|
|
Юрий Игошин: "Для получения прибыли необходимы организационные шаги"В минувшем году компании "Микротест" удалось завершить переход от сетевой интеграции к интеграции системной. При этом степень участия заказчиков в планировании финансовой составляющей проекта продолжает оставаться для компании определяющей. По мнению генерального директора компании "Микротест" Юрия Игошина, работа с клиентом должна вестись не на основании свойств внедряемого продукта а исходя из интересов клиента. В беседе с корреспондентом CNews.ru г-н Игошин рассказывает о достижениях компании в прошедшем году и своем видении ситуации на российском IT- рынке. CNews.ru: Какие тенденции проявились в 2001 году на отечественном рынке системной интеграции? Юрий Игошин: С моей точки зрения, одна из наиболее заметных тенденций минувшего года состоит в уменьшении доли поставок техники в интеграционных проектах. Если ранее на поставки приходилось около 80% стоимости проекта, то в прошедшем году эта цифра заметно уменьшилась. У компаний появились другие направления развития своих информационных систем. Можно проиллюстрировать ситуацию на примере сети передачи данных МПС: строительство сети, включая приобретение клиентом оборудования, было завершено ранее. И наши работы, проводимые в 2001 году, касались преимущественно доводки, настройки и резервирования, с тем, чтобы построенные сети начали обслуживать конкретные приложения. Общее число похожих проектов на рынке в минувшем году резко увеличилось. В подобных работах возрастает объем и стоимость проектирования, повышается роль интеллектуальной составляющей по сравнению с проектами, где требуется просто завезти необходимую технику и правильно ее расставить. Поэтому количество купленного оборудования уменьшилось, а работы, наоборот, стало больше: по проектированию, настройке, извлечению прибыли из созданной инфраструктуры. В отношении нашей компании эта тенденция выразилась в увеличении доли этого бизнеса в обороте "Микротеста". Еще один важный момент: заказчики в прошедшем году перестали вести дискуссии на тему, какой компьютер лучше - Sun или Hewlett-Packard. Всем уже ясно, что и та, и другая техника хороша, и не надо прилагать "нечеловеческих" усилий, чтобы сделать правильный выбор. Сейчас диалог заказчика с интегратором ведется на ином уровне: что клиенту выгоднее, какие цели могут быть достигнуты в ходе проекта, каков будет конечный результат. И, наконец, все заказчики пришли к пониманию того, что прибыльность предприятия не может быть достигнута исключительно за счет внедрения информационной системы. Можно привести множество примеров, когда система создана, а экономического эффекта нет. Для получения прибыли требуется сделать еще один шаг - научиться использовать полученную информацию как инструмент управления. В этом смысле, я считаю, произошло позитивное изменение рынка, и это одна из ярких его тенденций в 2001 году. CNews.ru: Как вы оцениваете перспективы влияния Закона "Об Электронной цифровой подписи" на российский IT-рынок? Ю.И.: Сам факт принятия такого закона позитивно повлияет на рынок как минимум психологически, однако едва ли станет заметным толчком к его развитию. Ведь сегодня рынок сдерживает не столько отсутствие ЭЦП, сколько непонимание клиентом пользы и выгоды от внедрения информационных технологий. CNews.ru: Какие основные события, происшедшие в жизни компании "Микротест" в 2001 году, вам хотелось бы отметить? Ю.И.: Главное, что произошло в нашей компании в этом году, - окончательный переход от сетевой интеграции к интеграции системной. Определены наши собственные подходы к построению и проектированию информационных систем. Немало сил было потрачено на разработки в области системной интеграции, которые надеемся завершить в 2002 году. Я думаю, наш подход к системной интеграции существенно отличается от привычного прежде всего своим прагматизмом. Мы хотим, чтобы на каждом из этапов внедрения системы заказчику было ясно, какого финансового эффекта ему следует ожидать от этого шага. Можно сказать, это подход от интересов клиента, а не от свойств внедряемого продукта. Информационные технологии должны давать прибыль так же как любая другая инвестиция, а не быть чем-то эфемерным: деньги вложили, а сосчитать не можем. Тем более - сейчас, когда на рынок наряду с государственными предприятиями выходят и крупные частные компании. Они - реальные собственники, хотят знать наверняка, как будут "работать" средства, затраченные на IT. Мы в компании составили внутренний манифест, пару тезисов из которого процитирую: "Если вы не можете сосчитать положительный экономический эффект от внедрения вашей информационной системы, будьте уверены - этот эффект отрицательный!". "Если ещё до проектирования информационной системы вы не определили бизнес-цели, и как они конкретно достигаются посредством вашей информационной системы, будьте уверены - своих "бизнес-целей" за ваши деньги достигнет кто-то другой!". Вторая сторона нашего прагматичного подхода: если систему спроектировать правильно, то многих проблем можно избежать. Трудности проекту добавляет неправильный выбор его масштабов, неопределенность его целей. Мы понимаем, что если систему спроектировать хорошо и профессионально, можно очень сильно сэкономить на закупках оборудования. У заказчиков растет понимание стоимости и ценности проектирования. Грамотно выполнить задание могут многие компании. Но решить, что лучше сделать для клиента, что принесет ему большие деньги, и вовлечь клиента в процесс выбора - это очень сложно. Сегодня в "Микротест" есть своя структура, свое подразделение, которое вместе с заказчиками занимается этими вопросами. CNews.ru: Какие основные проекты из реализованных компанией "Микротест" в 2001 году вам хотелось бы отметить? Ю.И.: Из всех проектов прошлого года мне наиболее дорог внутренний - по организации новых подразделений и освоению новых технологий, несмотря на то, что это специализированный проект, реализованный внутри компании. В прошедшем году мы начали работать с "Транстелекомом" - завершаем достаточно крупный и прежде нигде не анонсированный проект по созданию IP-cети. Эта сеть в дальнейшем будет распространена на всю Россию, в начале текущего года планируем завершить построение первой ее очереди. В Министерстве путей сообщения, с которым "Микротест" сотрудничает много лет, завершается ряд внедрений, также связанных с развитием IP-сетей, ведется их интеграция. Одно из главных достижений данного проекта - организация на базе сети передачи данных (СПД) транспортной среды, позволяющей более широко использовать возможности информационных систем МПС. Сейчас СПД позволяет реализовать такие услуги, как IP-телефония, видеоконференцсвязь и многое другое. О некоторых из них уже было рассказано в прошедшем году. Так, на выставках "Транссиб - мост из Европы в Азию" и "Транспортный путь из Японии в Европу через Транссибирскую магистраль" прошли сеансы видеоконференцсвязи с Чехией и Японией соответственно. CNews.ru: Переход от сетевой интеграции к системной часто требует реструктуризации компании, а также привлечения значительных интеллектуальных ресурсов. Как и чем "Микротест" привлекает технических специалистов? Ю.И.: Мы ведем собственную реструктуризацию на протяжении всех 11 лет существования. Изменчивость - это вообще одно из свойств высокотехнологичного рынка. Растущая конкуренция заставляет компании изменяться быстрее. Кто первым реагирует на изменения рынка, тот и побеждает. Хорошие специалисты привлекаются "Микротестом" в первую очередь интересной работой, - одной высокой зарплаты сегодня уже недостаточно. Деятельность у нас творческая, проекты - крупные, цели - необычные. Мы стараемся сохранять при решении поставленных задачах творческую атмосферу, не пытаясь довести процесс до каких-то абсолютных стандартов. Потому что "живой" процесс, свободная обстановка важнее, чем соответствие неким формальностям. Что касается методов привлечения специалистов - у нас есть служба персонала, которая очень серьезно занимается подбором сотрудников, работает с несколькими кадровыми агентствами, да и сами люди охотно идут к нам. CNews.ru: Годовой оборот "Микротеста" в 2000 году составил 75 млн. долл. Как он изменится в 2001 году? Ю.И.: По нашим расчетам, оборот сохранится на прежнем уровне. Это связано с уменьшением доли поставок в наших проектах, а также с тем, что основные усилия были направлены на новые разработки, связанные с информационными технологиями и их внедрением. CNews.ru: Как в минувшем году компания развивала деятельность, связанную с решениями в области информационной безопасности? Ю.И.: В 2001 году мы начали поставки своих решений, годом ранее разработанных, запатентованных и получивших сертификат Гостехкомиссии. Речь идет о продукте "Щит-почта интернет", который позволяет предоставлять услуги защищенной электронной почты корпоративным пользователям, в том числе, государственным структурам РФ. Сейчас "Микротест" продолжает свои разработки в этой области. Мы буквально на днях получили сертификат Гостехкомиссии России на производство нашего базового продукта в области информационной безопасности - ПАК "Щит АС". Появление этого продукта дало нам возможность реализовать наши идеи в области VPN. Появилось решение "Щит-канал" (получено решение о выдаче патента, в настоящее время продукт проходит сертификацию), которое позволяет создать виртуальную частную сеть, VPN, с безопасной точкой подключения к сети Интернет. Когда "Микротест" начинал работать над проблемой защиты информации, компания исходила из тех задач, которые требовалось решить нашим клиентам. Теперь же мы думаем над тем, как эти решения могут дальше продаваться. Могу сказать, что нашими последними разработками в этой области заинтересовалось Министерство финансов РФ. Оно утвердило концепцию построения защищенной виртуальной корпоративной сети, подготовленную совместно с нашими коллегами из ЗАО "Союзинформ", на основе решений "Микротест". Реализацией проекта в Минфине мы займемся в 2002 году. Если же говорить о доле решений по информационной безопасности в бизнесе компании, то в 2001 году она значительно выросла. CNews.ru: Спасибо. Вернуться на главную страницу обзора
|