|
|
|
В 2001 году мировой рынок корпоративного программного обеспечения переживал значительный спад. Как и в большинстве других IT-отраслях, рынок ПО России не поддался общим тенденциям и показал неплохие темпы роста. В общепринятой практике под программным обеспечением в сфере корпоративного управления понимают комплексные ERP-системы или их отдельные модули: системы управления взаимоотношениями с клиентами(CRM), системы управления взаимоотношениями с поставщиками (SRM), системы управления цепочками поставок (SCM). Развитие рынка интернет-технологий (В2В, ASP) в прошедшем году рассматривается нами в разделе "Интернет-бизнес".
В 2001 году объем мирового рынка ERP-систем сократился на 40%, до $9 млрд. с $15 млрд. в 2000 году. Объясняя причины спада специалисты аналитической компании ARC Advisory Group Inc., кроме всемирного экономического спада указывают и на объективные причины: произошло некоторое насыщение ERP-рынка, особенно среди крупных западных компаний с доходами свыше $1 млрд. Это, в свою очередь, обусловило изменение структуры доходов поставщиков ERP-решений. В 2001 году 65% доходов ERP-компаний составила оплата оказываемых этими компаниями сервисных услуг. Среди доходов за сервисные услуги 42% составила плата за сопровождение уже установленных ERP-систем. По оценкам экспертов к 2006 году объем рынка ERP-систем возрастет только на 5% и достигнет $9.5 млрд. Хорошие продажи управленческого ПО, в первую очередь, обусловлены тем, что наш рынок моложе и граница его насыщения не достигнута даже в сегменте крупных компаний. В прошедшем году компанией IDC было проведено исследование, по данным которого, этап развития рынка интегрированных систем управления предприятием (Enterprise Application Suite, EAS - определение компании IDC) в России можно характеризовать как начальный, но набирающий обороты. Среди стран Центральной и Восточной Европы по объему проданных лицензий Россия пока занимает достаточно скромное место между Чехией и Грецией.
В 2000 году российский рынок интегрированных систем управления предприятием вырос на 15% с 40,9 до 47,2 млн. долл. Тенденция изменения структуры рынка от информатизации функций учета к внедрению информационных систем в сфере закупок и дистрибуции продолжалась и в 2001 году.
Основной объем продаж EAS-систем на российском рынке обеспечивают иностранные поставщики, хотя постепенно их доля продолжает снижаться за счет активизации отечественных разработчиков. По прогнозам IDC, в последующие пять лет среднегодовой темп роста в сложных процентах (CAGR) российского рынка EAS-систем составит 23,7%, а к 2005 г. его объем достигнет $136,4 млн. долл. В число лидеров на российском рынке ERP-систем входят компании SAP, Галактика, Scala.
Об итогах деятельности в 2001 году некоторых поставщиков ERP-систем на российском рынке читайте здесь.
На первый взгляд сказанное выше означает, что интерес к концепции CRM в России должен быть невысоким, а востребованность CRM-решений довольно слаба. Однако, анализ показывает, что существует ряд отраслей и конкретных приложений и функций, реализуемых в рамках CRM, которые явно "найдут" друг друга и будут успешно работать вместе. По мнению многих экспертов, именно 2002 год станет временем значительного роста отечественного рынка систем управления взаимоотношениями с клиентами. "CRM-решения - это реальная экономия на издержках, что становится крайне важным для предприятий в условиях обостряющейся конкуренции, говорит Алексей Кузовкин, вице-президент по IT компании "РосБизнесКонсалтинг". Средства управления взаимоотношениями с клиентами в России одними из первых массово начнут применять банки, страховые и телекоммуникационные компании. В 2002 году именно в этих сегментах ожидается обострение конкуренции в связи с активизацией иностранных игроков. Удержание клиентов становится для них критически важным". Подробный анализ ситуации на рынке CRM-решений в России в 2001 году здесь
Алексей Кузовкин: "Число иностранных игроков на российском интернет-рынке будет возрастать"Выход на российский интернет-рынок иностранных компаний, перспективы развития IT-рынка в 2002 году - эти и другие темы поднимаются в интервью CNews.ru с Алексеем Кузовкиным, вице-президентом по IT холдинга "РосБизнесКонсалтинг". CNews.ru: В 2001 году РБК продолжал развивать бизнес в сфере разработки и внедрения информационных систем. Что было сделано за год? Какова ситуация на рынке информатизации госструктур? А.К.: В прошлом году мы стали свидетелями заметной активизации властей в вопросе развития информационных технологий в стране. Об информатизации впервые заговорили первые люди государства. Все это имело вполне ощутимые последствия как на рынке информатизации министерств и ведомств, так и в корпоративном секторе. Любопытно, что руководители многих IT-компаний признаются, что столь значительный всплеск интереса к информационным технологиям в России был для них неожиданным. Оказалось, что во многих сегментах, например, на рынке интернет-решений, нет удовлетворительных решений. Когда я говорю "удовлетворительных", то имею ввиду подходящих не только по функциональности, но и по цене. Мы постарались закрыть часть этого пробела и наши решения оказались востребованными. В 2001 году РБК вывел на рынок несколько своих новых разработок. Год начался с выпуска технологии "Easy Shop". По оценкам обозревателей, этот продукт является одним из наиболее перспективных на рынке систем для создания электронных магазинов. На технологии "Easy Shop" разработаны магазин по продаже компьютеров и оргтехники www.PCHome.ru и интернет-представительство крупнейшего универмага страны - ГУМа. Позже, наши специалисты представили продукт "Info Government" - готовое решение для министерств, ведомств и государственных унитарных предприятий, позволяющее в кратчайшие сроки создать современный и мощный сайт с широкими возможностями. Мы уверены, что "Info Government" поможет государственным структурам успешно решить задачи качественно новой информационной открытости, что станет первым успешным шагом в реализации Федеральной целевой программы "Электронная Россия". Это решение уже сегодня выбрано в качестве основного в МинАтоме, МинТруда, Министерстве путей сообщения, Управлении полпреда Президента РФ в Центральном федеральном округе, Федеральном долговом центре, Межпарламентском комитете стран СНГ. Еще одним интересным решением, законченным РБК в 2001 году, стали "Интернет-газета" и система паблишинга - первое на российском рынке комплексное программное решение, с помощью которого любое средство массовой информации может создать или усовершенствовать уже имеющуюся интернет-версию своего информационного ресурса. На этой технологии работают сайты нашего холдинга: www.rbc.ru, www.utro.ru и www.cnews.ru. Мы предлагаем рынку решения, которые доказали свою надежность и эффективность. Ну, и последняя наша разработка, которую хотелось бы отметить - программный комплекс "Дилерская сеть" - это решение класса B2B, позволяющее организовать управление складскими запасами и наладить прямое взаимодействие с контрагентами через интернет. Оно включает мощную систему складского учета и веб-интерфейс для доступа дилеров к предназначенной им информации. Созданием всех этих решений наши программисты начали заниматься еще в 2000 году, а в 2001 году только закончилась их доводка. По-моему, неплохо для одного года. Андрей Шабанов: результаты 2001 года сравнимы с докризисным 97-мВ преддверии Нового года CNews.ru обратился к ряду руководителей российского IT-бизнеса с просьбой рассказать, чем уходящий, 2001 год был отмечен для возглавляемой ими компании. На вопросы нашего корреспондента ответили управляющий директор Scala Business Solution CIS Андрей Шабанов и коммерческий директор компании в странах СНГ Алексей Сараев. CNews.ru: Каковы на ваш взгляд основные тенденции на рынке системной интеграции в России в 2001 году? Андрей Шабанов: В прошедшем году много говорилось о системах CRM (Cusotmer Relation Managment). Эти системы дополняют и расширяют функциональность ERP. Наметилась тенденция к объединению усилий поставщиков CRM-систем с системными интеграторами. Алексей Сараев: Бизнес в России активно переходит в виртуальное пространство, поэтому для автоматизации и стандартизации бизнес-процессов требуются ERP-системы с расширенной функциональностью. Возросла роль систем, которые позволяют вести бизнес через интернет (front-office) и обеспечивают простоту интеграции ERP с различными приложениями (connectivity). Кстати, Scala в настоящий момент имеет такое решение, оно называется "collaborative ERP". На мой взгляд, подобная тенденция в последующие периоды будет только возрастать. Алексей Попов: "Рынок банковского ПО в России еще не насыщен"2001 год стал временем активного развития рынка банковского программного обеспечения. На вопросы CNews.ru ответил Алексей Попов, генеральный директор компании "Банк'с Софт Системс" (БСС), одного из ведущих российских поставщиков систем дистанционного банковского обслуживания (ДБО). CNews.ru: Каковы, по-вашему, перспективы развития рынка банковского ПО на 2002 год? Можно ли говорить о том, что этот рынок уже в достаточной степени насыщен? А.П.: Общее впечатление: интернет-экономика развивается, внимание к ней и в мире, и в России растет. Что касается банковского ПО, то нельзя сказать, что рынок достаточно насыщен. Идёт постоянное развитие и совершенствование банковских систем, систем, помогающих повышать качество обслуживания клиентов, позволяющих оперативно управлять банком и его филиалами. Рынок ДБО развивается особо быстрыми темпами, фирмы разработчики предлагают банкам всё новые возможности своих систем. Спрос со стороны клиентов банков к различным формам электронного обслуживания продолжает расти, и предпосылок к снижению интереса к ДБО на сегодняшний день нет. Ведь от этого во многом зависит дальнейшее развитие банка и количество его клиентов. Особенно велик спрос на продукты ДБО (как для юридических, так и для физических лиц) со стороны крупнейших банков России, что было особенно заметно в году ушедшем и, по нашим оценкам, в 2002 году интерес к этим системам будет продолжать расти. В этой связи, основополагающими критериями оценки систем удалённого обслуживания будут требования к производительности, масштабируемости и надежности систем ДБО. В 2001 году компанией AQT (Amphora Quality Technologies) было проведено первое в России независимое тестирование системы ДБО BS-Client v.3. Компания БСС, как и раньше, будет уделять этим вопросам большое внимание. Мы надеемся, что это будет оценено крупными банками, и в 2002 году большинство крупнейших банков России станут нашими клиентами. CNews.ru: Как вы оцениваете перспективы развития в России услуг по аренде приложений (ASP)? А.П.: В силу российского менталитета в ближайшее время не будет активного спроса на аренду приложений. К тому же, в настоящее время этому направлению уделяется слишком мало внимания, а, как известно именно продвижение товара или услуги (реклама) и создаёт спрос. Пока ещё в России мало кто знает о возможности аренды программных продуктов и ещё меньше знающих о том, в чём преимущества аренды приложений и какие выгоды получает компания от такой формы использования программных продуктов.
По итогам года представительства американской корпорации Frontstep - "Фронтстеп СНГ", был зафиксирован резкий рост осознанного спроса на ERP-системы, а также на продукты по управлению взаимоотношениями с клиентами (CRM) и решения для управления цепочкой поставки (SCM). В итоге объем продаж у компании "Фронтстеп СНГ" в 2001 году увеличился в 3 раза, а количество сделок - в 4 раза по сравнению с 2000 годом ("Фронтстеп СНГ", образована в марте 2001 года на базе российской компании "Сокап"). Особым спросом пользовались услуги по управленческому консалтингу в области разработки системы управления затратами, разработки и внедрения системы бюджетирования, разработки методик и инструментов для управления холдингом, промышленный консалтинг, поддержка системы качества по стандартам ISO, QS, оптимизация логистических цепочек SCM (Supply Chain Management), CRM-приложения. В 2002 году приоритетными направлениями для компании объявлены развитие клиентской базы в традиционных отраслях, включая машиностроительную, пищевую, деревообрабатывающую, тароупаковочную, приборостроительную и другие сферы, а также продолжение работы с профильными клиентами по ERP-направлению, вывод преконфигурированных решений (позволяющих значительно сократить сроки и стоимость проекта) для профильных отраслей (производство мебели, машиностроение, приборостроение, производство упаковки), вывод на рынок новых комплиментарных решений, дополняющих базовый функционал ERP, внедрение CRM-приложений, внедрение SCM решений, включая APS-функциональность (то есть решения, отвечающие за оперативное перепланирование). Одним из основных продуктов компании, продвигаемых на российском рынке является SyteLine - средняя интегрированная система класса ERP (планирование ресурсов предприятия), поддерживающая управленческую концепцию CSRP (планирование ресурсов предприятия, ориентированное на потребителя) и предназначенная для промышленных предприятий среднего масштаба. При этом SyteLine выгодно отличается от многих других ERP-систем, которые не вполне отвечают требованиям предприятий среднего звена. SyteLine состоит из ряда модулей, предназначенных для различных областей управления (планирование и управление материальными потоками, управление производственными процессами, управление обслуживанием клиентов, учет и управление финансами). Кроме того, существует ряд программных продуктов, расширяющих и дополняющих возможности системы SyteLine в части решения некоторых специфических задач (точное планирование, формирование спецификации изделий, анализ производственных и финансово-экономических показателей, управление планово-профилактическими работами и послепродажным обслуживанием, моделирование деятельности предприятия, электронная коммерция). Подробнее о назначении и структуре системы SyteLine читайте в рамках обзора - здесь SAP: предварительные итоги-2001Германская компания SAP AG, поставщик программных решений для ведения электронного бизнеса, закончила свой финансовый год 31 декабря 2001 года. По предварительным итогам года, SAP удалось:
SAP в России С первых дней деятельности SAP в России руководством компании была избрана последовательная политика поставки локализованных решений для клиентов на российском рынке, что является залогом действительно эффективного использования решений и услуг SAP. В соответствии с результатами испытаний Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации выдала компании SAP AG сертификаты, удостоверяющие, что решения и компоненты платформы для электpоннного бизнеса mySAP.com - SAP APO, SAP BW, SAP CRM, SAP SEM, SAP R/3, mySAP Enterprise Portals, SAP EBP, SAP Workplace являются защищенными программными средствами обработки информации и соответствуют требованиям руководящего документа Гостехкомиссии России "Автоматизированные системы. Защита от несанкционированного доступа к информации. Классификация автоматизированных систем и требования по защите информации". Сертификаты Государственной Технической Комиссии при Президенте Российской Федерации под номерами 553,556, 560, 562, 563, 564, 565, были выданы на основании результатов сертификационных испытаний, проведенных испытательной лабораторией ООО "Микротест-ТЕCT". Подробные итоги и яркие события SAP в 2001 году Итоги годаВ 2001 году бюджет компании вырос в полтора раза по сравнению с 2000-м годом. Примерно на столько же увеличилась и численность сотрудников компании. На сегодняшний день в "Информконтакте" с учетом филиалов работает порядка 150 человек. Почти в два раза по сравнению с 2000-м годом увеличилось число проектов. Совершенствование КИС Alfa в 2001 годуКорпоративная информационная система Alfa развивалась в 2001 году быстрыми темпами. Продукт приобрел новые характеристики, которые позволяют значительно оптимизировать процессы управления и планирования ресурсов предприятия. Всего было выпущено 6 релизов базовых версий Системы Alfa, в том числе, оптимизирующих решение задач бухгалтерского учета, логистики, работы с основными средствами. Наряду с расширением функциональности базовых модулей в 2001 году вышла новая версия модуля управления производством - Alfa-Manufacturing, выполняющего функции оперативного планирования производства, в том числе, позволяющие осуществлять нормирование затрат, контроль материальных потоков производства. Новая версия модуля была оптимизирована, в первую очередь, для машиностроительных и обрабатывающих предприятий мелкосерийного и заказного производства. В 2001 году увидела свет и новая версия подсистемы Alfa-Salary. Помимо расчета выплат и удержаний по персоналу, подготовки отчетности для фискальных органов блок Salary пополнился полноценными средствами управления кадровой политикой предприятия - такими, как ведение картотеки персонала, анализ и планирование потребностей предприятия в специалистах. Новая версия модуля Alfa-Salary вплотную приблизила КИС Alfa к соответствию требованиям, выдвигаемым стандартом ERP. Выпущена новая версия финансового блока системы - Alfa-Payment, который был обогащен усовершенствованным механизмом финансового контроля, инструментарием по созданию и ведению бюджетов. В настоящее время модуль предполагает создание и контроль исполнения любых видов финансового бюджетирования. В 2001 году значительные изменения претерпела система финансового и налогового учета, обусловленная введением 25-ой Главы Налогового кодекса, переходом с 1 января 2002 года на Новый план счетов бухгалтерского учета. Система Alfa, благодаря своей гибкой архитектуре, изначально включавшей возможности параллельного ведения нескольких систем учета, позволяет в полной мере реализовать любые необходимые предприятию схемы учетной политики. Вместе с тем, отделом консалтинга компании "Информконтакт" были разработаны методики, которые позволят клиентам компании наименее безболезненно пройти этап реформирования учетных механизмов. Одной из важнейших архитектурных инноваций явился переход на технологию "тонкий клиент". В связи с этим следует упомянуть о том, что еще в 2000-м году руководство компании "Информконтакт" приняло политическое решение сосредоточиться на поддержке одного сервера базы данных - ORACLE. Такая концентрация усилий призвана повысить эффективность работы специалистов. В следствие чего 2001-й год был посвящен отработке технологии разработки Системы Alfa с полноценным использованием СУБД ORACLE по технологии "тонкий клиент". Подробнее о внедрениях системы Alfa в 2001 году можно узнать здесь
Ушедший 2001 год принес не мало событий пользователям программного обеспечения и главным образом виновниками этих сюрпризов были разработчики операционных систем - Apple, Microsoft, Linux-сообщество и в некоторой степени Be Inc.. В прошлом году Apple наконец-то смогла переломить ситуацию, выпустив Mac OS X, что не замедлило повлиять на популярность этой платформы. Microsoft выпустила свою революционную ОС Windows XP, которая базируется на усовершенствованном ядре Windows 2000 и обладает абсолютно новой концепцией дизайна. Linux-сообщество в лице таких компаний, как MandrakeSoft, Red Hat и SuSE эффективно продвигали ОС Linux на самые разные рынки - настольные ПК, серверы и даже суперкомпьютеры.
Вернуться на главную страницу обзора
|