Яркие звезды Востока
В рейтинг лучших
Теперь в этом нет сомнений: когда речь заходит об информационных технологиях, на первом плане появляются азиатские компании. Корейские, тайваньские и китайские производители заняли 7 из 10 первых строчек рейтинга BW.
Одно из объяснений такого положения вещей в том, что акции американских технологических компаний сильно обесценились за последнее время, а потребности западного рынка в высокотехнологичных продуктах существенно снизились. Почти обратная ситуация наблюдается на азиатских рынках, которые здорово «поправились» за последний год и прибавили тем самым веса и главным игрокам. Ни одна компания не смогла извлечь для себя столько выгоды из этой ситуации, сколько Samsung. Еще одной предпосылкой роста азиатских технологических компаний явилась их способность эффективно работать в низкоценовом сегменте мирового рынка и предлагать инновации в области продуктов и сетевых решений.
Бэрри Лэм, председатель технологической компании Quanta Computer, утверждает, что в условиях отраслевого спада побеждать всегда будет производитель недорогих товаров. Quanta продает свою продукцию под брендами 9 наиболее известных в мире компаний. Так, в прошлом году заказы на производство компьютеров от Dell резко возросли, и прибыль Quanta составила $353 млн.
Из соображений экономии западные компании вынуждены обращаться на Восток за производством персональных компьютеров, сотовых телефонов и полупроводников. Тем более что, например, тайваньские компании преуспели в области дизайна, скорости производства и экономии издержек. За последние несколько лет их конкурентоспособность увеличилась, поскольку производство переместилось в Китай.
Однако азиаты понимают, что на аутсорсинге они далеко не уедут. Председатель Elite Group Computer Systems Джонсон Чанг говорит, что азиатским компаниям необходимо повышать свою привлекательность, чтобы расти. В этой связи многие азиатские компании поняли необходимость диверсификации. Elite Group в настоящее время сосредотачивает свои усилия на потребительском рынке, изобретая
Однако способность азиатских компаний эффективно работать в низкоценовом сегменте не единственный фактор рыночного роста. Исполнительный директор Samsung Electronics Юн Джонг Йонг уверен, что верная стратегия диверсификации в его компании также приносит свои плоды. Прибыли от производства мобильных телефонов и домашней электроники составили 2/3 от годовой прибыли компании в прошлом году ($2,4 млрд). Несмотря на обвал котировок мировых технологических компаний на Nasdaq, Samsung увеличил затраты на исследования с 1,6 млрд долларов в 2000 году до 2 млрд в прошлом году. В то же время маркетинговые затраты возросли с $580 млн до $870 млн. Агрессивная политика такого рода уже оправдала себя. В прошлом году доля Samsung на мировом рынке
Подобно Samsung, многие другие азиатские компании полагаются на растущий внутренний спрос. Эта тенденция особенно характерна для Китая. China Mobile заняла благодаря ей 6 место в рейтинге BusinessWeek.
Корейские компании вплотную занялись беспроводными технологиями и их сбытом на внутреннем рынке. Ведущие корейские мобильные операторы SK Telecom и KT Freetel вкладывают значительные средства в развитие
Японская компания Canon, лидер в производстве копировальной техники, надеется закрепить свои позиции на мировом рынке, инвестируя развитие технологий и оборудования для производства полупроводников. После того как будет завершена работа над оптической технологией производства чипов, Canon планирует использовать эту инновацию в секторе копировальной техники.
Несмотря на все это, американский рынок выравнивает свое положение. Для того чтобы остаться на вершине рейтинга, азиатским компаниям придется решать новые проблемы, с которыми сталкивается их бизнес.