SPIRIT CORP

 
Совместный проектПри поддержке
Профиль  CNews.ruiRU

TARIO.net

Валерий Костюнин: IP-технология становится главной, потому что она выгодна экономически

Валерий Костюнин 
TARIO.net была одной из первых российских компаний, начавших работать на рынке IP-телефонии. Сегодня успех выбранного ею направления очевиден, и компания продолжает развитие, ориентируясь на собственные инновационные решения и потребности рынка. Новые возможности для российских IP-операторов представляет анонсированный TARIO в 2002 году проект торговой площадки прямого обмена трафиком «Биржа VoIP». О первых успехах уникального для России проекта, о роли IP-телефонии на современном телекоммуникационном рынке и о проблемах, связанных с внедрением в России инновационных телекоммуникационных разработок в интервью CNews.ru рассказывает Валерий Костюнин, главный инженер компании TARIO.net.

CNews.ru: Большинство аналитиков полагает, что 2002 год стал наиболее успешным для российского рынка IP-телефонии. Как вы считаете, сколь долго продлится «золотой век» отечественных компаний, работающих в данной сфере?

Валерий Костюнин: По моему мнению, минувший год был не самым успешным для российского рынка IP-телефонии. Таковым можно назвать 1999 год, когда, собственно, и начали выдавать лицензии на подобную деятельность. В прошедшем же году наблюдался «обычный» рост данного сегмента телекоммуникационного рынка и говорить о «золотом веке» российской IP-телефонии не приходится. Думаю, 2002 год стал наиболее «обсуждаемым» годом, поскольку увеличилось число людей, присутствующих в данном виде бизнеса. Если говорить об общем количестве лицензий на IP-телефонию, то по состоянию на конец 2002 года речь может идти о 1,5-2 тысячах. Но активно работает всего 350-500 операторов. В Москве, например, как было 4-5 крупных компаний-операторов, так и осталось. Поэтому логично было бы говорить о тех компаниях, которые реально этим занимаются: их не тысячи, а сотни. Тенденция роста бизнеса в этой области, конечно же, сохранится.

CNews.ru: Какую роль играет IP-телефония в телекоммуникационном бизнесе сегодня, и как статус этого сектора, на ваш взгляд, изменится в ближайшие годы? Какие тенденции были наиболее значимыми для телекоммуникационного рынка в уходящем году?

Валерий Костюнин: Статус IP-телефонии неуклонно растет — это естественный процесс развития отрасли. Можно сказать, что российский рынок IP-телефонии ожил. Уже всем понятно, как это работает, как строится бизнес, сложилось понимание того, как зарабатываются деньги. Достаточно просто рассчитывается рентабельность этого бизнеса. В сторону IP-телефонии начинают поворачиваться и крупные национальные операторы. До недавнего времени они, похоже, на нас опыты ставили. Смотрели, что мы делаем, и как это у нас получается. А теперь пошли реальные подвижки. Например, «Ростелеком» планирует реализовывать передачу голоса в пакетном виде. В мире подобные решения приобретают все большую популярность. За рубежом IP-трафик исчисляется десятками миллионов минут в день. Национальные операторы стран передают свой трафик через IP. Кстати, сегодня весь голосовой трафик между Римом и Миланом передается в пакетном виде. Это говорит о том, что «большие» операторы взяли на вооружение эту технологию. При достаточном качестве каналов связи IP-телефония ни в чем не уступает обычной связи. У нас же этого еще долго не будет, быть может — несколько лет.

Если говорить о прошлогодних тенденциях на отечественном телекоммуникационном рынке в целом, то можно отметить, что в России появилось большое количество устройств, предназначенных для того, чтобы заниматься транзитом трафика. Это похоже на серьезную попытку «отобрать» значительную часть трафика у «Ростелекома». Этот же вопрос, думаю, сильно беспокоит и «Связьинвест».

Характерной тенденцией развития мирового рынка IP-телефонии явился процесс активного строительства крупномасштабных площадок обмена VoIP трафиком.

Мы тоже не остались в стороне. Будущее своего бизнеса мы тесно связываем с  нашим новым проектом — торговой площадкой прямого обмена трафиком «Биржа VoIP».

CNews.ru: Может ли позиция государства в ужесточении лицензирования на рынке IP-телефонии привести к значимым изменениям в этой сфере?

Валерий Костюнин: Не думаю. Поколения сменяются, вместе с ними меняются и используемые технологии. Сегодня все «наше поколение» работает по IP-протоколу. С абсолютной точностью могу сказать, что лет через десять про коммутируемые каналы уже никто и вспоминать не будет. Во всяком случае — на Западе. Сейчас мы наблюдаем попытки традиционной телефонии поправить правила игры «под себя». Но очевидно, что IP-технология становится главной, что она выгодна экономически. Если компания видит эту выгоду, разве она будет ее упускать? Конечно, если хозяин компании «технарь» старой закваски, то, возможно, он будет до конца отстаивать «медные провода». А если он – толковый коммерсант, то вряд ли будет долго сомневаться в своем выборе. Люди, которые однажды ушли от традиционных операторов, к ним никогда не вернутся. Они уже ощутили возможность платить на порядок меньше, и не хотят ее терять.

CNews.ru: Среди пользователей услуг IP-телефонии бытует мнение, что качество такой относительно недорогой связи оставляет желать лучшего. Насколько вы согласны с подобным утверждением? С какими техническими проблемами это может быть связано?

Валерий Костюнин: Да, действительно, сегодня качество услуг IP-телефонии прямо пропорционально их стоимости. Очевидно, что именно недорогим товарам и услугам отдает предпочтение большинство населения. Ведь сама идея IP-телефонии появилась из-за нормального стремления человека купить услугу связи подешевле. Сегодня пользователь выбирает то, что для него более приемлемо.

Бывают ситуации, когда не приходится думать над выбором — дорого и качественно или дешевле, но терпимо: было бы слышно — и это главное. Помнится, в 90-х годах я вынужден был жить и работать за границей, и мне нужно было общаться по телефону с семьей. Хорошо помню те ощущения, которые испытывали люди, получая телефонные счета на 3-5 тысяч. долл. Минута международной связи стоила тогда от 1,5 до 2,5 долл..

И еще. IP-телефония никогда не сможет быть корпоративной связью. Улучшить качество можно только за счет повышения издержек в 2-5 раз. Но тогда себестоимость этого вида услуг приблизится к традиционной телефонной связи.

Думаю, что качество услуг IP- телефонии стабилизируется, когда издержки на аренду каналов связи понизятся, а качество самого российского интернета повысится хотя бы в несколько раз. Ведь, если в Москве ситуация выглядит благополучной, то в регионах каналы сильно перегружены.

CNews.ru: Аналитики считают, что наиболее значимым проектом TARIO.net в 2002 году стало открытие торговой системы «Биржа VoIP» — виртуальной торговой площадки, на которой операторы связи могут продавать или покупать VoIP-трафик без посредников. Так ли это?

Валерий Костюнин: Да, это так. Отмечу, что проект VoIP exchange был реализован в кратчайшие сроки: работать мы начали в конце 2001 года, а в мае 2002 на выставке «Связь-Экспокомм 2002» прошла его презентация. Площадки обмена трафиком уже существовали в мире и до нас. Мы не стали повторять пройденный путь, а разработали систему, которая по некоторым показателям принципиально отличается от предыдущих разработок. Например, по процедуре ценообразования — у нас действует биржевой механизм, без посредников.

Есть и другие принципиальные отличия. Ранее созданные площадки обмена трафиком функционируют на основе огромных дорогостоящих телефонных станций, где каждый участник-оператор обязан установить свое оборудование и подключить его к станции. Приведу пример: один оператор находится в Нью-Йорке, другой — в Калифорнии, а площадка обмена трафиком — в Москве. В этом случае трафик из Нью-Йорка пришел бы в Москву на телефонный коммутатор, там «скоммутировался» и пошел бы обратно в Калифорнию (получается огромный лишний «проброс» трафика!). Кроме того, если операторы работают на различных видах оборудования, происходит двухкратное тандемное перекодирование трафика на телефонной станции. Тандемное перекодирование серьезно ухудшает качество речи: она очень сильно сжимается, а когда мы пытаемся ее сжать дважды, то слушать такую речь человеку становится, мягко говоря, некомфортно.

Мы реализовали идею биржи совершенно по-новому. Создали виртуальную площадку обмена трафиком VoIP exchange, основанную на сетевом программно-аппаратном комплексе SoftSwitch. Наша технология в приведенном ранее примере работает следующим образом: даже если площадка VoIP exchange будет находиться в Москве, реальный голосовой трафик пойдет от оператора к оператору по кратчайшему между ними голосовому маршруту, то есть из Нью-Йорка — в Калифорнию.

CNews.ru: А как это осуществляется с технической точки зрения?

Валерий Костюнин: Оборудование взаимодействует друг с другом, используя протокол H.323, в описании которого предусмотрено два потока данных. Один поток — RTP-трафик (реальный голосовой трафик, где запакована речь), второй — данные управления потоком, его сигнализация. Соответственно, если один оператор направляет трафик на другого оператора, он посылает запрос на VoIP exchange, где система, обрабатывающая заявки, подбирает ему подходящего оператора и отвечает: «Посылай, пожалуйста, на такой-то IP-адрес».

Далее — реальный голосовой трафик идет по кратчайшему между операторами маршруту.

Качественные показатели участников биржи определяются по статистическим индикаторам и в реальном времени отображаются на биржевой площадке.

Через биржу операторы обмениваются только управляющими данными. Причем объем таких данных составляет доли процентов от общего объема трафика.

За счет такой технологии качество IP-связи значительно выше, чем при тандемном перекодировании. И, опять-таки, лишний раз не перегружаются линии связи.

CNews.ru: Какие факты уже свидетельствуют о востребованности вашего проекта? Каких плановых показателей вы собираетесь достичь в 2003 году?

Валерий Костюнин: О востребованности услуги я могу судить по масштабам сделок на нашей биржевой площадке. В сентябре объем трафика, проходившего через VoIP exchange, составил 3 млн. минут. К середине декабря он вырос до 6,5 млн. минут  — более чем в два раза за три месяца. Вывод простой. Если IP-операторы друг с другом активно взаимодействуют — значит, услуга востребована и имеет хорошие перспективы.

Чтобы ускорить этот процесс мы постарались сделать регистрацию операторов на VoIP exchange простой и беззатратной: не берем ни регистрационного взноса, ни абонентской платы. В режиме онлайн операторы регистрируют на сайте VoIP exchange свое оборудование. Мы проверяем это оборудование на соответствие техническим условиям, и включаем операторов в систему, где они могут продавать и покупать трафик. Если оператор хочет купить трафик, то он должен внести депозит в сумме планируемой покупки. Мы не регламентируем сумму, которую оператор хочет положить на свой биржевой счет — это может быть даже один доллар.

Оператор может сам выбрать поставщика и в любой момент отказаться от поставки. Если из оплаченных 100 долл. оператор потратил всего 1 долл., и ему не понравилось качество связи, он может в любой момент перевести трафик на других продавцов и реализовать оставшиеся 99 долл.

Развивающимся компаниям выгоднее прийти на нашу площадку и иметь возможность взаимодействовать сразу со всеми операторами, нежели с каждым конкретно пытаться договориться о подписания контракта. Небольшим операторам такое сотрудничество очень выгодно. Высокая ежемесячная абонентская плата, которую требуют на других торговых площадках, не всегда окупается. Коммерческая сущность этого проекта состоит в том, что за каждую минуту прошедшего через нас трафика мы берем $0,005 (полцента).

Уже сейчас ежемесячные обороты всех наших филиалов составляют порядка 16,5 млн. минут. К концу 2003 года мы хотели бы этот объем увеличить в 3-5 раз.

CNews.ru: В проекте«Биржа VoIP» участвуют многие операторы, работающие в области телекоммуникаций. Как формировался партнерский альянс?

Валерий Костюнин: В виртуальных торгах могут участвовать операторы, эксплуатирующие любое VoIP оборудование протокола Н.323 (например: Intel, Cisco Systems, AMSD, Samsung Electronics, HS Teleann, Vocord Telecom, Агат РТ).

Мы технологическая фирма, которая создает проекты, пробует их, и всегда готова подружиться с хорошей компанией, которая будет эксплуатировать наши наработки в больших масштабах. Ведь за счет того, что наша система программная, она легко масштабируема. Наша база — это сеть TARIO.net, наш опыт, наши наработанные связи. Когда мы начинали этот проект — первым делом опробовали его на себе. Сейчас эту идею начинаем распространять среди партнеров сети TARIO.net. На базе наших партнеров уже функционируют более десяти региональных торговых площадок. Например, в Гонконге, Праге, Улан-Удэ, Архангельске, Саратове, Воронеже, Тольятти, Днепропетровске, Одессе, две — в Нью-Йорке. Свой проект мы будем развивать, создавая множество филиалов — региональных торговых площадок и, опираясь на этих партнеров, будем двигаться дальше и не только в России.

CNews.ru: Насколько подобные проекты распространены на Западе?

Валерий Костюнин: Подобные проекты начали работать за рубежом еще в 2000 году, и сейчас на таких биржевых площадках на Западе уже присутствуют национальные операторы. Несмотря на существование похожих решений, все они — закрыты.

Наш SoftSwitch является интеллектуальной разработкой. Мы научились согласовывать различные платформы, которые в реальной жизни взаимодействовать между собой никак не могут. Например, из-за несовместимости оборудование IP-Link никогда не будет взаимодействовать с Cisco. Мы же, зная особенности обоих производителей, можем совместить их оборудование на программном уровне и заставить работать вместе, решая таким образом проблему гетерогенной сети. Уже есть значительный спектр оборудования, которое мы можем поддерживать.

CNews.ru: Как вы оцениваете деятельность группы компаний TARIO в уходящем году? Какие шаги в продвижении компании на российском телекоммуникационном рынке наиболее значимы для вас?

Валерий Костюнин: В 2002 году мы технологически ушли в ту область, в которую никто до нас еще не направлялся. Мы нашли огромную нишу и начали в ней работать. Еще никто никогда не управлял VoIP-сетями, в которые входит более 300 узлов. Так вот у нас их сегодня — около 450, и мы ими легко управляем. Весь 2002 год был посвящен вопросам управления большими сетями. Мы добились в этом значительного успеха. Как результат этого — запуск проекта «Биржа VoIP».

В 2001 года мы этот проект «заложили», а в мае на выставке «СвязьЭкспокомм» — и пригласили операторов работать в нем. С января 2003 началась коммерческая эксплуатация проекта. На текущий момент на бирже зарегистрировано около 600 участников. Если говорить о финансовой составляющей проекта, то отмечу, что внедрение технологических новшеств отличается от внедрения коммерческих моделей. Для последних — нужны только деньги. А для внедрения первых могут потребоваться еще и годы, например, для распространения самой IP — телефонии потребовалось пять лет.

Поэтому на первом этапе проекта мы прибылей не ожидали, однако они есть, и темпы роста за этот период оказались достаточно существенными.

CNews.ru: Какие проекты, связанные с расширением спектра предоставляемых услуг, запланированы компанией на 2003 год?

Валерий Костюнин: В перспективе, мы планируем обратить большее внимание на корпоративный рынок, малоканальные устройства. Если какая-то фирма купила себе телефонную станцию с функциями VoIP, то она вполне может зарегистрировать ее на бирже и пользоваться, покупая по оптовым ценам трафик для своей компании. Это позволит ей экономить уже не в разы, а в десятки раз.

В настоящий момент мы работаем над новым видом услуги для конечного пользователя. В рамках этого проекта конечный пользователь сам будет определять/строить маршрут прохождения своего звонка, его качество, стоимость, набор кодеков и дополнительных услуг. С нашей точки зрения, на сегодняшний день такая услуга будет более чем востребована.

CNews.ru: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2003 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS