|
|
Евгений Дащинский: "Системная интеграция окончательно интегрировалась с бизнес-консалтингом"В интервью CNews.ru генеральный директор компании AYAXI Евгений Дащинский поделился своим видением ситуации и перспектив развития IT-рынка России, рассказал об основных проектах, реализованных компанией в 2001 году. CNews.ru: Каковы на ваш взгляд основные тенденции на рынке системной интеграции в России в 2001 г.? Евгений Дащинский: Рынок системной интеграции в России, как и во всем мире, не отделим от рынка традиционного консалтинга: невозможно интегрировать информационную систему высокого класса (ERP, СRM или SCM) не проведя огромной работы по бизнес- консультированию и, зачастую, реинжинирингу бизнес-процессов предприятия или компании. Поэтому рассматривать системную интеграцию самостоятельно, в отрыве от традиционных отраслей экономики не приходится. 1999 год в отечественной экономике характеризовался стремлением крупных сырьевых корпораций получить куски собственности в отраслях высоких переделов. Самой шумной сделкой такого рода стало приобретение Сибалом ГАЗа. 2000 год стал временем, когда новые собственники окончательно укреплялись на предприятиях, проводя реструктуризации, реорганизации, избавлялись от непрофильных производств и т.д. Уходящий год мне представляется, своего рода, рубежом - в промышленном секторе появилось осознание, что проведенный комплекс мер не дает необходимой отдачи. Придя из добывающих отраслей, где прибыль прямо пропорциональна добыче и где обычный комплекс мер, сопровождающий появление новых собственников на производстве, давал существенное увеличение доходов, новые собственники поняли, что доходы в высокотехнологичных отраслях экономики - таких как машиностроение, авиастроение, производство товаров народного потребления - напрямую зависят от организации процесса производства, поставок и продаж. Наиболее наглядно это может быть продемонстрировано на примере того же ГАЗа: все помнят, каких усилий (вплоть до остановки конвейера) автомобилестроителям стоило урегулировать отношения с поставщиками комплектующих. Выход из этого может быть только один - автоматизация информационных процессов, дающая возможность управленцам в любой момент времени увидеть реальное состояние интересующего их сектора или всего финансово-экономического состояния предприятия в целом. На мой взгляд, первое и самое ценное приобретение 2001 года состоит в том, что новые собственники промышленных предприятий осознали необходимость информатизации своих производств. Вторым достижением 2001 года, я бы назвал то, что компании, занимающиеся системной интеграцией, доросли до уровня осознания необходимости поставки на рынок комплексных консалтинговых услуг, одной из составляющих (зачастую не самой важной и не самой дорогой) которых является системная интеграция. Системная интеграция перестала быть чем-то самостоятельно существующим и, надеюсь, окончательно интегрировалась с бизнес-консалтингом. От простой продажи "железа" и программного обеспечения системные интеграторы перешли к первым попыткам диагностировать имеющиеся бизнес проблемы своих клиентов и предлагать им различные пути решения. Причем, новая тенденция перехода от торговли hardware и software к предоставлению комплекса услуг по решению бизнес-проблем клиентов выявила и ряд существенных недостатков в работе самих консультантов. Гипертрофированный штат большинства системных интеграторов при серьезном дефиците квалифицированного менеджмента приводит к невозможности качественно диагностировать бизнес-проблемы и предложить соответствующее сложности программное обеспечение. Не думаю, что отсутствие бизнес-профессионалов - это вина ИТ-компаний. Скорее - следствие их невостребованности в ИТ компаниях вплоть до последнего времени. Невостребованность же объясняется отсутствием в реальном секторе экономики потребности в консультационных услугах такого рода. Еще одной серьезной проблемой, стоящей перед ИТ компаниями, является на мой взгляд, их внутренняя не структурированность и, как следствие, не нацеленность на предоставление своим клиентам стратегического бизнес-консалтинга с применением ИТ технологий. Внутренняя структурная организация большинства ИТ компаний все еще отвечает потребностям предыдущего периода - простой продажи "железа" и софта. Рыночные изменения потребуют существенной перестройки всего ИТ бизнеса. CNews.ru: Насколько сильно вырос рынок по сравнению с 2000 г.? Е.Д.: При всем том, что я говорил ранее, рынок вырос, на мой взгляд, не существенно. Это объясняется спадами, регулярно происходившими в экономике, нестабильностью самой экономики. Другое дело, что эти спады были вызваны скорее субъективными причинами (терроризм, завышенные цены, инфляционные ожидания и т.д.), чем объективными. CNews.ru: Каковы, по-вашему, перспективы развития отрасли на 2002 год? Е.Д.: Я уверен, что отрасль будет динамично развиваться, но качественного скачка не произойдет. Развитие будет обусловлено тем, о чем я говорил выше - серьезными менеджерскими сдвигами в высокотехнологичных отраслях высоких переделов. Промышленность вновь говорит о необходимости создания собственных ИТ департаментов, приглашении квалифицированных специалистов на должности CIO в ранге вице-президентов. Достаточно показателен в этом плане тот факт, что, начиная с февраля 2002 года, Академия Народного Хозяйства откроет годовой курс обучения ИТ технологиям для менеджеров высшего звена. В тоже время, нельзя сбрасывать со счетов и то обстоятельство, что рынок сильно изменился. Клиента перестало интересовать, какие именно ИТ технологии использует консультант. Первое и основное, что волнует заказчика - это предоставление ему такого решения, которое позволяет ему управлять эффективнее и с меньшими издержками. А будет ли это достигнуто за счет внедрения ERP или за счет традиционных методов консультирования, его не интересует и не должно интересовать - это дело консультанта. Тормозить развитие системной интеграции, как самостоятельной отрасли экономики, будет отсутствие у большинства системных интеграторов профессиональных бизнес-менеджеров, способных решать бизнес-проблемы с применением ИТ решений. Учитывая все это, думаю, можно выделить две тенденции на 2002 год. Во-первых, ИТ компании будут стараться привлекать в качестве outsource квалифицированных бизнес-менеджеров, имеющих опыт работы и знания в реальных отраслях экономики. Реальный же сектор, напротив, будет переманивать специалистов из ИТ компаний, знающих и понимающих возможности использования реального ПО. Могут существовать и некие смешанные формы, когда действующие бизнес-менеджеры будут искать ИТ компании для выполнения конкретных участков работы для третьих клиентов. Вполне вероятно, что процесс поиска ИТ консультантов конкретными бизнес-менеджерами и, наоборот, приведет к появлению довольно странных, на первый взгляд, альянсов, когда ИТ компании будут входить в крупные альянсы или получать субподряды от бизнес-консультантов. Вторая тенденция, на мой взгляд, будет заключаться в перестройке внутренней структуры самих ИТ компаний, их переориентации на консалтинг с применением ИТ решений. Заказчик умнеет, он хочет - полное решение проблем за минимальные деньги. Зачастую он и сам в состоянии предложить решение. Конкуренция на данном сегменте рынка усиливается и для самих IT компаний критически важным становится уже не получение новых прибылей и увеличение оборотов, а экономия средств. Только компания с развитыми технологической и методологической базой, небольшим и квалифицированным штатом, развитой структурой партнеров и аутсорсеров, сможет сохраниться, выжить и преуспеть. Это не значит, что ИТ компании начнут отказываться от собственных программных продуктов и увольнять программистов. Однако приоритет сместится в сторону консультирования, а производственные планы будут более жестко увязаны с консалтинговыми проектами. CNews.ru: Сохранятся ли темпы роста? Е.Д.: Думаю, что при общем увеличении числа сделок абсолютная сумма сделок практически не изменится. CNews.ru: Каков подход AYAXI к корпоративному и IT-консалтингу в условиях современного уровня развития IT-рынка в России? Е.Д.: Для нас IT-консалтинг это составная часть бизнес-консалтинга. Основной акцент мы делаем на диагностике болевых точек бизнеса заказчика и разработке стратегии и тактики борьбы с имеющимися проблемами. Мы ориентируемся на консалтинг, как на метод диагностики состояния клиента и способ создания подсистем в системе организации. Подсистемы - это, своего рода, сообщества, организованные для решения конкретных бизнес-задач. При этом, мы предлагаем нашим клиентам очень гибкую бизнес-логику, которая может легко видоизменяться в зависимости от задач. Предлагаемые нами решения не являются просто проектной системой управления. Они включают управление накопленными знаниями (Knowledge management) в рамках конкретного проекта и компании, как совокупности реализуемых проектов. Мы рассматриваем IT-технологии, как вспомогательный механизм управления знаниями для этих организационных подсистем. Мы рассматриваем интернет, как способ соединения информационных потребностей и возможностей, как внутренний канал связи между сотрудниками компании и внешний канал связи компании с ее поставщиками и потребителями. Такой подход означает, что мы не ориентируемся на продажу каких-то конкретных продуктов, собственных или третьих фирм, будь то программное обеспечение или "железо". Мы ориентированы на решение выявленных нами проблем с помощью любого программного обеспечения. При этом выбор программного обеспечения зависит от множества факторов, начиная от того, какое ПО уже используется клиентом. Крайне редко бывает так, что задачи стоящие перед клиентом таковы, что требуют внедрения систем не сочетающихся с имеющими у клиента. Если мы, как системный интегратор не являемся производителями или поставщиками необходимого ПО, то мы договоримся с поставщиком этого ПО. Вот конкретный пример: нашим партнером по внедрению и продвижению на территории России корпоративной информационной системы ERP-класса iRenaissance является компания Интерфейс КС. В рамках наших договоренностей AYAXI выполняет работы по моделированию и анализу бизнес-процессов, определяет требования к изменениям бизнес-процессов заказчика и к настройкам системы iRenaissance, выпускает ТЗ на внедрение и определяет основные спецификации внедряемой системы iRenaissance. Если клиент не хочет по каким-то причинам внедрять iRenaissance, но ему необходима ERP система, то наши консультанты могут предложить использование иных ERP систем, провести их внедрение или рекомендовать ИТ компанию, специализирующуюся на внедрении выбранной системы и впоследствии провести аудит качества внедрения. CNews.ru: Какие основные проекты удалось реализовать компании AYAXI в 2001? Е.Д.: Во-первых, ТНК. В январе-сентябре 2001 года в интересах Тюменской нефтяной компании консалтинговым подразделением AYAXI был разработан комплексный план развития электронного бизнеса ТНК. В рамках реализации данного плана компания AYAXI разработала и внедрила новый корпоративный информационный портал компании (www.tnk.ru), созданный на основе собственной разработки AYAXI - системы управления web-публикациями AYAXI-Publisher. Для создания стратегических рекомендаций консалтинговое подразделение AYAXI применило комплексный подход, основанный на собственных методиках и ноу-хау. В рамках проекта была проведена серия структурированных интервью с руководством ОАО "ТНК" с целью определения стратегических потребностей электронной коммуникации ТНК. На основе полученной информации, а также проанализировав общую стратегию развития компании, ее структурную, технологическую и финансовую готовность к ведению электронного бизнеса были определены приоритеты развития электронного бизнеса ТНК. После тщательного анализа мировых отраслевых тенденций и действий основных партнеров и конкурентов ТНК в сфере электронного бизнеса, консультантами AYAXI были даны рекомендации по созданию, развитию и продвижению интернет-ресурса ОАО "ТНК", в основе которого лежит анализ отраслевых тенденций, анализ альтернатив и приоритетов создания и функциональных возможностей ресурса; планирование перспективного развития ресурса и сценарное планирование. Кроме того, консультанты AYAXI подготовили технико-экономическое обоснование проекта, включая построение IT-архитектуры верхнего уровня; структурное и организационное планирование внедрения ресурсов и процессов, анализ возврата на инвестиции в проект. Таким образом, в результате сотрудничества с AYAXI одна из крупнейших отечественных нефтяных компаний получила комплексный план развития своего электронного бизнеса, целью реализации которого является выведение ТНК в отечественные лидеры электронного бизнеса. Данный план был принят ТНК в качестве основы интернет-политики компании. В рамках реализации своей интернет-политики в 2001 году ТНК провела ряд мероприятий:
В перспективе AYAXI планирует развивать свои отношения с ТНК. 2. Вымпелком - внутрикорпоративный портал. В январе-декабре 2001 компания AYAXI разработала концепцию внутрикорпоративного портала ОАО "Вымпелком" и приступила к его внедрению. В ходе реализации проекта AYAXI провела анализ существующих в ОАО "Вымпелком" бизнес процессов и ролей, а также имеющихся ИТ решений, разработала ИТ архитектуру и дизайн программного комплекса, осуществила дополнительные работы по программированию, провела серию консультаций по использованию конкретных решений в рамках аппаратного комплекса. Пилотный вариант портала уже установлен на оборудовании ОАО "Вымпелком". Сейчас проект находится в завершающей стадии, окончание проекта планируется на конец декабря 2001 года. Внутрикорпоративный портал АО "ВымпелКом" осуществляет предоставление сотрудникам унифицированного доступа к информации, генерируемой в различных бизнес приложениях, как внутри фирмы, так и во внешней среде. Портал позволяет динамически настраивать рабочие места с учетом различных ролей, выполняемых сотрудниками в рамках бизнес процессов компании и их должностных обязанностей при обеспечении необходимой информационной безопасности. Подключение к порталу новых бизнес-приложений и других информационных источников требует минимальных временных и ресурсных затрат. 3. Президент РФ - сайт В августе-декабре 2001 AYAXI разработала и реализует программно-технический комплекс (ПТК) сайта Президента РФ, соответствующего уровню информационного корпоративного портала. В рамках проекта AYAXI разработала ИТ архитектуру и дизайн программного комплекса, осуществила дополнительные работы по программированию, провела серию консультаций по использованию конкретных решений в рамках аппаратного комплекса. Силами специалистов компании портал разрабатывается "с нуля", включая концепцию, графический дизайн, проектирование и техническую реализацию ПТК. Основой технической реализации ПТК является собственный программный продукт "AYAXI Publisher". Одним из ключевых свойств ПТК является предоставление Управлению Пресс-службы Президента РФ инструментария, позволяющего быстро и полнофункционально администрировать портал силами команды по информационной поддержке портала, с учётом ролей и распределённой системы прав доступа. Другой важной задачей является обеспечение надёжности и безопасности ПТК, соответствующей требованиям ФАПСИ, т.е. реализация "Системы безопасной web-публикации" при сохранении интерактивных элементов портала, заявленных в концепции, и системы разграниченного доступа к публикации информации. Окончание проекта планируется на начало 2002 года. 4. Navision CIS В июне-августе 2001 года компания AYAXI разработала и внедрила новый корпоративный сайт компании Navision Software CIS. В рамках проекта были проведены рабочие интервью с руководителями подразделений компании, разработана концепция нового сайта, определен перечень информационных сервисов и осуществлена их реализация. Проект реализован на базе AYAXI Publisher. 5. Poll4All В мае-августе 2001 на базе собственной технологии Poll4All компания AYAXI разработала в интересах MASMI Research концепцию развития электронного бизнеса и бизнес-модели. В рамках сотрудничества с MASMI AYAXI разработала специализированную интернет-площадку для проведения on-line социологических опросов и внедрила в MASMI Research свою технологию опросов Poll4All. Технология Poll4All и сайт www.poll4all.ru были разработаны компанией AYAXI и существуют в интернет с октября 2000 года. Это - единственный продукт на российском рынке, который дает возможность компаниям проводить опросы и исследования рынка как на их собственных сайтах, так и в интернете в целом. Этот продукт для высокоэффективных опросов в режиме реального времени позволяет СМИ, также как и широкому кругу коммерческих предприятий, проводить опросы общественного мнения и маркетинговые исследования, расширять знания о своих потребителях и углублять понимание нужд и требований своих пользователей и клиентов. Гарантийная поддержка программного комплекса, технологическое развитие программного комплекса Poll4All, обучение персонала компании MASMI Research Ltd. были полностью проведены специалистами компании AYAXI. 6. "Нефть и капитал" В октябре - декабре 2001 года компания AYAXI разработала и приступила к внедрению корпоративного информационного портала для Издательского Дома "Нефть и капитал". Проект реализован на основе системы управления web-публикациями AYAXI Publisher. По завершении проекта, которое ожидается в начале 2002 года, в распоряжении ИД "Нефть и капитал" будет передан полноценный информационный ресурс, позволяющий управлять структурой и информационным наполнением web-системы; хранить версии публикуемых страниц и графических метаданных; активировать и дезактивировать страницы и разделы; создавать структуру разделенного доступа к добавлению и редактированию информации; рецензировать публикуемой информации в режиме он-лайн; осуществлять поиск по всей системе. Кроме того, специализированные модули, интегрированные в систему позволят проводить социологические опросы, анализировать статистику посещаемости ресурса и каждой отдельной страницы ресурса, размещать на ресурсе коммерческие баннеры, автоматически управлять каталогом баннеров и расписанием показов, а также автоматически управлять информерами, организовать on-line архив номеров журнала с модулями регистрации и оформления заказов. Отдельно реализован модуль оформления заказов, который позволит организовать подписку на электронные версии журналов и другую платную информацию. Впоследствии планируется интеграция данного функционала с платежными системами, что позволит ИД "Нефть и капитал" проводить on-line подписную компанию. Вернуться на главную страницу обзора
|