Совместный проект
CNews.ru Деловой еженедельник "Компания"

НАЗНАЧЕНИЕ И СТРУКТУРА СИСТЕМЫ SyteLine

SyteLine - это средняя интегрированная система класса ERP (планирование ресурсов предприятия), поддерживающая управленческую концепцию CSRP (планирование ресурсов предприятия, ориентированное на потребителя) и предназначенная для промышленных предприятий среднего масштаба. При этом SyteLine выгодно отличается от многих других ERP-систем, которые не вполне отвечают требованиям предприятий среднего звена.

SyteLine состоит из ряда модулей, предназначенных для различных областей управления (планирование и управление материальными потоками, управление производственными процессами, управление обслуживанием клиентов, учет и управление финансами). Кроме того, существует ряд программных продуктов, расширяющих и дополняющих возможности системы SyteLine в части решения некоторых специфических задач (точное планирование, формирование спецификации изделий, анализ производственных и финансово-экономических показателей, управление планово-профилактическими работами и послепродажным обслуживанием, моделирование деятельности предприятия, электронная коммерция). Совокупность системы SyteLine и дополнительных программ носит название SyteLine Suite.

Среди отраслей, в которых внедрение SyteLine считается наиболее успешным и эффективным, можно выделить следующие:

  • машиностроение, металлообработка, приборостроение, электроника, в том числе ремонтное производство;
  • деревообрабатывающая, мебельная, целлюлозно-бумажная промышленность, полиграфия, производство тары и упаковки;
  • ряд подотраслей химической промышленности (шинная промышленность, производство резинотехнических изделий, фармацевтическая промышленность и некоторые другие);
  • пищевая промышленность.

УПРАВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНЫМИ ПОТОКАМИ

В части управления материалами система SyteLine имеет специальные возможности для управления потоками между разными структурными единицами предприятия или филиалами. Эти возможности включают в себя:

  • управление запасами по нескольким предприятиям и нескольким местам складирования;
  • механизмы осуществления перемещения материалов между складами, филиалами, предприятиями и т.д.;
  • расчет потребностей в ресурсах и формирование генерального плана по нескольким объектам управления (предприятиям, филиалам, структурным единицам);
  • управление закупками;
  • электронный обмен данными между подразделениями и сторонними организациями.

Производственные предприятия, имеющие несколько производств (заводов), производственных участков и складов, часто сталкиваются с проблемой координации операций и информационных потоков между отдельными участками. С одной стороны, каждый участок должен управлять собственными операциями с учетом местных условий; с другой стороны, эти участки должны эффективно взаимодействовать друг с другом для достижения общего результата. В этих условиях центральный орган управления должен консолидировать информацию от всех участков для обобщения и анализа. Эти задачи также могут решаться средствами интегрированной системы, которые включают в себя:

  • централизованный и децентрализованный ввод заказов;
  • контроль запасов и взаимоувязанное планирование ресурсов и материалов на уровне предприятия.

Производственные процессы и материальные потоки (логистика) переплетаются настолько тесно, что рассматривать различные их составляющие по отдельности можно лишь с некоторой долей условности. Тем не менее, не следует забывать о тесной взаимосвязи производственных задач, а также о том, что модули, автоматизирующие эти задачи, существуют не сами по себе, а являются частями единой интегрированной системы. Распределение материала по принципу "логистика - производство - сбыт" не является отражением процесса планирования и управления, который строится по принципу "от сбыта - к производству".

Система SyteLine обеспечивает все необходимые возможности для управления материальными потоками, как внутри предприятия, так и с участием внешних контрагентов. Эти возможности включают в себя:

  • управление запасами по нескольким предприятиям и нескольким местам складирования;
  • механизмы осуществления перемещения материалов между складами, филиалами, предприятиями и т.д.;
  • расчет потребностей в ресурсах и формирование генерального плана по нескольким объектам управления (предприятиям, филиалам, структурным единицам);
  • управление закупками;
  • электронный обмен данными между подразделениями и сторонними организациями.

Система обеспечивает широкие возможности работы со спецификациями изделий, участвующих в процессе производства. При этом основными входными данными в системе производственного управления являются:

  • данные об изделиях, включая их спецификации и маршрутизацию;
  • данные о потребностях, сформированные системой продаж или системой управления проектами;
  • данные о материальном обеспечении, включая существующие материальные запасы, сформированные производственные заказы и заказы на приобретение.

В свою очередь, эти данные служат основой для целого ряда других функций и возможностей, предоставляемых системой. Это такие возможности, как:

  • многовариантная оценка спецификаций с учетом затрат, расхода материалов и загрузки мощностей;
  • составление спецификаций по заказ-нарядам;
  • использование типовых спецификаций;
  • оперативное составление спецификаций в соответствии с клиентскими запросами ("конфигуратор продукции");
  • мониторинг процесса создания изделия в соответствии с заданной спецификацией, включая предоставление оперативной информации о необходимых изменениях;
  • возможность интеграции с системами автоматизации проектирования (САПР);
  • оперативный анализ себестоимости.

Система позволяет управлять производственными запасами, отслеживая необходимые для производства каждого вида продукции компоненты по пути следования, синхронизируя их по времени, отслеживая материалы, зарезервированные для производства и осуществляя общий обзор всех запасов на предприятии.

SyteLine также обеспечивает все функции, необходимые для организации деятельности службы снабжения предприятия. Возможности системы позволяют автоматически генерировать закупки на базе различных источников: на базе планируемых или произведенных заказов клиентов, заказов на закупку, заказ-нарядов на производство, заявок на перемещение и плана-графика выпуска продукции. Отслеживается исчерпание и пополнение запасов по каждому наименованию и в хронологическом порядке. Заявка на закупку может быть сформирована автоматически на основании заказа клиента, заказ-наряда на производство, заявки на перемещение и потребности в материалах. Отслеживается преобразование заявки на закупку в заказ поставщику.

Система поддерживает ведение истории контактов с поставщиком. Карточка поставщика, хранящаяся в системе, отражает все данные, необходимые для поддержания связи с его представителями, данные для поставок и платежей.

УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ ПРОЦЕССАМИ

Управление производством и материальными потоками переплетаются настолько тесно, что рассматривать разные части процесса по отдельности (управление материальными потоками, управление производством и управление сбытом) можно лишь с некоторой долей условности, не забывая об их взаимосвязи и взаимозависимости.

Функциональность системы SyteLine обеспечивает широкие возможности планирования и управления производственными процессами. Среди задач, решаемых в этой области, можно выделить следующие:

  • планирование производственных мощностей;
  • календарное планирование;
  • оперативное управление и контроль производственных процессов.

Планирование производственных мощностей предполагает использование следующих возможностей:

  • планирование на уровне производственных линий. Этот подход особенно эффективен, когда производство организовано поточным методом и имеется необходимость эффективно управлять загрузкой линий как единым целым. Объектом управления в этом случае является производственная линия - группа рабочих центров, организованных в линию. В системе реализованы два метода управления производственными линиями - детализированное управление (используется в сложных ситуациях, когда необходимо учитывать индивидуальную производительность каждого рабочего центра, а также общую производительность производственной линии) и глобальное управление (используется в простых случаях, когда рабочие центры не требуют раздельного рассмотрения при анализе загрузки мощностей);

  • планирование на уровне цехов и рабочих центров. В этом случае планирование можно производить по бригадам, машинам, или их комбинации. Можно указывать как внутренние, так и внешние рабочие центры (например, в случае субподряда), группировать их по секциям и указывать эти секции при описании технологических операций. Производственный график предприятия может формироваться по заводу в целом, по каждой секции или по каждому рабочему центру. При этом учитываются коэффициент использования, коэффициент полезного действия и коэффициент готовности рабочих центров.

Удобным инструментом планирования является планирование предустановленных мощностей. При подготовке предварительного (оценочного) плана производства система создает профиль загрузки на базе существующих технологических операций. Система позволяет оперативно добавлять дополнительные ресурсы или группировать их, чтобы производить моделирование мощностей. При этом можно задавать самые различные типы ресурсов, например время или трудовые ресурсы конструкторского бюро, поставщики, субподряды и другие внешние для цеха ресурсы. Затраты, рассчитанные системой, могут быть рассмотрены и изучены по ресурсу или подразделению. Это позволяет быстро оценить критический порог ресурсов и заранее учесть потенциальные проблемы.

Функция календарного планирования системы SyteLine предусматривает возможности следующих видов планирования выполнения работ:

  • перспективное планирование (планирование вперед), с расчетом планируемой даты окончания работ на основе даты запуска и времени исполнения заказа;
  • ретроспективное планирование (планирование назад), с расчетом планируемой даты начала работ на основе требуемой даты завершения и времени, необходимого для исполнения заказа.

При этом в зависимости от особенностей производства, можно учитывать межоперационное время и время передачи между заказ-нарядами, а также время ожидания высвобождения требуемых производственных ресурсов. При планировании загрузки используются такие понятия, как производство на неограниченных производственных мощностях и производство на ограниченной мощности.

Функции оперативного управления и контроля производственных процессов обеспечивают различные методы управления, адаптированных к их процессам производства и организации цехов. В этом плане SyteLine предлагает три метода управления, позволяя установить желаемый уровень контроля производства:

  • метод заказ-нарядов на производство (для управления выпуском сложной и уникальной продукции);
  • метод производственных графиков (для управления серийным производством);
  • метод JIT/KANBAN.

При этом допускается одновременное использование разных принципов управления на разных производственных участках, что способствует достижению максимально гибкой работы в цехах. Для этого SyteLine имеет гибкие средства перехода от одного метода к другому - от типа управления по заказ-нарядам к производственным графикам или к способу KANBAN. С помощью SyteLine эта комбинация может быть выполнена даже на уровне изделия.

УПРАВЛЕНИЕ МАРКЕТИНГОМ И СБЫТОМ

В области маркетинга система SyteLine и некоторые другие разработки корпорации Frontstep, Inc. могут быть использованы для решения следующих задач:

  • анализ рынка, сбор и обобщение информации, полученной из внешних источников;
  • анализ собственных продаж и имеющихся тенденций;
  • анализ несостоявшихся клиентских заказов (не принятых к обработке);
  • анализ коммерческих расходов и их распределение по видам выпускаемой продукции.

Для анализа рынка могут быть использованы аналитические программные средства, известные под обобщенным названием OLAP-технологии (On-Line Analitical Processing - оперативная аналитическая обработка данных). Одним из таких программных продуктов является система Business Intelligence, разработанная корпорацией Frontstep, Inc. и входящая в пакет SyteLine Suite. Система позволяет обобщать и анализировать маркетинговую информацию, представляя результаты анализа в удобном виде, например, в виде графиков или диаграмм.

Анализ продаж на основании данных, хранящихся в системе SyteLine, позволяет выявить основные тенденции и ответить на вопросы о том, какие изделия наиболее востребованы на рынке, какова динамика спроса, каково распределение спроса по категориям покупателей и по географическим регионам.

Важную маркетинговую информацию можно получить путем анализа несостоявшихся заказов (информация о таких заказах также хранится в системе SyteLine наряду с заказами, принятыми к исполнению). Например, можно узнать о появлении новых категорий клиентов, выявить новые тенденции спроса, определить "узкие места" в организации производства.

Система SyteLine также позволяет анализировать коммерческие расходы, к которым относятся расходы на упаковку, транспортировку, хранение готовой продукции, некоторые виды комиссионных сборов, расходы на рекламу и некоторые другие.

В области сбыта готовой продукции система SyteLine предусматривает:

  • оценку клиентских заказов с точки зрения возможности их принятия к исполнению;
  • формирование заказов, принятых к исполнению;
  • удовлетворение клиентских запросов, связанных с прохождением заказа;
  • управление запасами готовой продукции, а также ее отгрузкой;
  • расчеты, связанные с ценообразованием.

Для обеспечения всех клиентских операций на каждого клиента заводится "электронная карточка", в которой регистрируется вся существенная информация.

Первым логическим шагом является оценка клиентских заказов - эта процедура служит основой для решения о приеме заказа к исполнению и, таким образом, предваряет формирование "портфеля" реальных заказов. В этом плане система предоставляет возможности оценки потенциальных заказов, включая как сроки исполнения, так и стоимостные параметры.

При формировании реальных заказов менеджер может воспользоваться одной из двух возможностей формирования заказа - обобщенной или детальной формами ввода заказа. При формировании заказа составляется комплектовочная ведомость, которая позволяет определить количество отгружаемых изделий и склады готовой продукции, откуда будет производиться отгрузка. Такие ведомости могут использоваться также и для автоматической отгрузки. Автоматически могут быть сформированы также сопроводительные и товарно-распорядительные документы. Также имеется возможность применения различного вида налогов, скидок и наценок. Система полностью обеспечивает процедуру ценообразования, включающая формирование учетных и свободно договорных цен, а также составление прайс-листа.

Система позволяет быстро и четко реагировать на клиентские запросы, касающиеся конкретных заказов. Экран клиентских запросов содержит наименование клиента, статус финансовых взаиморасчетов и список всех заказов данного клиента со всеми их деталями.

В дальнейшем для управления отгрузкой готовой продукции система предусматривает такие функции, как получение информации о наличии любого изделия на любом из складов готовой продукции; формирование приказов и документов на отгрузку; формирование документов на выдачу со склада готовой продукции; формирование соответствующих счетов (счетов на авансовый платеж, счета на оплату по факту, счета-фактуры). В зависимости от условий договора система предусматривает ряд возможностей по организации поставок (расчет загрузки вагона и оформление заявки на его комплектацию, разработку маршрутов доставки, сравнение возможных маршрутов, оформление путевых листов).

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ

Обсуждая возможности автоматизации финансов и ее практическую реализацию в системе SyteLine, все финансовые задачи делятся на три большие области:

  • финансовый учет;
  • управленческий учет;
  • финансовый менеджмент.

В области финансового учета система удовлетворяет всем текущим требованиям российского законодательства и полностью соответствует таким документам, как Гражданский и Налоговый кодексы, Федеральный закон "О бухгалтерском учете", План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению, Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), Положение "О составе затрат по производству и реализации продукции...", Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств и по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Система также обеспечивает соответствие требованиям налогового законодательства, а также поддерживает исполнение законодательных предписаний в области отчетности и ведения первичной документации.

Система SyteLine является мультивалютной, позволяя не только регистрировать все операции в рублях и инвалюте, но и обеспечить составление финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами (IAS и GAAP).

Система обеспечивает тесное взаимодействие финансовых модулей с модулями логистики и управления производством. Это дает возможность автоматически генерировать проводки по расчетам с дебиторами и кредиторами, операциям с основными средствами, учету материально-производственных запасов, производственным операциям. Система является прозрачной и позволяет контролировать эффективность финансовой деятельности предприятия силами внутренних и внешних аудиторов.

В области управленческого учета система SyteLine предоставляет обширные возможности расчета затрат и их отнесения на готовую продукцию, полуфабрикаты и незавершенное производство. При этом допускается использование целого ряда методик и подходов, принятых в отечественной и международной практике. Большое количество стандартных управленческих отчетов, встроенных в систему, дает менеджерам возможность организовать на их основе собственную систему внутренней управленческой отчетности.

В области финансового менеджмента система обеспечивает расширенные возможности бюджетного планирования, включая организацию составления планов как "сверху вниз", так и "снизу вверх". Функции финансового менеджмента также тесно интегрированы с производственными процессами, что позволяет не опасаться возможных несоответствий между финансовыми и производственными планами. В дополнение к бюджетированию, система позволяет автоматизировать целый ряд финансовых операций, таких как финансовые расчеты (включая международные), операции с инкассо, аккредитивами, чеками и векселями, выверку расчетов через банковские счета и многие другие.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И НОВЕЙШИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Отдельные программные продукты, которые расширяют и дополняют возможности SyteLine для решения некоторых специфических задач, способны самым тесным образом взаимодействовать как с основной системой, так и друг с другом. Причем связи эти настолько тесны, что совокупность системы SyteLine и дополнительных программ даже получила специальное название - SyteLine Suite, т.е. "комплект", или "набор", центральным элементом которого является SyteLine. Все это позволяет предприятию комплексно подойти к процессу своей автоматизации.

Задачи, решаемые программными средствами SyteLine Suite, можно условно разделить на две группы: дополнительные возможности и новейшие технологии.

Дополнительные возможности - это инструменты для решения задач, которые в принципе не являются новыми. Тесная связь решений, входящих в пакет SyteLine, с основной системой дает гораздо больше преимуществ по сравнению с любым из "отдельно взятых" решений.

В Пакет входят следующие продукты:

  • Business Intelligence - графический инструмент для экономического анализа, относящийся к категории OLAP-приложений (On-Line Analytical Processing). Позволяет собирать, обобщать, анализировать и представлять данные в удобном для руководителя виде. Полностью интегрирован с SyteLine ERP, способен принимать информацию из операционных баз данных SyteLine и представлять ее в виде многомерных массивов данных ("метакубов"). Позволяет руководителям предприятия оперативно анализировать достоверные данные (в удобном графическом виде) и принимать более эффективные управленческие решения.

  • SyteLine Business Process Management - графический инструмент для моделирования бизнес-процессов предприятия. Позволяет описывать бизнес-процессы и производить анализ органиграмм. Позволяет описать функционирование предприятия с учетом возможностей SyteLine ERP, что делает внедрение более качественным и эффективным. Благодаря встроенным средствам быстрой настройки, моделирование при помощи SyteLine Business Process Management может существенно упростить работу системных администраторов, ускоряя процесс настройки прав доступа и меню рабочих мест.

  • SyteLine Forms - генератор отчетов, способный тесно взаимодействовать с SyteLine ERP как с основной системой, что позволяет разрабатывать, заполнять и пересылать в электронном виде различные отчеты и формы. Это позволяет значительно повысить как оперативность управления предприятием, так и уровень сервиса, предоставляемого клиентам. В этом случае все отчеты и документы, предназначенные для клиентов: счета, заявки на покупку, подтверждения и др., будут генерироваться быстро и безошибочно, причем все формы будут заполняться автоматически, на основе информации из основной системы. Что касается непосредственной пересылки документов, то она может быть организована как в электронном виде, так и по факсу. В процессе изготовления и передачи документов система автоматически создает необходимые копии, например первичные документы бухгалтерского учета.

  • SyteLine Workflow Automation - система электронного документооборота, обеспечивающая более тесную связь документарных потоков с основной системой управления. Позволяет организовать электронный документооборот, охватывая практически все подразделения предприятия - от производственного цеха до кабинета директора. Система позволяет описывать маршруты перемещения документов и отслеживать доставку корреспонденции конкретному адресату. В сферу документооборота можно включить не только собственные подразделения, но и внешние организации, например поставщиков и клиентов. Система SyteLine Workflow Automation полностью совместима с такими популярными программами офисной автоматизации, как Microsoft Exchange и Microsoft Outlook.

Новейшие технологии - это решения, которые появились относительно недавно и которые являются новыми даже для самых "супер-автоматизированных" зарубежных промышленных предприятий. К таким решениям относятся:

  • SyteLine APS - система усовершенствованного планирования (Advanced Production Scheduling), обеспечивающая в отличие от традиционного подхода синхронное планирование потребностей в материалах и мощностях. В процессе планирования имеющиеся мощности сопоставляются с текущими расчетными значениями рабочей загрузки, с учетом всех фактических ограничений, известных на момент планирования. В итоге производственные планы составляются с повышенной оперативностью. Появляется возможность определить реальные сроки выполнения заказа уже в момент его приема, а затем контролировать соблюдение этих сроков. SyteLine APS дает возможность составить точный план выпуска с учетом всех производственных ресурсов (оборудования, персонала, сырья, инструментов), необходимых для поставки продукции точно в обещанный срок.

  • SyteLine Configuration - программный продукт для конфигурирования сложной продукции в соответствии с индивидуальными потребностями клиентов, последующей передачей составленных спецификаций в SyteLine ERP. Рассчитан на сложную продукцию, имеющую большое число модификаций или выпускаемую по уникальным заказам. Благодаря интеграции с ERP-системой позволяет автоматически формировать производственные задания и закупочные ведомости по уникальным заказам, а также формировать цены непосредственно в момент приема заказа, что существенно повышает скорость и точность обслуживания клиентов. Разработан совместно с компанией Trilogy - признанным лидером в области конфигурирования.

  • Комплекс программных продуктов для электронного бизнеса E-business Suite:
    • Frontstep Channel Center - система, позволяющая предприятию эффективно взаимодействовать через Интернет со своими торговыми представителями и дилерами, а также усовершенствовать управление клиентскими отношениями (Customer Relationships Management - CRM);
    • Frontstep Customer Center - инструмент для организации виртуальных магазинов;
    • Frontstep Procurement Center - инструмент, позволяющий использовать Интернет для организации снабжения и совершенствования закупочных процессов;
    • Frontstep Supply Chain Center - программный продукт для оптимизации управления цепочками поставок, позволяющий при помощи Интернета синхронизировать спрос и поставки на основе электронного взаимодействия целого ряда организаций - дистрибьюторов, производственных площадок, поставщиков и т.п.;
    • Frontstep Active Link - средство взаимоувязки и автоматизации бизнес-процессов и упорядочения потоков информации между приложениями Frontstep и другими видами программного обеспечения;
    • Frontstep Intelligence - система бизнес-анализа и поддержки принятия управленческих решений;
    • Frontstep Supplier Response Solution - система электронного оповещения о наличии/отсутствии материалов у поставщиков.

НЕКОТОРЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ПОДРОБНОСТИ

Любой прикладной программный продукт базируется на так называемой "технической платформе". В это понятие включаются: комплекс аппаратных средств (компьютеры, сети и другое оборудование), системное программное обеспечение (в частности, операционные системы), а также, что особенно важно для управленческих систем, - системы управления базами данных (СУБД). Собственно говоря, СУБД - это и есть тот "материал", из которого "сделана" система.

SyteLine, как прикладная управленческая система, базируется на одной из самых распространенных в мире и успешно применяемых многими предприятиями системе управления базами данных Progress, относящейся к классу "промышленных" СУБД. Это означает, что SyteLine отвечает всем необходимым требованиям, вытекающим из технической платформы, а именно:

  • требование мощности и надежности: система может использоваться всеми сотрудниками предприятия, вовлеченными в процесс управления, при этом никакая информация не будет потеряна, даже в редких случаях компьютерных сбоев;
  • требование открытости: можно организовать эффективное и слаженное взаимодействие самых разных информационных систем, включая продукты других фирм и разработки собственного подразделения АСУ;
  • требование защиты конфиденциальной информации: соответствующие технические решения делают возможным использовать систему даже на "закрытых" предприятиях, что подтверждается мировой практикой.

Версия для печати

Опубликовано в 2002 г.

Вернуться на главную страницу обзора

Обсудить

Подробнее об итогах 2001 года на IT-рынке читайте в разделах:
  • Общая ситуация и тенденции на IT-рынке России:
  • Рынок телекоммуникаций
  • Рынок консалтинга и услуг в IT-сфере
  • Рынок информационной безопасности
  • Рынок программного обеспечения
  • Рынок компьютерного оборудования и периферии
  • Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
    Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS