектуальную маршрутизацию вызовов, записывать и прослушивать все разговоры в системе. Сейчас мы заканчиваем работу над созданием облачного решения для «Системы 112», что позволит легко и гибко масштабировать региональные службы и организовать службы «Системы 112» даже в отдаленных муниципальных образованиях без затрат на инфраструктуру.
Семейство биометрических решений КАСКАД внедряется «Техносервом» уже давно и хорошо себя зарекомендовало. В 2015 году работы по этому направлению вышли на новый виток развития. На прошедшей в мае 2016 года на ВДНХ выставке «Комплексная безопасность» был продемонстрирован мобильный комплекс нового поколения по анализу потокового видео. Несмотря на свою компактность, это полнофункциональный комплекс, который может быть быстро внедрен на временных и малых объектах. Например, на массовых мероприятиях или в сети фитнес-центров. Решение может автономно функционировать на территории конкретного комплекса, а хранение информации и ее анализ будет осуществляться централизованно. Система может быть внедрена как на оборудовании заказчика, так и предоставляться в виде услуги из облака «Техносерва». Другим направлением развития новой более производительной версии семейства КАСКАД стала интеграция с решениями по работе с большими данными, что позволило проводить более глубокую аналитическую обработку полученной информации.
CNews: «Техносерв» традиционно занимался направлением ЦОД – как оно развивается сегодня?
Сергей Корнеев: До последнего времени ключевой компетенцией «Техносерва» на данном направлении было строительство дата-центров для наших заказчиков. При этом мы являемся не только исполнителями проектов по строительству, но и помогаем заказчикам строить инженерную и ИТ-инфраструктуру, которая определяется назначением будущего дата-центра. Приступая к новому проекту, мы всегда выясняем основной момент: станет ли ЦОД основной площадкой для концентрации и обслуживания ИТ-систем клиентов, или планируется использовать дата-центр как коммерческий, с целью для оказания услуг по моделям SaaS, PaaS или IaaS.
Помимо строительства, новое направление бизнеса «Техносерва» в рамках ЦОД – предоставление облачных сервисов, в том числе в партнерстве с компанией «Авантаж», для которой мы в настоящее время достраиваем дата-центр в подмосковном Лыткарино. Хочу подчеркнуть, что это будет единственный в стране коммерческий ЦОД TIER III на более чем 2200 стоек, запущенный в одну стадию. В России есть большие ЦОД со схожим количеством стоек, но «Авантаж» введет свои в эксплуатацию единовременно.
CNews: Какие ИТ-услуги наиболее востребованы сегодня крупным бизнесом?
Сергей Корнеев: В технологическом аспекте востребованы частные и гибридные облака как один из вариантов решения проблемы динамического изменения вычислительных мощностей при отсутствии значительных затрат в CAPEX. Одна из форм их применения – создание тестовых сред – услуга, которую активно используют заказчики «Техносерва». При помощи технологий виртуализации в облаке моделируется реальный ИТ-ландшафт заказчика со всеми системами, типовыми интерфейсами, наборами данных и т.п. В этой среде тестируется, например, новая информационная система, которая планируется к запуску в эксплуатацию, или происходит доработка существующих решений, которые невозможно тестировать в реальной ИТ-инфраструктуре.
Предварительное тестирование в эмулированной среде позволяет сократить сроки ввода новой системы в промышленную эксплуатацию, существенно снизив или даже сведя к нулю сопутствующие риски. И не затратив при этом больших денег на воспроизведение тестовой ИТ-инфраструктуры, что немаловажно.
Кроме того, использование частно-гибридных облаков дает возможность заказчику оперативно изменять пул вычислительных ресурсов, сохраняя при этом контроль за затратами на арендуемые мощности. Данное направление очень актуально в банковской сфере и телекоме, где сбои в работе информационных систем особенно критичны, и предварительное функциональное и нагрузочное тестирование вне периметра организации чрезвычайно важно.
Оказание высокоинтеллектуальных услуг в узких ИТ-областях – еще один актуальный тренд. В этом контексте актуально, например, построение системы информационной безопасности в формате стороннего Security Operation Center (SOC), который осуществляет мониторинг событий ИБ, строит и анализирует корреляции событий, определяет методы и процедуры реагирования и предоставляет всю необходимую информацию службе ИБ заказчика. Мы как профессионалы в области ИБ понимаем, каким образом обеспечить безопасное взаимодействие нашего SOC с инфраструктурой клиента, какие для этого нужны средства, программно-аппаратные комплексы и специалисты, и как это сделать экономически эффективно по совокупности. Таким образом, в данном случае клиенту предлагается не просто вывод ИБ в аутсорсинг, а комплексная услуга по оптимальной стоимости.
В завершение отмечу главное: рынком сейчас востребована конечная, смысловая ИТ-услуга, которая важна для основного бизнеса заказчика и имеет четкие критерии и показатели влияния на него.