|
|
|
Банковские интернет-услуги в России ЦБ как интернет-регулятор Как отмечают участники рынка банковских интернет-услуг на протяжении всего 2002 года в России шло значительное развитие сегмента дистанционного обслуживания. Разработчики программного обеспечения стали предлагать более адекватные решения, расширили номенклатуру возможных интернет-услуг в рамках своих систем. Клиенты постепенно преодолевают свои технологические и психологические стереотипы и все больше интересуются новыми видами дистанционного обслуживания. Соответственно и банки в рамках достаточно жесткой конкуренции, стремясь удовлетворять потребности клиентов, внедряют системы интернет-банкинга. Так или иначе, порядка 100 банков в России оказывают полноценные услуги по дистанционному обслуживанию через интернет. Около 50% из них расположены в Москве. Это связанно и с тем, что большое количество банков сконцентрировано именно в Москве, и с тем, что уровень компьютеризации и интернетизации в столице значительно выше, чем в любом другом регионе России. Несмотря на то, что во многих банках сейчас доступно интернет-обслуживание, многие юридические клиенты до сих пор предпочитают работать со старыми системами Банк-Клиент через модемное соединение. Хотя, в последнее время наблюдается комплексное использование обеих систем. Классический Клиент-банк для юридических лиц остается привлекательным по многим причинам, среди которых качество каналов связи, наличие базы данных на локальной машине, хорошая интеграция с внутренними системами автоматизации. Параллельное использование интернет-банкинга предоставляет такие возможности, как формирование платежного поручения операционистом в классическом Клиент-банке с последующей ее подписью руководителями из любой точки мира. Система интернет-банкинга для юридических лиц удобна для просмотра информации из банка (остатки, выписки). На данный момент для обслуживания физических лиц классические системы Клиент-Банк практически не используются. На данный момент наиболее полный и качественный интернет-сервис предлагают те банки, которые одни из первых стали продвигать идею онлайн-обслуживания: Гута-Банк, Автобанк, Судостроительный Банк, Банк «Cеверная Казна» и некоторые другие. Как правило банки используют одну систему для обслуживания как юридических так и физических лиц, хотя в некоторых кредитных организациях внедрено две и более системы. Так в Гута-банке используется три системы интернет-банкинга: система «Банк-Клиент Онлайн», система «Телебанк» и система «Телеинфо». Сейчас около 8% клиентов физических лиц работает через интернет, причем через интернет-систему проходит 10% операций физических лиц. Другим банком, который активно использует систему интернет-банкинга для работы с клиентами, является АКБ «Югра» филиал в Санкт-Петербурге. Филиал использует с июня 1999 года систему iBank, созданную компанией «Бифит». Эта система используется для обслуживания как юридических, так и физических лиц. В 2001 году процент юридических клиентов, которые использовали систему «Интернет-банкинг», составлял 65-70%, в 2002 году он превысил 80-82%. Система iBank для филиала AКБ «Югра» основная банковская система в части операционных расчетов. Все клиенты, открывающие в филиале счет, сразу получают доступ к Интернет-банкингу. Процент платежей, которые обслуживает система Интернет-банкинг в 2001 году был 55-60%, 2002 году он составил 75-80%, остальные 20-25% платежных документов обрабатываются системой Fine Reader Bank, ручной ввод документов исключен полностью. С физическими лицами картина совсем иная, только 3-4 % используют систему «Домашний банк» с доступом к счету через систему Интернет-банкинга. По словам начальника управления банковских технологий АКБ «ЮГРА» в Санкт-Петербурге «интерес физических лиц к системам Интернет-банкинг остается на очень низком уровне. Причин несколько: мало домашних компьютеров, дорогой доступ в интернет, неготовность к работе с банковскими документами, банковский нигилизм». Также активно пользуются онлайн-услугами клиенты Банка «Северная Казна» Разработчиком, действующей в банке системы «Интернетбанк», является Управление информационных банковских технологий банка «Северная Казна». «Интернетбанк» эксплуатируется в банке с февраля 2000г. В 2002г. было переработано ПО системы «Интернетбанк» с целью выполнения требований Закона РФ «Об электронной цифровой подписи», а также введены дополнительные функции. Показатели по использованию систем удаленного доступа клиентами банка «Северная Казна» юр. лицами. (Процентное соотношение считалось к работающим клиентам)
Как видно из таблицы системой «Клиент-Банк» в основном пользуются очень крупные клиенты, а системой «Интернетбанк» средние и мелкие, хотя есть много клиентов и в той и другой группе, которые пользуются обеими системами. Что касается физических лиц, можно обозначить следующие цифры о количестве действующих интернет-счетов, которые говорят о заинтересованности услугами интернет-банкинга и о его перспективе. На начало 2002 г. было открыто 526 счетов, на начало 2003 г. 917 счетов. По мнению специалистов Банка «Северная Казна» в ближайшие 5-10 лет Россия по использованию интернет-услуг должна вплотную подойти к европейским показателям. Большинство банков используют интернет-системы сторонних производителей. Среди основных разработчиков систем дистанционного банковского обслуживания в России такие компании как ИНИСТ (Банк-Клиент/Интернет), Банк'с Софт Системс (БСС, ДБО BS-Client), Диасофт. Большинство компаний предлагают систему не только как отдельный интернет-модуль, но как комплексную систему автоматизации дистанционного обслуживания. Так, например, система от БСС ДБО BS-Client позиционируется как интегрированное решение, включающее в себя автоматизацию всех банковских услуг, предоставляемых за порогом центрального офиса банка. В состав «ДБО BS-Client» входят подсистемы классического электронного банкинга, интернет-банкинга и телефон-банкинга, в рамках которых возможно обслуживания всех типов респондентов банка (физических и юридических лиц, филиалов, банков-корреспондентов, отделений и т.д.). По данным самой компании на январь 2003 года свыше 160 банков приобрели и либо уже используют, либо осуществляют внедрение системы интернет-банкинга нашего производства, всего же свыше 700 банков России и ближнего зарубежья используют те или иные продукты семейства BS-Client. Всего за 2002 год систему в той или иной конфигурации приобрели 202 кредитные организации, и 80 из них приобрели подсистему интернет-банкинга1. Компания ИНИСТ в настоящее время предлагает новую версию системы «ИНИСТ Банк-Клиент», которая представляет собой коммуникационный центр банка. На едином программном ядре реализован доступ к услугам банка через интернет и через модемное соединение, или через телефон. По данным компании к началу 2003 года 32 банка приобрели систему «ИНИСТ Банк-Клиент», причем только один использует ее в режиме обычного банк-клиента через модемное соединение, остальные банки используют систему и в режиме интернет-банкинга и в режиме обычного банк-клиента. В 2002 году было проведено внедрение в 14 кредитных организациях. Компания «Диасофт», сейчас компания предлагает 2 системы интернет-банкинга 5NT ONLINE и WorkFlow(e) CLIENT. Первая система установлена в двух банках, вторая в одном, но планируется, что в ближайшем будущем система WorkFlow(e) CLIENT будет установлена в 10 кредитных учреждениях. Все участники рынка уверены, что через интернет-банки будут предоставлять все большее количество услуг. В ближайшем будущем интернет-банкинг будет восстребован в первую очередь физическими лицами, малыми и средними предприятиями с небольшим количеством платежей и простой процедурой оформления платежных документов. Крупные юридические лица будут отдавать предпочтения обычному Банк-клиенту, но также все больше будут использовать параллельно и интернет-системы.
Еще одним ярким событием 2002 года в России, которое нельзя не отметить, говоря об итогах этого года для рынка интернет-банкинга, стало решение ЦБ РФ контролировать и регулировать деятельность банков в интернет. ЦБ проанкетировал почти все действующие банки и узнал, кто из них работает в интернете, какие виды услуг оказывает, сколько имеет интернет-клиентов, какое программное обеспечение применяет. По результатам был разработан проект указания, по которому банки будут обязаны информировать ЦБ об использовании в своей деятельности интернет-технологий. Понятно, что необходимость регулирования и надзора за применением банками интернет-технологий прямо вытекает из задач ЦБ по защите интересов кредиторов и вкладчиков кредитных организаций, это подтверждают и сами банки. Представители банков считают своевременным решение ЦБРФ по контролю деятельности банков в Интернете, и надеются, что ЦБРФ займет ту позицию, которая позволит контролировать кредитные организации в части защиты прав и интересов клиентов банка, а так же соблюдения законодательных и нормативных актов РФ. Заинтересованная позиция ЦБРФ будет способствовать появлению новых информационных технологий в финансовом секторе экономики РФ. По мнению банкиров ЦБ должен контролировать открытие счетов, их режим, исполнение дистанционных распоряжений на проведение операций, и т.д. Использование же каналов удаленного доступа, средств защиты (ЭЦП, шифрование) и электронного документооборота должно регулироваться общим законодательством. В то же время некоторые инструкции ЦБ, составленные без учета возможности дистанционного банкинга и поэтому затрудняющие его внедрение, нуждаются в пересмотре. Подробнее с развитием интернет-банкинга в России можно ознакомиться в Обзоре CNews.ru «Информационные технологии в банковской сфере»
К концу 2002 года более трети (39%) пользователей интернета в Европе постоянно пользовались онлайновыми банковскими услугами (примерно 54 млн. чел.). Наибольшей популярности интернет-услуги достигли в серверных странах. Так, например, 54% интернет-пользователей в Швеции на постоянной основе пользуются банковским интернет-сервисом, в то время как, этот показатель для Греции составляет пока только 13%. По прогнозам Jupitermedia Corporation к 2005 году в среднем по Европе доля интернет-пользователей, которые будут совершать банковские операции в Сети, уже достигнет 48 %. Однако далее рост значительно замедлится, и, как прогнозируется, в 2007 году доля интернет-пользователей, совершающих банковские онлайн-операции, будет составлять 51%. Пользователи интернет-банкинга в Западной Европе (2001 - 2007 гг.) Пользователи интернет-банкинга в % от общего количества интернет-пользователей в Западной Европе
Источник: Jupiter European Financial Services Forecast, 11/02 Что касается абсолютных цифр, то количество пользователей банковских интернет-услуг за ближайшее 5 лет должно вырасти почти в 2 раза с 54 млн. (10,5% населения) в 2002 году до 103 млн. (26,2 % населения) в 2007 году. Необходимо отметить, что присутствует значительная разница в популярности банковских интернет-услуг в зависимости от их вида. К концу 2002 года 11% интернет-пользователей оплачивали счета непосредственно через интернет, в то время как за получением ипотечного кредита обратилось всего 0,3% интернет-пользователей. Удобство и распространение прямого дебетования2 значительно сдержит дальнейший рост оплаты счетов через интернет, коэффициент проникновения к 2007 году по данным Jupiter достигнет 22%. Так же большинство клиентов банков не будет рассматривать интернет, как канал для получения ипотечного кредита, и в будущем. Всего 1% пользователей интернет прибегнут к онлайновым услугам для получения данного вида кредита в 2007 году. Популярность видов банковсих интернет-услуг в Европе
Источник: Jupiter European Financial Services Forecast, 11/02 Наряду с интернет-банкингом будут также развиваться такие виды дистанционного обслуживания, как мобильный-банкинг (проведение транзакций через сотовые телефоны) и ЦТВ-банкинг (через цифровое телевидение). Коэффициенты проникновения сейчас (как прогнозируется и в будущем) у м-банкинга и ЦТВ-банкинга значительно меньше чем у интернет-банкинга. Основной рост популярности мобильных платежей и платежей с помощью цифрового телевидения, как прогнозируется произойдет после 2004 года. Мобильный-банкинг и ЦТВ-банкинг
Источник: Jupiter European Financial Services Forecast, 11/02 Несмотря на текущие достаточно высокие показатели коэффициентов проникновения банковского интернет-обслуживания, исследование, проведенное аналитической компанией Forrester Research в середине 2002 года показало, что многие банки неэффективно используют выделенные средства под развитие онлайн-сервисов (как интернет-банкинга, так и web-сайтов). Даже такие лидеры в онлайн-сервисе как Halifax, Credit Suisse и Deutsche Bank не отвечают всем требованиям клиентов. По данным Forrester расходы крупнейших 20 банков Европы на развитие и поддержку интернет-подразделений составляют от 20 до 50 млн. евро. в год. Ранее большинство банков концентрировалось на улучшения общего содержания сайта и навигации, в этом году было больше потрачено средств на развитие интернет-транзакций. В 2002 году бюджет крупных банков Европы для интернет-подразделений распределялся следующим образом: одна треть средств использовалась под инфраструктуру и интеграцию, одна треть для построения систем интернет-рассчетов и других приложений, оставшиеся часть на управление контентом, дизайн и пр. Более двух третей сайтов банков содержат для клиентов всю необходимую информацию и дополнительные функции (такие как кредитный калькулятор), но до сих пор существует проблема общего построения сайтов и навигации (например, на 50% сайтов посетители по разным причинам не пользуются удобной функцией поиска по сайту). Согласно исследованиям компании DataMonitor наиболее сильными по качеству интернет-обслуживания являются английские и германские банки по сравнению с итальянскими, французскими и испанскими кредитными учреждениями. В Англии на данный момент существует достаточно много крупных чистых Интернет-банков (многие были образованы ипотечными банками, и различными депозитными институтами, которые захотели расширить сферу своей деятельности) это такие банки как Egg, Smile, First-e, Abbey National. В тоже время сейчас сильными конкурентными позициями в интернет-обслуживании обладают и традиционные банки, такие как Barclays, HSBC, Lloyds TSB. В Германии самым крупным банком по интернет-сервису является Deutsche Bank 24, за 2002 год количество клиентов, которые работают с банком через интернет выросло, почти до 2 млн., Сейчас в 33% случаев каждый новый клиент банка Deutsche Bank 24 подключается к системе интернет-обслуживания.
Распространенность банковских интернет-услуг в США значительно меньше, чем в Европе, особенно если сравнивать с отдельными странами еврозоны. Всего 20% пользователей интернет в Америке на постоянной основе пользовались интернет-банкингом к концу 2002 года (что составляет чуть более 30% клиентов банков). Необходимо отметить, что многих клиентов банки не могут обслуживать через интернет просто, потому что эти клиенты не используют в своей работе компьютеры (что составляет примерно 40% клиентов, преимущественно пожилого возраста)3. Все же за последние 7 лет по данным Online Banking Report (OBR) темпы роста дистанционного банковского обслуживания в Америке были намного больше, чем в среднем по всему миру.
*С учетом использования dial-up соединения WW всего в мире Источник: Online Banking Report 11/02 Число клиентов, которые используют интернет-сервис, некоторых американских банков достаточно велико. Так, например, у Wells Fargo число онлайн-клиентов к концу 2002 года составляло 3,9 млн., у Bank of America 3,7 млн., у банка Wachiova 3,5 млн. клиентов4. OBR прогнозирует, что к концу десятилетия число частных клиентов работающих с банками через интернет в США возрастет вдвое и превысит значение 50 млн. Аналогичный показатель для всего мира к концу десятилетия достигнет 300 млн., т.е. станет в 3 раза больше, чем сейчас. В Америке также как и в других странах одной из самых востребованных интернет-услуг является оплата счетов. Необходимо отметить, что доля из всех банковских клиентов, которые оплачивают счета через банк, намного меньше, чем доля банковских клиентов, которые работают с банком через интернет. Оплата счетов разными категориями клиентов Источник: Celent 01/2003 Не смотря на ключевую значимость такой услуги как онлайн-оплата счетов, в ближайшем будущем банки Америки на развитие этой услуги собираются выделить незначительную долю средств из общего бюджета. В среднем большая часть бюджетов пойдет на улучшение привлечение новых клиентов и безопасности, несмотря на то, что 85% пользователей финансовых интернет-услуг в США удовлетворены уровнем безопасности. Для Европы в среднем этот показатель находиться на уровне 70%5. Ближайшее расходы банков США на развитие Интренет-услуг
Источник: American Banker и Gartner Group, 9/02 Наряду с web-представительствами традиционных банков в Америке насчитывается относительно большое количество чистых Интернет-банков. Количество традиционных банков, которые оказывают Интернет-услуги 890, из 100 крупнейших банков США более 70% предоставляют онлайн-услуги. На начало 2003 года в США работало 29 чистых интернет-банка. Большинство из них были образованы в 1999 и 2000 году различными финансовыми институтами. Поскольку доверие клиентов к интернет-банкам значительно меньше, чем к старым традиционным, кредитные интернет-учрежения, как правило, привлекают клиентов низкими комиссионными и более высокими начисляемыми процентами на остатки по счетам. Так, например, по состоянию на середину 2002 года6 интернет-банки начисляли 1,8% на остаток по текущим счетам, а традиционные банки всего 0,6%. К тому же минимальный остаток на счете, необходимый для начисления процентов, интернет-банки требуют почти в 2 раза меньше, чем традиционные ($1,200 и $2,300 соответственно). Величина комиссионных за обслуживание счета также примерно на 30% (в зависимости от типа счета) меньше у интернет-банков. Некоторые онлайн-банки вообще не взимают комиссионных, даже за ведение бездоходных счетов (по которым не начисляются проценты на остаток). Количество счетов, за обслуживание которых не взимаются комиссионные Источник: Bankrate.com 05/2002 Михаил Рамзаев 1 Всего 160 банков приобрели систему ДБО BS-Client с модулем Интернет-банкинга, но это не значит, что все из них внедрили или внедряют данный модуль. По собственным данным, число банков использующих Интернет-модуль на много меньше 160, скорее всего большинство банков отложили внедрение Интернет-системы на будущее. 2 Прямое дебетование (direct debit) - метод взимания оплаты, преимущественно, повторяющегося характера (арендная плата, страховая премия и т.д.) при которой дебитор уполномочивает свое финансовое учреждение осуществлять платеж со своего текущего счета для оплаты выставленного счета от указанного кредитора. 3 Источник: Некоммерческая организация Pew Internet and American Life Project 4 Источник: American Banker 5 По данным American Express/International Communications Research 6 По данным BankRate.com |