|
|
|
Системная интеграция стала самой доходной в ИТ, но ее амбиции гораздо большеВ 2001 году бизнес по созданию информационных систем на предприятиях вышел из младенческого возраста и обрел черты высоко конкурентного рынка. Однако его движение не остановилось. Заказчикам нужны не сетевые решения, а способы снижения издержек. В результате рынок формируется как бывшими инженерными компаниями, так и компаниями, специализирующимися на управленческом консалтинге. Сектор системной интеграции составляет 20-30% рынка информационных технологий в России. Однако, несмотря на свою интеллектуальность и корректность в конкуренции, он далек от открытости. Попытки оценить его в стоимостном выражении встречают резкую критику со стороны участников рынка с точки зрения методики расчетов. У каждой компании есть свое представление, что попадает под определение "системной интеграции", а что правильнее относить к смежным сегментам - бизнес-интеграции, сетевой интеграции или другим видам. Кроме того, крупные заказы могут выполнять компании, информация о которых крайне скудна. Часто они аффилированы с концернами, государственными предприятиями, обслуживая их информационные потребности, или просто избегают публичной известности. В прошлом году компании и учреждения в России потратили на внедрение информационных систем от $600 млн. до $1 100 млн. Примерно на четверть больше, чем в 2000 г. Стоимость проектов в зависимости от потребностей заказчика колебалась от нескольких десятков тысяч долларов до нескольких миллионов. Реализация крупного проекта в среднем занимала около года при активном участии руководства предприятия. Основными заказчиками выступали государственные учреждения (40-45% от объема рынка), крупные компании (45-50%) и средний бизнес (10-15%). Рост шел во всех сегментах, хотя причины и движущие механизмы были разные. Основную роль сыграли подъем экономики и высокая цена на нефть, В тоже время появившаяся политическая стабильность подтолкнула проекты, финансируемые из бюджета. В условиях, когда министры со своими ближайшими соратниками менялись ежегодно, мало кому из них было до информатизации доверенного хозяйства. Но даже при возможном торможении экономики в этом году и низких ценах на нефть, сотрудников компаний-интеграторов не ожидают сокращения. Появление прибыльных предприятий с современными менеджерами, нацеленными на стратегическое развитие своего бизнеса, гарантирует постоянные объемы работ по развитию информационных систем.
Схожесть тенденций в России и Европе отмечает и управляющий директор Scala Business Solution CIS Андрей Шабанов. Правда, если там уже внедряют CRM как дополнение к уже установленным информационным системам, то у нас пока только начинается автоматизация бизнеса. Юбилейный год был весьма труден для ERP-поставщиков, - рассказывает Андрей Шабанов, - когда компании обновив оборудование и ПО перед "проблемой 2000 г.", приостановили финансирование корпоративных систем, а затем начали вкладывать средства в развитие интернет-технологий. Интерес к ERP-системам возобновился лишь во второй половине 2001г. Президент компании TopsBI Феликс Гликман тоже видит одну из основных тенденций прошлого года в увеличении спроса на ERP и CRM бизнес-приложения. На многих предприятиях словосочетание "ИТ-стратегия" стало общепринятым, а проектами, связанными с внедрением руководят люди из числа высших руководителей. В явном виде проявился спрос на консалтинговые услуги, связанные с выработкой ИТ-стратегий для промышленных предприятий, с электронным бизнесом. Рассматривая сам рынок системной интеграции, президент "АйТи" Тагир Яппаров указал на усиление конкуренции и серьезные изменения "портфеля" компаний. Основной упор теперь делается не на продукты и решения, а на сервисные услуги. Свидетельством становления рынка может стать возникновение профессиональной Ассоциации, а его цивилизованности - появление публичных скандалов вокруг тендеров. "Поделенный" прежде рынок в 2001 г. стал ареной столкновения системных интеграторов, которые значительно усилили свою универсальность. - рассказывает Тагир Яппаров, - Этому способствовало и сокращение числа ключевых западных вендоров и выход на "открытый" рынок прежде аффилированных компаний. Несмотря на конкуренцию российские компании умеют лучше, чем западные, договариваться между собой, - считает генеральный менеджер французской компании Bull в России Александр Чуб - Они объединяются и выходят на тендеры блоками. Все они работают с одними и теми же вендорами, но каждый обладает уникальным штатом специалистов, детально знающих специфику управления и производства в той или иной отрасли.
Еще совсем недавно определение лидеров на рынке интеграции в России было занятием не из простых. Компании не открывали показатели своей деятельности - об оборотах приходилось только догадываться. Только в 2001 году цифры игроков стали доступны. Постепенно начинает вырисовываться цельная картина. К сожалению, за последние два года в России не проводилось исследований данного сегмента и приводимые ниже данные строятся на основе информации, предоставленной самими компаниями журналу "Компания" и CNews.ru. В число лидеров, по нашим оценкам входят следующие игроки:
Источник: данные компаний и соб. инф. CNews.ru и "Компании" Более 50% договоров выполняют компании, не рассказывающие о своей деятельности, например, в ВПК, или обслуживающие одного гиганта. К ним относят "Сибинтек", работающий как аутсорсинговая компания для нефтяного гиганта "ЮКОС", "Микротест" и "Техносерв", обслуживающие проекты МПС. Несмотря на свое доходное положение (в МПС работает более 30 тыс. бухгалтеров, а "ЮКОС" ежегодно тратит на информатизацию суммы, превышающие бюджеты крупнейших интеграторов) эти компании активно пытаются увеличить круг своих клиентов. В прошлом году "ЮКОС" закончил вывод из состава своих 77 предприятий ИТ-подразделения и передал их "Сибинтеку". Это первый пример такого масштаба в России, когда оказание информационных услуг передается на аутсорсинг. Пока еще сторонников другой крайности - наращивания собственных ИТ-служб гораздо больше. К сожалению. Интеграционный бизнес в России в 2001 г.
* В таблице указаны завершенные проекты. Работа над ними могла быть начата до 2001 г. Источник: информация компаний, Market-Visio/EDC, Brunswick UBS Warburg,
По данным компании IDC, лидером рынка крупных систем для управления предприятиями является SAP (в 2000 г. доля на рынке России - 41%). В течении нескольких лет совместно с BAAN они "раскачивали" рынок, наглядно убеждая руководителей в важности ERP-систем. В прошлом году средства, вложенные ими в перспективу, дали отдачу. Потенциал российского рынка был высоко оценен и другими иностранными издателями. В марте этого года открыла свое представительство в России американская компания Frontstep, поглотив российского интегратора "СОКАП". В ноябре завершила консолидацию своего дистрибуторского бизнеса в России датская компания Navision. В ее собственность перешли дистрибуторское подразделение Columbus IT Partner и компания Navision Software CIS. Так что иностранцы на российском рынке настроены весьма агрессивно. Отечественные издатели программных продуктов тоже не спят, совершенствуя функциональность своих решений. Значительно расширила клиентскую базу на корпоративном рынке корпорация "Парус", заключив около 120 новых крупных контрактов. Расширяет присутствие в регионах и "Галактика", выращивая региональных партнеров, проводя выставки и семинары в России. Отечественные и западные продукты вошли в прямую конкуренцию. Несмотря на то, что их относят к разноуровневым продуктам, на практике они напрямую борются за бюджет заказчика. Так на участие в недавно открывшемся тендере одного нефтяного холдинга заявки подали SAP, "Галактика" и "Парус". В некоторых отраслях вообще не используются западные решения. Например, банковская сфера. Несколько банков пытались ввести у себя западные системы учета и управления, но оказалось, что их невозможно настроить под наши требования.
Все участники рынка отмечают сближение информационных и управленческих технологий . Николай Красилов, президент корпорации "Галактика", считает, что лидируют на рынке разработчики, для которых первичны управленческие технологии, а программный продукт - вторичен. В этом случае они становятся не просто поставщиками продуктов и услуг, а экспертами-консультантами в области управления. Генеральный директор AYAXI Евгений Дащинский более категоричен, утверждая, что системная интеграция более неотделима от традиционного консалтинга. Уделяя большее значение консалтингу, некоторые компании изменили свою структуру. TopS, объединив три компании, определила себя в новом качестве как "бизнес интегратор". По мнению директора Школы ИТ-менеджмента Академии народного хозяйства Ирины Рогожкиной успех ИТ-компаний зависит от способности менеджеров динамично перестраивать свои структуры в соответствии с изменением потребностей заказчиков. Навстречу системным интеграторам, идущим "от железа", двигаются традиционные консалтинговые компании "от бухгалтерии". PricewaterhouseCoopers участвует в определении стратегии развития информационных систем для отраслей и на крупных предприятиях, помогает в разработке и в постановке задач тендеров. "Юникон/МС" в 2001 г. внедрял продукты SAP и Axapta, выступал генеральным консультантом по развитию интенгрированных систем управления. Специализация рынка заставила "Юникон" приостановить дальнейшую разработку собственной системы учета, контроля и планирования "Антеус-2001", хотя компания и имеет положительный опыт ее внедрения на Братском алюминиевом заводе. Прошлый год принес не только успехи. Некоторые надежды на него не оправдались. В сентябре прошлого года IBS объявила о намерении выйти на биржу и продать 20-30% своих акций, что должно было принести до $200 млн. Однако неблагоприятная конъюнктура перечеркнула все их усилия. Так и не приблизились к реализации несколько проектов государственных ведомств, бюджеты которых могут составлять десятки миллионов долларов. Среди них - Газпром, Федеральное казначейство Министерства финансов и некоторые другие. По мнению заместителя генерального директора IBS Александра Соковых, развитие отечественного IT-рынка сдерживает "вечная российская перестройка": постоянные слияния, поглощения, разъединения. И одно из главных ожиданий участников рынка от 2002 года - стабильность, которая ценится в России даже выше, чем стоимость нефти. Сергей Филиппов
Борис Бобровников: "Диалог с заказчиком начинается сегодня на уровне бизнеса, а не технологий"В интервью интернет-изданию CNews.ru Генеральный директор компании КРОК Борис Бобровников рассказал о значимых этапах деятельности компании в прошедшем году, о том, как изменилась ситуация на российском рынке системной интеграции, а также о влиянии, которое могут оказать на IT-рынок происходящие в политической и экономической жизни страны события. CNews.ru: Каковы, на ваш взгляд, основные тенденции на рынке системной интеграции в России в 2001 году? Борис Бобровников: Я думаю, что российский рынок системной интеграции не сильно отличается от зарубежного - бизнес везде развивается по одним законам, хотя, безусловно, на них накладывается национальная специфика. Скажем, на Западе доля работ и услуг в денежном исчислении выше, чем в России. Но связано это лишь с более высокими заработками. Выровняются зарплаты, выровняются налоговые системы - и все будет сопоставимо. Доля услуг в серьезных информационных проектах в последние годы неуклонно растет, и если еще несколько лет назад она не превышала 20%, то сегодня не опускается ниже 50%. Сегодня заказчик по-другому формулирует задачу. Если раньше системного интегратора рассматривали исключительно как автоматизатора, то сегодня мы теснейшим образом участвуем в решении бизнес-задач заказчика. Диалог с заказчиком сегодня строится иначе, разговор начинается с постановки задачи на уровне бизнеса, а не технологии. И основной интерес заказчика лежит в области оптимизации и повышения эффективности бизнес-процессов, всего рабочего цикла. Вопрос использования той или иной аппаратной или программной платформ давно отошел с первого плана. Главное, что интересует заказчика - как быстро он сможет получить готовый проект, какие преимущества для своего бизнеса он получит и когда ощутит реальный эффект от внедрения, сколько это будет стоить и какова будет стоимость владения. То есть, отталкиваясь от конкретных задач и бюджета, в рамках которого необходимо задачи решить, мы приступаем к работе - проводим аудит имеющейся инфраструктуры, разрабатываем концепцию дальнейшего развития, технико-экономическое обоснование внедрения, разрабатываем совместно со специалистами заказчика техническое задание, проектируем, внедряем, а затем "пожизненно" поддерживаем и развиваем готовую систему. Евгений Дащинский: "Системная интеграция окончательно интегрировалась с бизнес-консалтингом"В интервью CNews.ru генеральный директор компании AYAXI Евгений Дащинский поделился своим видением ситуации и перспектив развития IT-рынка России, рассказал об основных проектах, реализованных компанией в 2001 году. CNews.ru: Каковы на ваш взгляд основные тенденции на рынке системной интеграции в России в 2001 г.? Евгений Дащинский: Рынок системной интеграции в России, как и во всем мире, не отделим от рынка традиционного консалтинга: невозможно интегрировать информационную систему высокого класса (ERP, СRM или SCM) не проведя огромной работы по бизнес- консультированию и, зачастую, реинжинирингу бизнес-процессов предприятия или компании. Поэтому рассматривать системную интеграцию самостоятельно, в отрыве от традиционных отраслей экономики не приходится. 1999 год в отечественной экономике характеризовался стремлением крупных сырьевых корпораций получить куски собственности в отраслях высоких переделов. Самой шумной сделкой такого рода стало приобретение Сибалом ГАЗа. 2000 год стал временем, когда новые собственники окончательно укреплялись на предприятиях, проводя реструктуризации, реорганизации, избавлялись от непрофильных производств и т.д. Уходящий год мне представляется, своего рода, рубежом - в промышленном секторе появилось осознание, что проведенный комплекс мер не дает необходимой отдачи. Придя из добывающих отраслей, где прибыль прямо пропорциональна добыче и где обычный комплекс мер, сопровождающий появление новых собственников на производстве, давал существенное увеличение доходов, новые собственники поняли, что доходы в высокотехнологичных отраслях экономики - таких как машиностроение, авиастроение, производство товаров народного потребления - напрямую зависят от организации процесса производства, поставок и продаж. Наиболее наглядно это может быть продемонстрировано на примере того же ГАЗа: все помнят, каких усилий (вплоть до остановки конвейера) автомобилестроителям стоило урегулировать отношения с поставщиками комплектующих. Выход из этого может быть только один - автоматизация информационных процессов, дающая возможность управленцам в любой момент времени увидеть реальное состояние интересующего их сектора или всего финансово-экономического состояния предприятия в целом. На мой взгляд, первое и самое ценное приобретение 2001 года состоит в том, что новые собственники промышленных предприятий осознали необходимость информатизации своих производств. Вторым достижением 2001 года, я бы назвал то, что компании, занимающиеся системной интеграцией, доросли до уровня осознания необходимости поставки на рынок комплексных консалтинговых услуг, одной из составляющих (зачастую не самой важной и не самой дорогой) которых является системная интеграция. Системная интеграция перестала быть чем-то самостоятельно существующим и, надеюсь, окончательно интегрировалась с бизнес-консалтингом. От простой продажи "железа" и программного обеспечения системные интеграторы перешли к первым попыткам диагностировать имеющиеся бизнес проблемы своих клиентов и предлагать им различные пути решения. Причем, новая тенденция перехода от торговли hardware и software к предоставлению комплекса услуг по решению бизнес-проблем клиентов выявила и ряд существенных недостатков в работе самих консультантов. Гипертрофированный штат большинства системных интеграторов при серьезном дефиците квалифицированного менеджмента приводит к невозможности качественно диагностировать бизнес-проблемы и предложить соответствующее сложности программное обеспечение. Не думаю, что отсутствие бизнес-профессионалов - это вина ИТ-компаний. Скорее - следствие их невостребованности в ИТ компаниях вплоть до последнего времени. Невостребованность же объясняется отсутствием в реальном секторе экономики потребности в консультационных услугах такого рода. Еще одной серьезной проблемой, стоящей перед ИТ компаниями, является на мой взгляд, их внутренняя не структурированность и, как следствие, не нацеленность на предоставление своим клиентам стратегического бизнес-консалтинга с применением ИТ технологий. Внутренняя структурная организация большинства ИТ компаний все еще отвечает потребностям предыдущего периода - простой продажи "железа" и софта. Рыночные изменения потребуют существенной перестройки всего ИТ бизнеса. Юрий Игошин: "Для получения прибыли необходимы организационные шаги"В минувшем году компании "Микротест" удалось завершить переход от сетевой интеграции к интеграции системной. При этом степень участия заказчиков в планировании финансовой составляющей проекта продолжает оставаться для компании определяющей. По мнению генерального директора компании "Микротест" Юрия Игошина, работа с клиентом должна вестись не на основании свойств внедряемого продукта а исходя из интересов клиента. В беседе с корреспондентом CNews.ru г-н Игошин рассказывает о достижениях компании в прошедшем году и своем видении ситуации на российском IT- рынке. CNews.ru: Какие тенденции проявились в 2001 году на отечественном рынке системной интеграции? Юрий Игошин: С моей точки зрения, одна из наиболее заметных тенденций минувшего года состоит в уменьшении доли поставок техники в интеграционных проектах. Если ранее на поставки приходилось около 80% стоимости проекта, то в прошедшем году эта цифра заметно уменьшилась. У компаний появились другие направления развития своих информационных систем. Можно проиллюстрировать ситуацию на примере сети передачи данных МПС: строительство сети, включая приобретение клиентом оборудования, было завершено ранее. И наши работы, проводимые в 2001 году, касались преимущественно доводки, настройки и резервирования, с тем, чтобы построенные сети начали обслуживать конкретные приложения. Общее число похожих проектов на рынке в минувшем году резко увеличилось. В подобных работах возрастает объем и стоимость проектирования, повышается роль интеллектуальной составляющей по сравнению с проектами, где требуется просто завезти необходимую технику и правильно ее расставить. Поэтому количество закупаемого оборудования уменьшилось, а работы, наоборот, стало больше: по проектированию, настройке, извлечению прибыли из созданной инфраструктуры. - нужно вернуть на место. В отношении нашей компании эта тенденция выразилась в увеличении доли этого бизнеса в обороте "Микротеста". Еще один важный момент: заказчики в прошедшем году перестали вести дискуссии на тему, какой компьютер лучше - Sun или Hewlett-Packard. Всем уже ясно, что и та, и другая техника хороша, и не надо прилагать "нечеловеческих" усилий, чтобы сделать правильный выбор. Сейчас диалог заказчика с интегратором ведется на ином уровне: что клиенту выгоднее, какие цели могут быть достигнуты в ходе проекта, каков будет конечный результат. И, наконец, все заказчики пришли к пониманию того, что прибыльность предприятия не может быть достигнута исключительно за счет внедрения информационной системы. Можно привести множество примеров, когда система создана, а экономического эффекта нет. Для получения прибыли требуется сделать еще один шаг - научиться использовать полученную информацию как инструмент управления. В этом смысле, я считаю, произошло позитивное изменение рынка, и это одна из ярких его тенденций в 2001 году. Алексей Кузовкин: "Число иностранных игроков на российском интернет-рынке будет возрастать"Выход на российский интернет-рынок иностранных компаний, перспективы развития IT-рынка в 2002 году - эти и другие темы поднимаются в интервью CNews.ru с Алексеем Кузовкиным, вице-президентом по IT холдинга "РосБизнесКонсалтинг". CNews.ru: Как вы оцениваете перспективы развития IT-отрасли в России в 2002 году? Какие тенденции станут ключевыми? Алексей Кузовкин: 2002 год начался очень неплохо: Президент подписал закон "Об ЭЦП". Это событие, которого давно ждал рынок. В прошлом году государство уделило достаточно много внимания развитию информационных технологий, и в результате, в 2002 году налицо хорошие перспективы в сфере информатизации госструктур и системы образования. Работы здесь непочатый край, это даст дополнительный стимул для развития отечественных IT-компаний. РБК имеет огромный опыт в сфере сотрудничества с министерствами и ведомствами в проектах по разработке интернет-представительств. Мы уверены, что этот опыт будет востребован и в 2002 году. Другой важной особенностью 2002 года, на наш взгляд, станет выход отечественных IT-компаний на фондовый рынок. Компания "РосБизнесКонсалтинг" первой объявила о планах первичного размещения части своих акций (IPO) на ведущих площадках страны - ММВБ и РТС. Указанная тенденция в очередной раз подтверждает, что в стране есть современные компании с грамотным менеджментом, работающие по мировым стандартам ведения бизнеса. Говоря о перспективах развития информационных технологий в корпоративном секторе в 2002 году, в первую очередь хочется отметить ожидаемый бум в сфере CRM-решений. CRM-решения - это реальная экономия на издержках, что становится крайне важным для предприятий в условиях обостряющейся конкуренции. Средства управления взаимоотношениями с клиентами в России одними из первых массово начнут применять банки, страховые и телекоммуникационные компании. В 2002 году именно в этих сегментах ожидается обострение конкуренции в связи с активизацией иностранных игроков. Удержание клиентов становится в данном случае критически важным. Как я уже упоминал, РБК представляет в России решения компании Siebel - ведущего мирового разработчика CRM-систем. В целом, у рынка хорошие перспективы. CNews.ru: В 2001 году РБК продолжал развивать бизнес в сфере разработки и внедрения информационных систем. Что было сделано за год? Какова ситуация на рынке информатизации госструктур? А.К.: В прошлом году мы стали свидетелями заметной активизации властей в вопросе развития информационных технологий в стране. Об информатизации впервые заговорили первые люди государства. Все это имело вполне ощутимые последствия как на рынке информатизации министерств и ведомств, так и в корпоративном секторе. Любопытно, что руководители многих IT-компаний признаются, что столь значительный всплеск интереса к информационным технологиям в России был для них неожиданным. Оказалось, что во многих сегментах, например, на рынке интернет-решений, нет удовлетворительных решений. Когда я говорю "удовлетворительных", то имею ввиду подходящих не только по функциональности, но и по цене. Мы постарались закрыть часть этого пробела и наши решения оказались востребованными. В 2001 году РБК вывел на рынок несколько своих новых разработок. Год начался с выпуска технологии "Easy Shop". По оценкам обозревателей, этот продукт является одним из наиболее перспективных на рынке систем для создания электронных магазинов. На технологии "Easy Shop" разработаны магазин по продаже компьютеров и оргтехники www.PCHome.ru и интернет-представительство крупнейшего универмага страны - ГУМа. Позже, наши специалисты представили продукт "Info Government" - готовое решение для министерств, ведомств и государственных унитарных предприятий, позволяющее в кратчайшие сроки создать современный и мощный сайт с широкими возможностями. Мы уверены, что "Info Government" поможет государственным структурам успешно решить задачи качественно новой информационной открытости, что станет первым успешным шагом в реализации Федеральной целевой программы "Электронная Россия". Это решение уже сегодня выбрано в качестве основного в МинАтоме, МинТруда, Министерстве путей сообщения, Управлении полпреда Президента РФ в Центральном федеральном округе, Федеральном долговом центре, Межпарламентском комитете стран СНГ. Еще одним интересным решением, законченным РБК в 2001 году, стали "Интернет-газета" и система паблишинга - первое на российском рынке комплексное программное решение, с помощью которого любое средство массовой информации может создать или усовершенствовать уже имеющуюся интернет-версию своего информационного ресурса. На этой технологии работают сайты нашего холдинга: www.rbc.ru, www.utro.ru и www.cnews.ru. Мы предлагаем рынку решения, которые доказали свою надежность и эффективность. Ну, и последняя наша разработка, которую хотелось бы отметить - программный комплекс "Дилерская сеть" - это решение класса B2B, позволяющее организовать управление складскими запасами и наладить прямое взаимодействие с контрагентами через интернет. Оно включает мощную систему складского учета и веб-интерфейс для доступа дилеров к предназначенной им информации. Александр Соковых: "Полноценный рост сдерживает "вечная российская перестройка"В прошедшем году компания IBS смогла предложить российскому рынку "среднего бизнеса" недорогие и функциональные интегрированные системы, внедряемые в достаточно короткий срок. Был подобран комплекс продуктов, которые могут быть объединены в решения средней ценовой категории. И часть таких решений уже была апробирована на ряде проектов. О своем видении ситуации на IT-рынке и о событиях, происшедших в 2001 году в компании, корреспонденту CNews.ru рассказывает заместитель генерального директора IBS Александр Соковых. CNews.ru: Какова на ваш взгляд ключевая тенденция на рынке системной интеграции в России в 2001 году? Александр Соковых: Мне кажется, что тенденция, ранее наметившаяся на рынке - смещение акцента от сетевой инфраструктурной интеграции в область управленческого консалтинга, - сейчас стала гораздо более очевидной. Системная интеграция и управленческий консалтинг воспринимаются теперь как нечто единое. Если раньше проекты "шли" от построения сетевой инфраструктуры, то теперь они ведутся, исходя из необходимости решения конкретных бизнес-задач. Думаю, что эта тенденция будет развиваться и далее. CNews.ru: Как вы считаете, сохранятся ли темпы роста? В каком направлении будет развиваться рынок в 2002 году? А.С.: Я не стал бы давать полностью оптимистичных прогнозов. Дело в том, что происшедшее падение цен на нефть и металл снижает уровень возможных инвестиций крупнейших предприятий как в бизнес своих дочерних структур, так и в новые виды деятельности. Насколько эта ситуация будет критична в наступившем году - сказать сложно: за падением цен может произойти и взлет, и стабилизация. Возможно, какая-то ясность в этом вопросе появится ближе к февралю. Поэтому предсказывать рост в конкретных цифрах я бы не стал. Если в оценке роста рынка исходить из потребностей предприятий, то прирост должен составить около 50%. Однако проблема состоит в том, что этот процесс сдерживает "вечная российская перестройка": постоянные слияния, поглощения, разъединения. Я очень надеюсь, что в будущем году эта повальная тенденция к реструктуризации как-то успокоится. И предприятия, вместо того, чтобы думать, что им "резать" или покупать, научатся правильно управлять тем, что имеют. Наметилась определенная тенденция в области популяризации CRM-решений, и это, на мой взгляд, является серьезным экономическим показателем. Экономическим потому, что его появление стало индикатором насыщения рынка продуктами и услугами по многим областям (это, в первую очередь, телекоммуникации, финансовые услуги и дистрибуция). Это означает, что Россия, наконец, вошла в период нормальной цивилизованной конкуренции за клиента, вместо того, чтобы как раньше выстраивать заказчиков в очереди. Эта экономическая тенденция найдет свое отражение и в области информатизации, и в области развития бизнес-процессов. А это означает, что в следующем году произойдет бурное развитие рынка CRM-систем. Быть может, в начале года темпы этого роста будут не слишком заметны. Но уже в 2001 году у нас начались первые проекты. И это только начало, их основной поток придется на 2002 год. Кроме того, компания IBS приступила и к внедрению CRM-системы у себя. Мы чувствуем, что это критически важно для нашего развития. Подробнее о продуктах и услугах компании:
Сергей Токмаков: "У ASP-технологий в России хорошие перспективы"Для компании Sterling Group 2001 год в первую очередь был отмечен выходом на новые рынки. Об основных направлениях развития компании в минувшем году, о том, как они были связаны с изменениями, происходящими на рынке информационных технологий CNews.ru рассказал президент компании Sterling Group Сергей Токмаков. CNews.ru: Какие общественно-политические события, на ваш взгляд, повлияли на состояние российского IT- рынка в прошедшем году? Сергей Токмаков: Значительное влияние оказывают изменения, происходящие в нашей стране: налоговые, таможенные, условия проведения различных конкурсов. Если же говорить об общемировых факторах, то я бы назвал продолжающийся спад на западном IT-рынке (он был предопределен искусственным раздуванием рынка в период борьбы с пресловутой проблемой 2000 года, а также во времена расцвета интернет-решений). Конечно, после взлета обязательно должно было последовать падение, но понимание такого явления, увы, не служит защитой от неблагоприятного воздействия проблем западного рынка - слишком тесно мы с ним связаны. Мы стараемся там, где возможно, ослабить такую связку, уходя от зависимости от "избранных" вендоров. В качестве примера приведу следующий факт. Sterling Group - давний и крупнейший российский партнер Hewlett-Packard по направлению "тяжелых" решений. Некоторое время назад мы взяли курс на продвижение системных решений Sterling Group, а н просто бренда HP (то же самое касается любого другого производителя аппаратной части или программного обеспечения). Уже сейчас мы ощущаем изменения в наших отношениях с заказчиками. Стало легче. Если говорить о влиянии российских событий на IT-рынок, то нельзя не остановиться на Федеральной целевой программе "Электронная Россия". Реализация данной программы может дать значительный толчок дальнейшему развитию IT-бизнеса в России. Андрей Шабанов: результаты 2001 года сравнимы с докризисным 97-мВ преддверии Нового года CNews.ru обратился к ряду руководителей российского IT-бизнеса с просьбой рассказать, чем уходящий, 2001 год был отмечен для возглавляемой ими компании. На вопросы нашего корреспондента ответили управляющий директор Scala Business Solution CIS Андрей Шабанов и коммерческий директор компании в странах СНГ Алексей Сараев. CNews.ru: Каковы на ваш взгляд основные тенденции на рынке системной интеграции в России в 2001 году? Андрей Шабанов: В прошедшем году много говорилось о системах CRM (Cusotmer Relation Managment). Эти системы дополняют и расширяют функциональность ERP. Наметилась тенденция к объединению усилий поставщиков CRM-систем с системными интеграторами. Алексей Сараев: Бизнес в России активно переходит в виртуальное пространство, поэтому для автоматизации и стандартизации бизнес-процессов требуются ERP-системы с расширенной функциональностью. Возросла роль систем, которые позволяют вести бизнес через интернет (front-office) и обеспечивают простоту интеграции ERP с различными приложениями (connectivity). Кстати, Scala в настоящий момент имеет такое решение, оно называется "collaborative ERP". На мой взгляд, подобная тенденция в последующие периоды будет только возрастать. Сергей Шашурин: "Тенденции благоприятные"На вопросы корреспондента CNews.ru ответил первый вице-президент по производственно-техническому развитию компании "Сибинтек" Сергей Шашурин. Помимо общей ситуации на IT-рынке, в ходе беседы обсуждались вопросы перспектив развития на 2002 год. Сергей Шашурин рассказал о стратегии компании и об основных проектах, реализованных в 2001 году. Корр.: Какие тенденции на рынке системной и веб-интеграции, на ваш взгляд, были основными в 2001 г.? Сергей Шашурин: На рынке веб-интеграции в 2001 году "мыльный пузырь" преувеличенных ожиданий лопнул, и сейчас ожидания по синусоиде приходят в соответствие с реальностью. Я считаю, что сегодня уже не вполне заслуженно от слова "интернет" стали шарахаться, как от чего-то преступного. Так всегда бывает - сначала большой взлет, затем - большое падение, а истина где-то посередине. Я по-прежнему считаю, что у интернета очень большие перспективы, но пока что не очень видно, как реально можно зарабатывать большие деньги на интернете. На рынке системной интеграции тенденции 2001 года не имели существенных отличий от предыдущего года. Лично я, как один из руководителей "Сибинтек", ориентирован на бизнес-потребности корпоративных заказчиков. В масштабах России тенденции очень благоприятные, поскольку идет становление российского корпоративного сектора, все больше компаний понимает необходимость повышения эффективности своего управления, а информационные технологии в этом очень здорово могут помочь. На западном рынке, наоборот, происходит некоторый спад в IT-секторе Корр.: Каково ваше отношение к созданию Ассоциации участников IT-рынка России? Некоторые скептически настроенные наблюдатели уверяют, что создание любой ассоциации преследует целью реализацию планов узкого числа компаний. Вы согласны с таким мнением? С.Ш.: По поводу этой ассоциации я располагаю лишь той неполной информацией, с которой мне довелось ознакомиться из прессы или из разговоров с коллегами. Не могу сказать, какие цели, задачи она перед собой ставит, каковы основные положения устава, поэтому воздержусь от комментариев. Если же говорить об ассоциациях в целом, мне кажется, что чаще всего создание любой ассоциации преследует интересы тех, кто выступает инициативным ядром ее создания. Что касается IT-рынка, то если ассоциация будет представлять собой объединение крупных компаний, то она, скорее, будет представлять интересы этой группы, а не рынка в целом. Когда объединяются крупные компании, возникает подозрение, что они хотят поглотить массу мелких, ведь с чего им их защищать? Мне кажется, что проблема российского рынка в том, что у нас произошло некое расслоение - есть гранды, они у всех на слуху, все их знают по прессе, а есть компании очень сильные в своих узких нишах, которые крепко стоят на ногах и имеют устойчивый бизнес, но они не звучат, их не приглашают в ассоциации. Может, я ошибаюсь, и они вошли в состав этой ассоциации. Я полагаю, такие компании имеют много общих интересов и нуждаются в их защите больше, чем крупные фирмы. Я бы приветствовал создание организации, которая была бы нацелена на улучшение ситуации на IT-рынке России и учитывала интересы всех участников рынка.. Александр Слесаренко: "В среднем бизнесе у российских разработчиков КИС есть перспективы"Специально для проекта "Итоги 2001" на вопросы CNews.ru и еженедельника "Компания" ответил Александр Слесаренко, управляющий директор департамента корпоративных систем управления компании "Юникон/МС Консультационная группа". Корр.: Каковы, на ваш взгляд, основные тенденции на рынке системной интеграции в России в 2001 году? Александр Слесаренко: Если говорить о системной интеграции с точки зрения внедрений корпоративных систем управления, то я думаю, что в минувшем году спрос на эти услуги выше уровня 2000 г. Причем я уверен, что в 2002 г. спрос именно на услуги внедрения КСУ будет нарастать. Ведь на большинстве российских предприятий уже много сделано для обеспечения технической платформы внедрения корпоративных систем управления: локальные сети, установлены серверы, закуплены компьютеры. Теперь в первую очередь клиентов будут интересовать услуги связанные непосредственно с внедрением ERP-пакетов, в том числе управленческий консалтинг. В цифрах это будет выглядеть как 30-40% рост. Вернуться на главную страницу обзора
|