Леван Татунашвили: Вопросы автоматизации своего бизнеса сегодня решили всего 5-10 % российских предприятий
Следует ли ожидать усугубления кризиса на ИТ-рынке США? Как меняются запросы российских предприятий в выборе путей автоматизации? В чем преимущества и недостатки иностранных ERP-систем в сравнении с отечественными продуктами?
На эти и другие вопросы в интервью CNews.ru отвечает Леван Татунашвили, генеральный директор Business Management Systems (BMS Россия).
CNews.ru: Какие тенденции на рынке информационных технологий, на ваш взгляд, имели наибольшее значение для развития отрасли, как в России, так и в мире?
Леван Татунашвили: Основной тенденцией на западном рынке я бы назвал сдержанность в выборе и внедрении информационных систем. Это можно объяснить как недавним кризисом высокотехнологичных компаний, так и некоторым консерватизмом западных предпринимателей с каждым годом решения принимаются все более и более взвешенно. Одной из важнейших причин такого поведения является то, что автоматизация основных бизнес-процессов и внедрение ERP-систем там уже практически завершены и акцент переместился в сторону клиентоориентированных технологий. Буквально в последние год-два резко возрос интерес пользователей ERP-систем к программам категории CRM, SCM, HRM.
Российский рынок информационных технологий повторяет западную картину с опозданием на несколько лет. В настоящее время у нас наметилась экономическая стабилизация, сложился удачный инвестиционный климат, появилась конкуренция. Для большинства компаний становится важным вопрос не просто выживания, а долгосрочного развития. Появляются стратегии, долгосрочные перспективы и т.п. Это все больше приближает нас к западным условиям работы. Прошло время стремительного накопления капитала и конкуренция вынуждает предприятия заботиться о повышении эффективности своего бизнеса. Когда у компании 100%-е торговые наценки она не будет заниматься оптимизацией управления, снижением издержек у нее нет для этого стимула. В условиях же повышенной конкуренции для процветания необходимы четкий и оперативный учет, грамотно построенная логистика, эффективные аналитические инструменты. Вот здесь-то и возникает потребность в ИТ-решениях. Уже возникла многие отечественные компании сталкиваются с теми же проблемами, что и их западные коллеги несколько лет назад. Я могу с уверенностью об этом говорить, потому что наша корпорация с 95-го года работает и на российском и на американском ИТ-рынках. Большинство вопросов, которые решают российские компании сегодня, нам хорошо знакомы, больее того у нас есть успешный опыт их решения.
CNews.ru: Штаб-квартира BMS находится в США. Как вы оцениваете ситуацию на американском рынке в сфере внедрения информационных технологий, в общем, и ERP-систем в частности в 2002 году? Можно ли говорить об усугублении кризиса?
Леван Татунашвили: Результаты, которые достигла наша компания в 2002 году в США, говорят скорее о росте этого рынка. В любом случае, ситуация там стабилизировалась и по оборотам многие американские компании уже вышли на уровень 97-го года. Однако вряд ли обороты достигнут показателей, которые мы наблюдали в 98-99 гг. Этот пик активности был спровоцирован «Проблемой 2000», раздутой во многом самими же ИТ-компаниями. Так что, в ближайшие годы рынок будет медленно, но стабильно расти.
CNews.ru: Как вы оцениваете российский рынок ERP-систем? Каковы, по вашим оценкам, будут темпы его роста?
Леван Татунашвили: Вопросы, связанные с автоматизацией своего бизнеса в настоящее время каким-то образом решили всего 5-10% российских предприятий. Есть целые отрасли, которые активную автоматизацию еще не начинали. Например, промышленность. Мы активно работаем с предприятиями этого сектора и хорошо знаем их проблемы. Многие компании уже морально «созрели» к внедрению ERP-систем, но им просто не хватает для этого ресурсов. Ведь российская промышленность начала вставать на ноги совсем недавно в 99-ом году, после дефолта. Поэтому не случайно, что первыми занялись своей комплексной информатизацией предприятия с иностранным капиталом или мощной государственной поддержкой. Остальные должны были сначала поднакопить «жирок», чтобы иметь средства для инвестирования в ИТ-решения. И в последние год-полтора такие инвестиции уже начались. Думаю, скоро этот процесс пойдет по нарастающей. Так что потенциал рынка ERP-систем в России огромен.
Уже сейчас любая попытка привлечь западные инвестиции наталкивается на необходимость прозрачности бизнес-процессов, которая невозможна без автоматизации. Так, например, один из наших заказчиков, компания «Браво Интернешнл», после внедрения ERP-системы, смогла привлечь очень серьезных иностранных инвесторов. Кроме того, отсутствие на предприятиях квалифицированных ИТ-сотрудников, которые могли бы поддерживать информационные системы, препятствует росту российского ERP-рынка. Изменить ситуацию можно только силами всего ИТ-сообщества. Наша корпорация, наравне с другими игроками рынка решает эту задачу, инвестируя средства в образование, в подготовку кадров. Уже достигнута договоренность с американской компанией QAD разработчиком системы MFG/PRO о предоставлении бесплатных лицензий российским ВУЗам.
CNews.ru: Какие системы сейчас наиболее востребованы на российском рынке? Как ваша компания реагирует на изменения спроса?
Леван Татунашвили: Диалог с заказчиком сегодня строится иначе, чем раньше. Разговор начинается с постановки задачи на уровне бизнеса, а не отдельных систем или технологий. Основной интерес предприятий лежит в области оптимизации и повышения эффективности всех бизнес-процессов, всего рабочего цикла. Поэтому и востребованы интегрированные производственно-экономические системы.
Прошедший год был для нас весьма успешным и показал, что мы верно чувствуем тенденции рынка и тот набор систем, с которыми мы работаем на российском рынке, во многом покрывает его запросы. В настоящее время мы строим свои решения на базе следующих продуктов: MFG/PRO, R2000, CPBS и Vertex Apparel. На каждой из этих систем я хотел бы остановиться подробнее.
Итак, MFG/PRO разработка американской корпорации QAD это одна из наиболее востребованных на мировом рынке ERP-систем. В настоящее время MFG/PRO имеет более 5100 инсталляций в 86 странах мира. Среди пользователей этой системы такие международные корпорации как Coca-Сola, DAEWOO, HONDA, KRAFT, MARS, ALCATEL, AT&T, GENERAL ELECTRIC, SIEMENS, SUN Microsystems и другие. Наша компания с 98-го года является партнером этой корпорации в России и, благодаря усилиям специалистов BMS, система адоптирована к российским условиям и стала доступна отечественным предприятиям.
MFG/PRO предназначена для комплексной автоматизации процесса управления деятельностью промышленных предприятий и полностью покрывает запросы любого производства. Система наиболее успешно работает на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности, приборостроения, машиностроения и фармацевтики. Хочу подчеркнуть, что специализация на избранных отраслях промышленности позволила максимально учесть потребности этих предприятий и обеспечивает полное соответствие запросам пользователей и минимальные сроки внедрения и освоения MFG/PRO.
Среди российских пользователей системы пивоваренный завод «Браво» в Санкт-Петербурге, НПК «Быстров», предприятие «Петербург Продакт Интернешнл» (Gillette), завод Lucent Technologies, Kraft Foods и другие.
Интегрированное решение для торгового предприятия R2000 собственная разработка нашей корпорации представляет собой полную, открытую технологию документооборота. Функциональность системы полностью отвечает потребностям торговых предприятий и уже не первый год успешно внедряется в российских оптовых компаниях, в магазинах, супермаркетах и торговых сетях.
Система CPBS (Corporate Planning and Budgeting System), разработанная чешской компанией Minerva, это профессиональный инструмент для составления корпоративных финансовых планов и бюджетов. Стратегическое планирование в системе основано на очень актуальной сегодня методологии «Система взаимосвязанных показателей» (Balanced Scorecard).
В арсенале BMS есть еще один продукт собственной российской разработки с очень интересной историей. Это PDM-система Vertex Apparel, предназначенная для управления крупным швейным производством одежды на всех этапах: от создания модели, отбора и закупки ткани до распределения готовой продукции по магазинам. Продукт успешно внедряется нами в США и даже входит в первую четверку лидеров в рейтинге PDM-систем ведущего отраслевого журнала «Bobbin». При этом он пока еще не востребован в России. Я уверен, что подъем отечественной легкой промышленности, неизбежно вызовет интерес к этому решению со стороны российских заказчиков.
Все системы легко интегрируются между собой. Обширный опыт такой интеграции у нас есть.
CNews.ru: В чем преимущества и недостатки иностранных ERP-систем в сравнении с отечественными продуктами?
Леван Татунашвили: Я предпочел бы делить системы на хорошие и плохие, качественные и не качественные, а не по месту их производства. Наша PDM-система востребована в Америке и обыгрывает западные разработки. Американская ERP-система внедряется нами в России и показывает великолепные результаты. Так что все более чем относительно. Борьба за рынок между российскими и западными разработчиками ERP-систем идет уже практически на равных. Сильной стороной отечественных разработок, безусловно, является знание особенностей национального бизнеса, тонкостей российского учета и т.п. Однако, многие западные ERP-системы, внедряемые в России, уже «научились» учитывать местное законодательство. Но их успешному внедрению часто мешает то обстоятельство, что они ориентированы на годами устоявшиеся бизнес-процессы. Бизнес-правила, действующие в развитых странах, пока еще часто не соблюдаются в России. А методология внедрения и отслеживание качества ведения проектов сейчас под пристальным вниманием и российских, и зарубежных ИТ-компаний ведь чем точнее отшлифована методология, тем больше шансов уложиться в сроки и бюджет и тем безболезненней пройдет внедрение и выше будет индекс лояльности клиентов.
CNews.ru: Расскажите о результатах работы BMS в 2002 году. Каковы финансовые показатели? Какие проекты были реализованы?
Леван Татунашвили: В 2002 году «базовыми» заказчиками для нас стали производственные предприятия пищевой и электронной промышленности, розничные и оптовые торговые компании. И, если еще два года назад основными нашими клиентами были международные корпорации, строящие заводы на территории нашей страны, такие как Coca-Сola, Lucent Technologies, Gillette, то в прошедшем году начаты серьезные и интересные проекты с рядом крупных российских компаний. Так, например, на заводе «Видеофон» (торговая марка «Рубин»), уже закончен первый этап создания ERP-системы. Успешно движется внедрение в НПК "Быстров". В США начат крупный комплексный проект с Elie Tahari. Если говорить об обороте компании в 2002 году, то он в три раза больше, чем в предыдущем.