Леонид Винокуров: Возможна ситуация, при которой через несколько лет для московских интеграторов в регионах не останется работы
На вопросы CNews.ru отвечает Леонид Винокуров заместитель председателя совета ТехноСерв А/С, кандидат экономических наук.
CNews.ru: Российское государство в 2002 году много вкладывало в развитие своей ИТ-инфраструктуры. По вашим оценкам, насколько эффективно эта инфраструктура используется? Инвестиции власти в ИТ окупаются так же быстро, как и инвестиции корпоративного сектора?
Леонид Винокуров: Вопрос об использовании... Ответ достаточно очевиден создаваемая ИТ-инфраструктура властью используется, пусть пока не так активно, как в других государствах, но все более и более эффективно. Создаются решения в области автоматизации деятельности государственного аппарата, в области взаимодействия граждан с государством. Здесь уместно вспомнить последний пример президентского эфира, в котором активно использовались высокие технологии, в частности интернет, для того, чтобы обеспечить прием максимального количества вопросов. Стоит упомянуть и систему ГАС «Выборы», без которой проведение выборов в такой многомиллионной стране, как Россия, просто невозможно.
В части окупаемости этих инвестиций. Это куда более сложный и дискуссионный вопрос. Хотя при этом могу заметить, что государство становится все более прагматичным и все более фокусируется на таких проектах, которые дают реальные отдачи от инвестиций. Приведу хороший пример Центр печати и рассылки документов Пенсионного Фонда России. Этот проект обеспечит возврат инвестиций достаточно быстро. С помощью технологий, предоставляемых Центром, работник сможет видеть состояние своего индивидуального счета в системе государственного страхования, что в конечном счете позволит увеличить собираемость доходов в Пенсионный Фонд. Но, говоря об окупаемости государственных программ информатизации, не следует забывать и о таких понятиях, трудно оцениваемых в денежном выражении, как открытость общества и государства, доверие общества к власти, интеграция России в мировое информационное сообщество и т.п.
CNews.ru: Составленный CNews.ru рейтинг ИТ-компаний, свидетельствует о том, что рынок интеграции сильно консолидирован. Как вы оцениваете перспективы малых и средних региональных интеграторов? Есть ли у них самостоятельное будущее или им придется стать частью более крупной московской компании?
Леонид Винокуров: Не секрет, что до недавнего времени основной объем ИТ-бюджетов и делился и осваивался в центре а точнее в Москве. Предприятия в регионах просто не имели достаточно средств, чтобы затевать большие ИТ-проекты. А те ИТ-бюджеты, которые в регионах были, легко осваивались местными малыми и средними интеграторами. Крупные системные интеграторы строили свое взаимодействие с регионами, как правило, по стандартной методике. Компания из центра, имея большой опыт работы, квалифицированный персонал, портфель апробированных решений, накопленную экспертизу, работает с местными партнерами, которые лучше разбираются в региональных особенностях, да и просто территориально ближе к заказчику. Практически, у столичных компаний с региональными не было конкурентной ситуации, а существовало вполне мирное сотрудничество.
Но сейчас ситуация начинает меняться: у предприятий в ряде регионов стали появляться деньги, а значит и стала возникать реальная возможность реализации крупных ИТ-проектов, отвечающих потребностям бурного роста основного бизнеса. Естественно, крупные системные интеграторы заметно активизируют деятельность в регионах, и в ближайшее время конкуренция на региональных рынках обострится. Но так ли безнадежна ситуация для региональных интеграторов? Вовсе нет. Существует ряд факторов, которые играют им на руку в конкурентной борьбе со столичными гигантами.
Во-первых, как ни парадоксально это звучит отдаленность от Москвы. Системная интеграция с иногородней компанией всегда довольно сложный процесс, а, учитывая, что крупные проекты реализуются несколько лет, а потом еще надо осуществлять техническую поддержку, с московскими компаниями могут себе позволить работать немногие крупные российские предприятия. Например, организации, входящие в структуру регионального и местного управления (администрация области, мэрия и т.п.), очень часто отдают предпочтение именно местным интеграторам. Во-вторых, довольное уверенное положение местных компаний на рынке аппаратно-сетевой интеграции. Здесь они, по ряду позиций выигрывают по ценам и уже не проигрывают по качеству. Кроме того, сегодня прослеживается тенденция к укрупнению региональных системных интеграторов за счет слияния нескольких разнопрофильных компаний в одну, объединения их в альянсы, а также расширения поля деятельности. Я не исключаю такое развитие ситуации, при которой через несколько лет для московских системных интеграторов в регионах останется не так уж много работы.
CNews.ru: Ранее часто можно было слышать, что системный интегратор занимается не только внедрением, но и формулированием бизнес-целей и проектированием бизнес-задач заказчика. Средний уровень отечественного менеджмента действительно так низок, что выработкой стратегии приходится заниматься системному интегратору?
Леонид Винокуров: Я не могу согласиться с этими тезисами. Можно ли подменить заказчика в работе по постановке бизнес-целей? Это в принципе невозможно! Проблемная область, бизнес-процессы должны оставаться за заказчиком это его поле. Другое дело, что заказчик не всегда способен и имеет время сформулировать эти цели на понятном ИТ-специалистам языке. Роль системного интегратора или консультанта состоит в том, чтобы услышать заказчика, поделиться своим опытом, подсказать пути решения проблемы. Но при этом надо понимать, что стратегические цели все равно ставит заказчик, основные вехи определяет заказчик, и результат, в конце концов, оценивает заказчик. Именно поэтому попытки подменить его в этом могут привести к неудаче проекта в целом. Формула успеха в работе с заказчиком совместная работа!
Неверен и тезис о низком уровне отечественного менеджмента. Менеджеры российских предприятий решают задачи, которые перед ними ставят реалии нашей жизни, в очень сложных условиях. При этом все больше становится профессиональных грамотных менеджеров, умеющих принимать стратегически правильные решения, в том числе и в области ИТ. Примеров тому очень много. Мне эта тенденция нравится, и я отдаю дань уважения зрелости наших заказчиков.
CNews.ru: Рынок дистрибуторов компьютерной техники консолидирован, видимо, еще более, чем рынок интеграции. Компании продавцы техники в последнее время также все активнее начинают создавать добавленную стоимость в проектах по поставкам оборудования. Возможно ли, на ваш взгляд, усиление конкуренции с их стороны в отношении системных интеграторов?
Леонид Винокуров: Начнем с того, что разберемся с определениями о том, какие есть рынки, и какие есть игроки на рынках. На наш взгляд ИТ-рынок поделен на три сегмента. Сегмент первый рынок дистрибьюторов, которые занимаются продажей высокотехнологичного оборудования (персональных компьютеров, мониторов, принтеров и т.п.). Второй сегмент это рынок корпоративных поставок вычислительной и сетевой инфраструктуры. И третий сегмент это рынок консалтинга и услуг.
Современный системный интегратор играет в основном на двух последних из перечисленных рынков. Более того, корпоративные поставки и ИТ-консалтинг в системной интеграции трудно отделимы друг от друга, тогда как дистрибуция является достаточно отдельным видом деятельности.
Современный рынок системной интеграции очень конкурентный. При этом наиболее жесткая борьба проходит в плоскости консалтинга и услуг, т.к. именно интеллектуальный труд по внедрению информационной системы (проектирование, наладка, запуск, сопровождение) определяет добавочную стоимость в проектах системной интеграции.
Это не самая сильная сторона дистрибьютерских компаний. Их возможности по комплексной реализации проекта от консалтинга до последующего сервиса, весьма ограничены. Помимо этого, интеграционный проект это серьезнейшие инвестиции со стороны исполнителя, например, в течение года (а это нормальный срок для серьезного проекта) на одном объекте работает от 20 до 50 высокооплачиваемых специалистов. Дистрибьютерским компаниям это вряд ли по силам. Поэтому, если говорить о конкуренции со стороны дистрибьюторов, то она может возрасти только на рынке корпоративных поставок.
CNews.ru: С другой стороны, «традиционные» консультанты делают активные попытки выхода в сегмент ИТ-консалтинга. Насколько остро системные интеграторы чувствуют конкуренцию с их стороны?
Леонид Винокуров: Традиционные консультанты (а основные игроки на этом рынке ведущие западные консалтинговые компании «большой пятерки») имеют достаточно серьезные конкурентные преимущества. Во-первых, это бренд и экспертиза мирового уровня. Во-вторых, близость к руководству заказчика. Занимаясь классическим аудитом и бизнес-консалтингом, традиционные консультанты работают достаточно плотно с менеджментом самого высшего звена, хорошо знают организацию изнутри. И этого порой бывает достаточно, чтобы получить заказ на реализацию проекта.
Но у российских системных интеграторов тоже есть свои преимущества. Их сильными сторонами являются комплексный подход, который гарантирует сбалансированность решения по всем составляющим, нацеленность на конкретный результат (а не на наработку консалтинговых человеко-дней), мощная техническая и технологическая экспертиза, грамотное отношение к унаследованным приложениям и многое другое.
Подводя черту под темой конкуренции, скажу, что хотя рынок системной интеграции в России сложился, и основные игроки определились, назвать его «поделенным» и устоявшимся трудно. Уровень конкуренции на этом рынке очень высок, и все больше новых игроков активно ищут на него выход.
CNews.ru: Какова доля консалтинга и услуг в структуре продаж компании ТехноСерв А/С?
Леонид Винокуров: Это наиболее динамично развивающаяся составляющая нашего бизнеса. По итогам 2002 года доля услуг в структуре продаж нашей компании составляет 25%. В прошлом году этот показатель был 16%, в позапрошлом 12%. Тенденция очевидна: в проектах повышается доля интеллектуальной составляющей. Возрастает объем и стоимость проектирования, обучения, сервиса. Почему так происходит?
Сегодня заказчику все больше требуется отдача от внедрения информационных систем. Мне часто приходится слышать от менеджеров нового поколения: «Не надо нам рассказывать, зачем нужны компьютеры. Нам нужна информационная система, которая обеспечит наш бизнес. В такую информационную систему мы готовы инвестировать сколько угодно, конечно, в разумных пределах».
И это не просто слова. Некоторые российские предприятия сегодня готовы тратить на информатизацию весьма значительные средства! А краеугольным камнем всей информационной системы стали приложения, в первую очередь приложения по управлению деятельностью предприятия, такие как ERP-системы.
В этой ситуации ТехноСерв А/С последовательно, начиная с 1999 года, развивает направление, связанное с разработкой и внедрением ERP-систем. Для нас наиболее значимый результат прошедшего года получение самого высокого статуса партнера компании SAP «Local Alliance Partner», а также тот факт, что проект, который ТехноСерв А/С реализовывал на российских железных дорогах, дал свои результаты. Об этом проекте подробно рассказывалось на последнем SAP-конгрессе.
CNews.ru: В корпоративном бизнесе до сих пор все в основном автоматизируют управление финансами и материальными ресурсами. Стоит ли ожидать роста спроса на приложения по автоматизации управления производством в ближайшее время?
Леонид Винокуров: Безусловно, стоит. Что такое классическая интегрированная система управления предприятием? Например, IDC в своих ежегодных исследованиях, рассматривая системы такого класса, относит к ним только те, которые содержат как минимум три функциональные блока: финансы, управление ресурсами и производство. Причем все они должны быть интегрированы между собой. Таким образом, управление производством обязательная часть системы управления предприятием, без которой нельзя говорить о сквозной автоматизации бизнес-процессов предприятия.
По мере улучшения экономической ситуации в России и роста объемов производства, системы управления производственными процессами будут востребованы все в большей и большей степени. Спрос на системы автоматизации уже есть. В частности в последнее время произошел всплеск интереса к системам CAD/CAM. А со временем спрос на такие продукты будет только расти. Вместе с тем необходимо помнить, что внедрение корпоративной системы нужно выстраивать в правильной последовательности. Автоматизация процессов, связанных с финансами и логистикой, является той отправной точкой, успех которой может гарантировать успех всего проекта.
CNews.ru: В условиях все большей интеграции России в мировую экономику смогут ли отечественные системы управления предприятием продолжать конкурировать с западными решениями на внутреннем рынке?
Леонид Винокуров: Все зависит от сегмента рынка. На каких-то да, на каких-то нет.
Отечественные и западные продукты являются разноуровневыми продуктами.
При выборе решения крупная компания/холдинг/отрасль и небольшая компания руководствуются совершенно разными критериями. Компания, работающая в крупном бизнесе, прежде всего, озабочена тем, насколько полно потенциальная платформа охватывает бизнес-процессы, насколько стабилен поставщик этого решения, насколько предлагаемая система соответствует международным стандартам. Мотивация в секторе мелкого бизнеса несколько другая. Там ключевым моментом является стоимость решения, а также простота решения, возможность внедрения, адаптации и поддержки решения собственными силами, наличие простого решения по обучению персонала и т.п.
По сравнению с отечественными разработками у систем от западных производителей, особенно тщательно локализованных, есть очень существенные и реальные преимущества, что является одним из самых серьезных аргументов при выборе решения на рынках крупного бизнеса. Здесь продукты западных фирм доминировали и по-прежнему будут доминировать.
А на рынке средних и малых предприятий эти продукты вошли в прямую конкуренцию с отечественными. И хотя здесь они напрямую борются за бюджет заказчика, на этом рынке преобладание российских систем пока очевидно. Не надо забывать также о том, что есть ряд отраслей (например, банковская сфера), в которых вообще не используются западные решения, т.к. их невозможно настроить под российские требования. Таким образом, доля внедрения российских разработок стабилизировалась на уровне 20%, и, вероятно, в ближайшем будущем этот показатель не изменится.
Тезис о преимуществах западных систем, как об одном из важных факторов для получения зарубежных инвестиций, я считаю верным. Западные менеджеры убеждены: учет «святая-святых» успешного бизнеса. И если на предприятии работает западная система автоматизации учета, это является серьезным аргументом для инвесторов.
CNews.ru: Какие тенденции будут определять развитие рынка ИТ в России в 2003 году?
Леонид Винокуров: Будут усиливаться тенденции, характерные для сегодняшнего рынка.
Самая общая тенденция объем ИТ-рынка в целом будет расти. Он напрямую зависит от роста экономики. С точки зрения заказчиков основной рост ИТ-бюджетов будет в секторах, связанных с высокими технологиями и розничной продажей. С точки зрения поставщиков решений опережающий рост будет в области консалтинга и услуг.
Структура предпочтений корпоративных клиентов сегодня меняется. Многие отечественные предприятия ориентируются теперь на программное обеспечение и услуги, а покупка «железа» отходит на второй план. Крупные игроки на российском рынке системной интеграции, прекрасно понимая эту тенденцию, все больше ресурсов вкладывают именно в направление деятельности, связанное с разработкой программных продуктов. Сочетание спроса и предложения и приведет к росту объема рынка.
Результативных проектов внедрения информационных систем будет становиться все больше и больше. Критическая масса неудач, ошибок будет накапливаться, превращаться в опыт. Опыт ошибок рано или поздно превратится в позитивный опыт!