Арам Пахчанян: По уровню развития рынка ИТ среди стран СНГ только Казахстан может сравниться с Россией, хотя все начинали с равных позиций
На вопросы CNews.ru ответил Арам Пахчанян, вице-президент по корпоративным продуктам компании ABBYY. По мнению эксперта, конкурентоспособные программные продукты российских разработчиков можно пересчитать по пальцам.
CNews.ru: На ваш взгляд, насколько можно считать оформившимся на сегодня российский рынок корпоративных предложений? Каков объем среднего проекта в настоящее время?
Арам Пахчанян: Российский рынок корпоративных предложений очень неровный. Где-то он уже вполне оформился, где-то все еще находится в зачаточном состоянии. Степень развития того или иного сегмента зависит от спроса. Приятно, что при наличии спроса уже есть предложение практически по всем основным областям информационных технологий. Может, по каким-то еще не хватает компетенции у исполнителей, но уже сложившаяся культура взаимоотношений заказчика и исполнителя все больше перекладывает риски, связанные с отсутствием необходимой компетенции, на исполнителя. Еще пару лет назад все было совсем по-другому. Но это «взгляд с птичьего полета». Если смотреть ближе, изъянов пока очень много.
Но все же есть с чем сравнивать и есть чем гордиться. К примеру, если взять стартовые позиции, то все страны СНГ начинали примерно с одного уровня. Сейчас по уровню развития рынка информационных технологий разве что Казахстан может сравниться с Россией, а Украина отстает лет на пять. По моим представлениям, в некоторых сегментах мы уже опережаем европейские страны (в основном в области телекоммуникаций), в некоторых на том же уровне (оснащение техникой, бухгалтерские системы и т.д.), в некоторых отстаем, но максимум на 3-4 года. И что самое главное, на фоне кризиса ИТ на Западе мы их быстро догоняем.
CNews.ru: Как вы оцениваете рост рынка корпоративных приложений в 2002 году? Каковы его перспективы в 2003 году? Расскажите немного о наиболее заметных российских проектах по внедрению FormReader.
Арам Пахчанян: О росте рынка в целом судить довольно сложно. По отзывам основных публичных игроков рынка, он вырос процентов на 20. Но возникает устойчивое ощущение, что рост доходов этих игроков не является ключевым индикатором роста рынка. Потому что существует значительный по масштабам непубличный, рынок, формируемый «карманными» компаниями, имена которых ничего никому не говорят, и которые свою деятельность никак не афишируют. И таких компаний, по моим ощущениям, стало значительно больше за последний год, причем в основном за счет регионов.
ABBYY активно работает на корпоративном рынке и предлагает все линейки продуктов: и систему распознавания ABBYY FineReader, электронные словари Lingvo, FineReader Банк. Но в самых масштабных проектах используется ABBYY FormReader система для автоматизированного ввода в компьютер информации из бланков, анкет, деклараций. FineReader позволяет в десятки раз сократить трудозатраты по вводу в компьютер данных из форм, заполненных от руки. С его помощью десятки и сотни тысяч налоговых деклараций, опросных листов, анкет, тестов могут обрабатываться небольшим коллективом за считанные дни. ABBYY FormReader очень полезен всем организациям, которые хотят максимально быстро, качественно и дешево получать данные от большого количества контрагентов. Например, государственные органы от населения, маркетинговые и исследовательские агентства от респондентов, страховые или финансовые фирмы от клиентов и т.д.
Самым заметным российским проектом по внедрению FormReader, стал, безусловно, проект, связанный с Единым Государственным Экзаменом. Аналогов такому проекту в образовательной сфере в мире нет никогда ни в какой стране не решалась столь масштабная задача по столь быстрой оценке такого количества учащихся, распределенных по огромной территории. И технология распознавания автоматической обработки результатов тестов чрезвычайно важна для успеха проекта в целом. В 2003 году FormReader будет работать в нескольких десятках регионов для ввода данных из бланков ответов выпускников школ. Балл, полученный выпускниками школ по результатам Единого Экзамена, может считаться вступительным для большого количества российских вузов. Ключевым свойством этого проекта является необходимость безошибочного ввода бланков с ответами, потому что каждый неправильно учтенный ответ может стоить выпускнику школы карьеры. Здесь никакие «среднестатистические ошибки» недопустимы.
Кроме этого, в этом году мы успешно реализовали обработку с помощью FormReader огромного количества документов в других крупных организациях, таких, как Налоговая полиция, МНС, Пенсионный Фонд. Мы наблюдаем также постоянно растущий интерес к нашему продукту в Казахстане и на Украине. В этом году Министерство Доходов Казахстана приобрело значительное количество лицензий FormReader для реализации задачи ввода налоговых деклараций. Пенсионный Фонд Украины также приступил к фазе масштабного внедрения системы FormReader.
CNews.ru: Компания ABBYY широко известна успешными продажами на западных рынках своего флагманского продукта Form Reader? Что пришлось исправить или дополнить в продукте для адаптации его на зарубежном рынке?
Арам Пахчанян: Если в России мы можем всегда поучаствовать в процессе внедрения любой из наших разработок, в том числе FormReader, то для продаж продукта за рубежом рассчитывать на это нереально, продавать и внедрять продукт должны наши партнеры. А значит, продукт должен быть существенно более отчуждаем. Дело в том, что хотя мы и стремились при разработке продукта к тому, чтобы добиться простоты использования, сама задача ввода форм не является простой и требует определенных знаний и культуры. Чтобы партнеры могли успешно его внедрять, их нужно обучить работе с продуктом. За прошлый год мы провели множество сессий по обучению партнеров, как в Москве, так и в Европе, США и в странах Азии.
Для того, чтобы проводить обучение продукту, пришлось разработать полный комплекс материалов для тренинга, причем, также отчуждаемый, чтобы в дальнейшем наши партнеры могли в свою очередь обучать своих партнеров. Важным инструментом продаж является наличие у нас выделенной группы консалтинга, которая помогает нашим зарубежным партнерам внедрять продукт.
Безусловно, возникла необходимость внесения определенных усовершенствований и в сам продукт. В первую очередь это коснулось поддержки различных алфавитов и стиля написания букв и цифр в различных странах. Эту работу мы ведем постоянно, и наши партнеры нам в этом активно помогают.
CNews.ru: Каковы успехи в выводе на зарубежный рынок нового продукта? Удалось ли реализовать в прошлом году серьезные проекты за рубежом?
Арам Пахчанян: Мы смотрим с оптимизмом на наши перспективы по внедрению FormReader. Во-первых потому, что ABBYY стала уже достаточно известным брендом на рынке систем распознавания и ввода информации в мире. Во-вторых, потому что мы действительно предлагаем очень хороший продукт по очень хорошей цене. И в-третьих, потому, что за счет простоты усвоения продукта и нашей готовности обучать партнеров мы делаем возможным проекты, которые были бы невозможны с использованием конкурирующих продуктов. Таким образом, мы захватываем более массовый рынок ввода форм, с которого ожидаем собрать богатый урожай.
Результатом нашей работы стали реальные внедрения FormReader в различных странах. К примеру, FormReader был внедрен в проекте создания реестра земель Малайзии, мы выиграли совместно с нашим литовским партнером тендер на автоматизацию деятельности Налоговой службы Литвы, победив одного из наших европейских конкурентов.
Кроме того, были подписаны партнерские соглашения с компаниями Toshiba USA и NSI о распространении продукта через их партнерские сети. Кстати, одним из ключевых партнеров NSI является компания Hewlett-Packard, поэтому мы проводили удаленное интернет-обучение большой группы консультантов по продажам HP в Западной Европе и США по продукту FormReader.
CNews.ru: Каковы направления развития продукта FormReader в новом году?
Арам Пахчанян: Хотя мы в основном довольны текущим качеством продукта, в новом году он будет, безусловно, дополнен новой функциональностью, которая позволит решать более сложные задачи. К примеру, во всем мире сейчас резко увеличился спрос на технологии «гибких форм», то есть ввод форм с различным геометрическим расположением полей, таких, как счета, отчеты из баз данных, накладные, бланки заказов и т.д. В FormReader уже имеется технология ввода таких форм (которая, кстати, успешно применяется для ввода банковских платежных поручений в специализированном продукте, сделанном на основе FormReader FineReader Банк). Но мы планируем развить эту технологию до уровня, когда она станет отчуждаемой, чтобы наши партнеры могли решать задачи своих клиентов, самостоятельно адаптируя систему под любые, сколь угодно сложные, формы.
CNews.ru: Насколько высок, на ваш взгляд, уровень российских разработчиков по сравнению с западными? Насколько в целом конкурентоспособны российские продукты?
Арам Пахчанян: Вопрос слишком общий, чтобы на него ответить однозначно. С одной стороны есть множество западных компаний, которые имеют группы разработки в России, которые делают замечательные технологии на мировом уровне. Может быть, где-то в недрах каких-то лабораторий создаются уникальные технологии, аналогов которых на Западе нет, но о них никто никогда не слышал и, возможно, не услышит. Поэтому я бы предпочел говорить о продуктах.
Если говорить о продуктах, то дело не только в самом продукте (который, кончено, должен быть на высоком мировом уровне), но и в умении его продавать и в понимании того, что нужно рынку. Понятно, что конкурентоспособность продуктов, разработанных российскими компаниями для специфических нужд внутреннего рынка, и не имеющих западных аналогов, оценить невозможно. Если же говорить о продуктах, для которых такие аналоги есть, то я знаю достаточно много конкурентоспособных продуктов, в частности, в области электронного документооборота, защиты информации, систем автоматизированного проектирования и т.д. Но конкуренция с западными продуктами в большинстве случаев ограничивается территорией России и стран СНГ. К сожалению, есть только горстка продуктов, разработанных российскими компаниями, которая доказала свою конкурентоспособность на мировом уровне. И опять же, повторюсь, благодаря не только качеству изготовления самого продукта, но также соответствию потребностям рынка, точному позиционированию, успешному маркетингу и т.д. Только все это в комплексе является продуктом, о конкурентоспособности которого можно говорить. Если говорить о компаниях, делающих действительно конкурентоспособные на мировом уровне программные продукты, я бы упомянул Лабораторию Касперского, компании Промт и, без ложной скромности, ABBYY.