|
|
Алексей Кузовкин: "Число иностранных игроков на российском интернет-рынке будет возрастать"Выход на российский интернет-рынок иностранных компаний, перспективы развития IT-рынка в 2002 году - эти и другие темы поднимаются в интервью CNews.ru с Алексеем Кузовкиным, вице-президентом по IT холдинга "РосБизнесКонсалтинг". CNews.ru: Какие события, на ваш взгляд, стали определяющими для российского IT-рынка и для РБК в 2001 году? Каковы итоги работы компании в прошедшем году? Алексей Кузовкин: Мы удовлетворены итогами работы компании в 2001 году. Точные результаты мы объявим после завершения аудита. Сейчас только могу сказать, что темпы роста оборотов РБК весьма значительны, даже на фоне общего скачка российского бизнеса в прошлом году. Бизнес холдинга "РосБизнесКонсалтинг" диверсифицирован поэтому, видимо, имеет смысл говорить об итогах деятельности в наших нескольких основных направлениях. Прежде всего наша компания известна как ведущее российское информационное агентство. Это подписка на ленты новостей и развитие нескольких, уже ставших известными, интернет-проектов. Пожалуй, наиболее запоминающимся моментом года, своеобразным моментом истины, стало 11 сентября. Теракты в США вызвали у людей острую потребность в информации и интернет получил возможность продемонстрировать свое преимущество перед традиционными СМИ. К сожалению, это испытание оказалось не под силу подавляющему большинству российских интернет-изданий. "РосБизнесКонсалтинг" оказался чуть ли не единственным источником свежих новостей о ситуации в США, в то время как серверы других изданий были перегружены и не отвечали на запросы пользователей. Трафик сайта RBC.ru в первые дни после терактов 11-13 сентября достиг показателя, равного ежедневному числу посетителей сайта CNN.com, что является беспрецедентным случаем в российском интернете. Справиться с нагрузкой нам помогла стратегия поддержания резервных возможностей. Мы рады, что оказались полезны нашим читателям. Распространяя наши новостные ленты не только по подписке, но и какую-то их часть в открытом доступе через интернет, мы имеем возможность активно развивать рекламный бизнес на наших интернет-ресурсах. Обороты РБК в этой сфере в 2001 году увеличились весьма значительно. Реклама на сайтах холдинга по-прежнему более эффективна, чем на других ресурсах Рунета и соответственно стоит дороже. CNews.ru: В 2001 году РБК продолжал развивать бизнес в сфере разработки и внедрения информационных систем. Что было сделано за год? Какова ситуация на рынке информатизации госструктур? А.К.: В прошлом году мы стали свидетелями заметной активизации властей в вопросе развития информационных технологий в стране. Об информатизации впервые заговорили первые люди государства. Все это имело вполне ощутимые последствия как на рынке информатизации министерств и ведомств, так и в корпоративном секторе. Любопытно, что руководители многих IT-компаний признаются, что столь значительный всплеск интереса к информационным технологиям в России был для них неожиданным. Оказалось, что во многих сегментах, например, на рынке интернет-решений, нет удовлетворительных решений. Когда я говорю "удовлетворительных", то имею ввиду подходящих не только по функциональности, но и по цене. Мы постарались закрыть часть этого пробела и наши решения оказались востребованными. В 2001 году РБК вывел на рынок несколько своих новых разработок. Год начался с выпуска технологии "Easy Shop". По оценкам обозревателей, этот продукт является одним из наиболее перспективных на рынке систем для создания электронных магазинов. На технологии "Easy Shop" разработаны магазин по продаже компьютеров и оргтехники www.PCHome.ru и интернет-представительство крупнейшего универмага страны - ГУМа. Позже, наши специалисты представили продукт "Info Government" - готовое решение для министерств, ведомств и государственных унитарных предприятий, позволяющее в кратчайшие сроки создать современный и мощный сайт с широкими возможностями. Мы уверены, что "Info Government" поможет государственным структурам успешно решить задачи качественно новой информационной открытости, что станет первым успешным шагом в реализации Федеральной целевой программы "Электронная Россия". Это решение уже сегодня выбрано в качестве основного в МинАтоме, МинТруда, Министерстве путей сообщения, Управлении полпреда Президента РФ в Центральном федеральном округе, Федеральном долговом центре, Межпарламентском комитете стран СНГ. Еще одним интересным решением, законченным РБК в 2001 году, стали "Интернет-газета" и система паблишинга - первое на российском рынке комплексное программное решение, с помощью которого любое средство массовой информации может создать или усовершенствовать уже имеющуюся интернет-версию своего информационного ресурса. На этой технологии работают сайты нашего холдинга: www.rbc.ru, www.utro.ru и www.cnews.ru. Мы предлагаем рынку решения, которые доказали свою надежность и эффективность. Ну, и последняя наша разработка, которую хотелось бы отметить - программный комплекс "Дилерская сеть" - это решение класса B2B, позволяющее организовать управление складскими запасами и наладить прямое взаимодействие с контрагентами через интернет. Оно включает мощную систему складского учета и веб-интерфейс для доступа дилеров к предназначенной им информации. Созданием всех этих решений наши программисты начали заниматься еще в 2000 году, а в 2001 году только закончилась их доводка. По-моему, неплохо для одного года. CNews.ru: Прошедший год стал временем бурного развития российского IT-рынка. Можно ли ожидать, что в ближайшее время отечественным компаниям придется столкнуться с западными конкурентами на внутреннем рынке? Насколько близка такая перспектива? А.К.: Рынок России действительно развивается опережающими темпами и многие мировые IT-бренды уже открыли здесь свои представительства и активно работают. Но с другой стороны, если посмотреть внимательнее, то оказывается, что большинство из этих компаний представлены на рынке оборудования. Что же касается, например, рынка интернет-технологий, то здесь Россия заметно отстает от промышленно развитых стран. Основная причина - отсутствие значительного устойчивого платежеспособного спроса со стороны населения и низкий уровень проникновения интернета. Именно поэтому ведущие мировые поставщики решений в этой сфере только начинают присматриваться к нашему рынку. В 2001 году появились только первые прецеденты, когда известные во всем мире компании ищут партнеров в России. Несколько вендоров мирового уровня выбрали в качестве партнера РБК. Так, в начале 2001 мы стали единственным в России дистрибьютором Thawte (a VeriSign company) - крупнейшего мирового поставщика решений в области интернет- и интранет безопасности, аутентификации и криптозащиты, как для корпоративных нужд, так и для частных пользователей. Наше сотрудничество с Verisign на этом не закончилось и уже в феврале 2001 года мы стали официальным дилером Network Solutions и приступили к регистрации доменных имен в зонах .com, .net, .org. Одновременно с этим, заключив партнерский договор с Ru-Center, РБК начал продажу доменов в зоне .ru. За время работы ресурс domains.rbc.ru стал одним из самых популярных и посещаемых сайтов регистраторов доменов. В конце года осенью РБК представил на российском рынке новые доменные зоны .biz и .info. Все эти предложения оказались востребованы на рынке. В том же 2001 году РБК стал представителем на российском рынке компаний Navision/Siebel - ведущих мировых разработчиков готовых решений в области взаимодействия с клиентами, управления финансами и поддержки принятия решений. Прежде всего речь идет о системах класса CRM. Еще одним важным соглашением прошлого года для РБК стало партнерство с компанией AltaVista. Фактически РБК стал представителем AltaVista в России и предлагает на рынке поисковую машину AltaVista. Важно то, что нашим разработчикам удалось самостоятельно решить главную проблему, которая есть в любой зарубежной поисковой системе - отсутствие поддержки русского языка. В сотрудничестве с AltaVista специалисты РБК реализовали поиск с учетом русской морфологии. Продуктов подобного уровня в России больше не предлагает никто. Рынок России имеет хороший потенциал. Наша страна в 2001 году была одним из немногих островов благополучия на фоне мирового кризиса IT-отрасли. Совместные проекты РБК и западных компаний наглядно подтверждают общую тенденцию: число иностранных игроков на российском интернет-рынке будет возрастать стремительно. CNews.ru: Как вы оцениваете перспективы развития IT-отрасли в России в 2002 году? Какие тенденции станут ключевыми? Алексей Кузовкин: 2002 год начался очень неплохо: Президент подписал закон "Об ЭЦП". Это событие, которого давно ждал рынок. В прошлом году государство уделило достаточно много внимания развитию информационных технологий, и в результате, в 2002 году налицо хорошие перспективы в сфере информатизации госструктур и системы образования. Работы здесь непочатый край, это даст дополнительный стимул для развития отечественных IT-компаний. РБК имеет огромный опыт в сфере сотрудничества с министерствами и ведомствами в проектах по разработке интернет-представительств. Мы уверены, что этот опыт будет востребован и в 2002 году. Другой важной особенностью 2002 года, на наш взгляд, станет выход отечественных IT-компаний на фондовый рынок. Компания "РосБизнесКонсалтинг" первой объявила о планах первичного размещения части своих акций (IPO) на ведущих площадках страны - ММВБ и РТС. Указанная тенденция в очередной раз подтверждает, что в стране есть современные компании с грамотным менеджментом, работающие по мировым стандартам ведения бизнеса. Говоря о перспективах развития информационных технологий в корпоративном секторе в 2002 году, в первую очередь хочется отметить ожидаемый бум в сфере CRM-решений. CRM-решения - это реальная экономия на издержках, что становится крайне важным для предприятий в условиях обостряющейся конкуренции. Средства управления взаимоотношениями с клиентами в России одними из первых массово начнут применять банки, страховые и телекоммуникационные компании. В 2002 году именно в этих сегментах ожидается обострение конкуренции в связи с активизацией иностранных игроков. Удержание клиентов становится в данном случае критически важным. Как я уже упоминал, РБК представляет в России решения компании Siebel - ведущего мирового разработчика CRM-систем. В целом, у рынка хорошие перспективы. CNews.ru: Спасибо. Вернуться на главную страницу обзора
|