|
|
|
Спутниковая связь: в России есть рынок для собственной системы
История становления рынка мобильной спутниковой связи В настоящий момент в мире распространено мнение, что все проекты мобильной спутниковой связи являются несостоятельными и не имеют рыночных перспектив для своего развития. Однако, результаты деятельности ряда операторов спутниковой мобильной связи d 2002 году и текущие тенденции в развитии спутниковой индустрии, показывают, что их конкуренция с наземными операторами может быть весьма успешной.
Обратимся к истории возникновения систем мобильной (подвижной) спутниковой связи (СМСС). В 80-е годы двадцатого века проекты создания СМСС казались весьма перспективными. Это объяснялось тем, что наземные сети как проводной, так и беспроводной связи не обеспечивали необходимую степень покрытия. Рыночные исследования подтверждали высокий спрос на услуги систем глобальной мобильной спутниковой связи (СГМСС). Однако, за длительное время разработки (более 10 лет) первой системы глобальной МСС Iridium, и ее запуска изменился тип пользователя, подавляющее большинство из которых стали надежно обеспечены услугами наземных сетей сотовой связи. В настоящее время уже не вызывает сомнения факт, что СГМСС, основанные на группировках низко- и среднеорбитальных спутников (Iridium, ICO, Teledesic, Globalstar), не выдержали рыночной конкуренции с наземными сетями сотовой связи. В 1998 году в коммерческую эксплуатацию была запущена система Iridium, в 1999 Globalstar, которые смогли к настоящему моменту набрать около 40 тыс. и 80 тыс. абонентов соответственно. Высокие операционные расходы на управление спутниковой группировкой и управление трафиком, малый срок жизни спутников на орбите (не более 8 лет) обязывают операторов СГМСС держать стоимость одной минуты разговора равной 1 доллару США и выше, в то время как по наземным сетям она существенно меньше. В результате Iridium, ICO, Teledesic и Globalstar стали банкротами и попали под реструктуризацию. Таким образом, 14 млрд. долл. на создание суперсовременных созвездий ГМСС были потрачены практически впустую. Динамика роста абонентских баз операторов спутниковой связи
Источник: Cnews.ru Большинство специалистов считают, что залог успеха Inmarsat состоит в совокупности следующих факторов. Прежде всего, компания имеет устойчиво растущую абонентскую базу. Во-вторых, в то время как другие компании, на первый взгляд даже более конкурентоспособные (Motorola, Qualcomm, Space Systems/Loral и другие) затрачивали огромные суммы на построение спутников, оснащенных самым современным оборудованием, Inmarsat проводил другую, более органичную и простую стратегию развития постепенное наращивание спутникового сегмента, использование геостационарных позиций и разумное расширение номенклатуры предоставляемых услуг. Инвестиции компании ограничивались, как правило, суммой в 1 млрд. долларов США. И наконец, оборудование для пользовательского сегмента Inmarsat представлено сверхнадежным терминалом типа компьютера Laptop, который устраивает те группы пользователей, для которых оно предназначено. Пожалуй, уже к середине 90-х годов стало ясно, что развитие наземной инфраструктуры связи на крупнейших рынках сбыта Северной Америки и Европы не позволит операторам спутниковой связи рассчитывать на привлечение абонентской базы, необходимой для возврата произведенных инвестиций. При этом на земном шаре оставались целые материки и регионы, где уровень проникновения наземной фиксированной и мобильной связи остается на крайне низком уровне. Как следствие в середине 90-х годов получила развитие новая концепция построения систем спутниковой связи, включающая следующие элементы: 1) построение систем с региональным, а не глобальным покрытием; 2) совместимость с существующими GSM сетями наземных сотовых операторов; 3) позиционирование спутника на геостационарной орбите; 4) последовательный (а не одновременный) запуск так называемых спутников-тяжеловесов (вес спутника выше 1 800 кг); 5) длительный срок жизни космического аппарата не менее 12 лет. Как показывает экономика проектов развертывания систем региональной мобильной спутниковой связи (СРМСС), основанных на данной концепции, их капитальные затраты относительно невелики, а операционные затраты по управлению спутником (спутниками) на орбите ничтожно малы. Космический аппарат «тяжеловес» имеет большой энергетический запас, что не только гарантирует длительный срок его жизни, но и делает пользовательский терминал компактным и дружественным по отношению к конечному пользователю (сопоставим с терминалом для сети наземной сотовой связи, например, GSM). Вместе с этим, спутник «тяжеловес» несет большую телекоммуникационную емкость, что делает всю сеть дешевле. Это позволяет компаниям-операторам таких систем выходить на рынок с конкурентными тарифными планами. В настоящий момент уже эксплуатируются две системы региональной мобильной спутниковой связи: Thuraya и ACeS (КА Garuda).
ACeS ACeS представляет собой региональную геостационарную систему мобильной спутниковой связи. Компания предоставляет свои услуги на территории 31-й стран Юго-восточной Азии . ACeS была создана в начале 1996 года. Общий объем привлеченного финансирования системы составил 820 млн. долл. США. Коммерческий запуск Garuda-1 первоначально был запланирован на сентябрь 1998 года, но был отложен из-за азиатского финансового кризиса до 12 февраля 2000 года. В сентябре 2000 года ACeS официально начала коммерческую эксплуатацию системы. Затраты на создание системы AceS, млн. долларов
Источник: AceS, Cnews.ru Спутник Garuda-1 способен предоставлять услуги мобильной спутниковой связи одному миллиону абонентов. Спутник поддерживает до 11 000 одновременных телефонных соединений. Эксплуатационный период спутника составляет 12-14 лет. Пользовательский сегмент компании изначально был представлен самым компактным двухмодовым «спутник/GSM 900» мобильным аппаратом R190 производства Ericsson. Однако, по мере понимания своей рыночной ниши ACeS все более использовала фиксированные спутниковые терминалы. По данным компании, в настоящий момент она обслуживает 35 тыс. мобильных пользователей (терминалов, идентифицируемых по номеру SIM-карты) и 15тыс. фиксированных терминалов. Дистрибьюторская сеть ACeS построена на взаимоотношениях с национальными сервис-провайдерами. В настоящий момент услуги компании предлагаются только в Индонезии, Таиланде и на Филиппинах и, по заверениям топ-менеджмента компании, скоро будут предлагаться в Китае, Индии, Пакистане и Вьетнаме. Компания предоставляет трафик системы по оптовой цене, в то время как региональные провайдеры являются официальными представителями системы и самостоятельно организуют распространение услуг системы на их территории по собственным тарифам. По данным ACeS, провозглашенным на конференции World Summit on Financing for Satellite Communications & Broadcasting (Париж, август 2001), компания получила прибыль уже в первый год коммерческой эксплуатации (положительный EBITDA прибыль до налога на прибыль, амортизации и процентов). Согласно докладу президента и главного менеджера ACeS Ади Адивосо, сделанного на конференции World Summit on Financing for Satellite Communications & Broadcasting (Париж, сентябрь 2002), компания в течение 2001 года и первых восьми месяцев 2002 года погасила 55 млн. долларов США долга. ACeS продолжает обслуживать свои обязательства и одновременно проводить рыночную экспансию. Ожидается, что суммарный денежный поток компании 2002 года будет нейтральным. ACeS позиционирует себя на рынке как оператор спутниковой инфраструктуры связи. Действительно, зона покрытия КА Garuda-1 охватывает территорию, на которой проживают 3 млрд. человек. Число деревень превышает 3 млн., из них, по самым минимальным оценкам, 1,2 млн. деревень не имеют доступа к базовым телекоммуникационным услугам. Компания достаточно быстро осознала открывающиеся перед ней рыночные возможности и уже в сентябре 2001 года стала предлагать услуги фиксированной спутниковой связи. В настоящий момент ACeS активно проводит в жизнь программу «деревенский телефон», получая поддержку национальных и местных правительств. Как уже было отмечено выше ACeS, используя политику субсидий на установку фиксированного спутникового аппарата (около 400 долларов на один аппарат), посредством усилий национальных сервис-провайдеров установила 15 тыс. фиксированных телефонов. Среднедневной трафик, приходящийся на фиксированный телефон компании, равен 30 минутам. Компания устанавливает тариф 7 центов за минуту разговора по «деревенскому телефону», хотя, очевидно, что конечная стоимость минуты разговора зависит от месторасположения вызываемого абонента и типа используемой им сети. Согласно презентации г-на Ади Адивосо программа «деревенский телефон» является экономически обоснованной. Таблица 1. Экономика программы «деревенский телефон» компании ACeS
Источник: AceS Одновременно с внедрением программы «деревенский телефон» ACeS активно разрабатывает и внедряет новые услуги: а) системы слежения за объектами (Asset Tracking System), б) сбор информации / передача данных (до 300 Кб/сек). Можно согласиться с выводом Ади Адивосо, что залог успешной конкуренции и финансового благополучия региональной системы спутниковой связи ACeS состоит в сочетании возможностей предоставления услуг как мобильной, так и фиксированной связи. При этом существенные экономические выгоды компания начинает получать тогда, когда выходит на новые, не обслуживаемые ранее рынки и завоевывает их. В существенной степени развитие ACeS повторяет и вторая действующая в настоящий момент РСМСС Thuraya. Thuraya Система Thuraya была основана в январе 1997 года в Объединенных Арабских Эмиратах. Общий объем привлеченного финансирования составляет 1,1 млрд. долларов США: в августе 1997 года был привлечен акционерный капитал в размере 500 млн. долларов США, в декабре 1998 года Thuraya и консорциум банков заключили соглашение о кредитном финансировании в размере до 600 млн. долл. США. На сегодняшний день основными акционерами проекта являются крупнейшие телекоммуникационные компании стран Ближнего Востока и инвестиционные компании. Система Thuraya, общей стоимостью около 1 млрд. долл., была создана «под ключ» компанией Boeing Satellite Systems (бывшая Hughes Space and Communications International, Inc.). Контракт включает в себя производство двух геостационарных спутников, запуск первого спутника, производство и пуск наземного сетевого оборудования, производство около 250 тыс. трубок стандарта «спутник/GSM/GPS» и страхование проекта. В июле 2001 года Thuraya официально начала коммерческую эксплуатацию системы. Затраты на создание системы Thuraya, млн. долларов
Источник: Thuraya, Cnews.ru Спутник Thuraya-1 технически способен предоставлять услуги мобильной спутниковой связи 2 милл. абонентам. Спутник поддерживает до 13 500 одновременных телефонных соединений. Эксплуатационный период спутника составляет 12-14 лет. Дистрибьюторская сеть Thuraya построена аналогично сети ACeS. В настоящий момент число региональных сервис-провайдеров составляет 36. По данным компании, за первый год коммерческой эксплуатации Thuraya продала 88 719 мобильных аппаратов. Количество активных абонентов на конец второго квартала 2002 года составило 47 482. Динамика привлечения абонентов Thuraya
Источник: Thuraya, Cnews.ru Стоимость одной входящей минуты и исходящей на сеть Thuraya равна 50 центов и не менее 1,25 доллара в случае приземления на сети других операторов. Тем не менее, пользователи высоко оценили качество услуг Thuraya. Месячный трафик компании превысил 5 млн. минут. Среднемесячный счет составил 92,78 долл. в 1-м квартале 2002 года и 93,33 долл. во 2-м квартале 2002 года. Стоимость одного абонентского терминала производства Hughes или Ascom равна 700-900 долл. и по своим пользовательским характеристикам не уступает, а в некоторых элементах и превосходит, аналогичные устройства, используемые в наземных сетях. Пользовательский сегмент компании представлен также приставками для использования внутри помещения и автомобиля, таксофоном, терминалом для использования на судне, автоответчиком. Дополнительно устанавливаемое программное обеспечение позволяет абонентам использовать мобильный аппарат Thuraya в качестве устройства для выхода в сеть Internet и обеспечивает прием и отправку электронных сообщений. Система Thuraya имеет встроенные возможности слежения и управления за объектами и подвижным флотом (Fleet & Asset Tracking Systems). В настоящее время, менеджмент планирует приступить к осуществлению программы телефонизации регионов (аналогично программе «деревенский телефон» компании ACeS). Компания объявила, что она заказала 200 тыс. фиксированных спутниковых терминалов и планирует экспансию на рынки, обслуживаемые наземной инфрастуктурой связи. В настоящий момент Thuraya получает дополнительные доходы от сдачи в аренду части телекоммуникационной емкости оператору глобальной спутниковой связи Inmarsat, который использует ее для предоставления услуг передачи данных со скоростью 144 кбит/с и выше. Согласно информации главного менеджера Thuraya г-на Юсуфа Аль Саеда, задолженность перед банками на текущий момент составляет 475 млн. долл. Компания полностью выплачивает проценты по полученным кредитам и в ближайшее время планирует начать погашать основной долг. Стратегия компании состоит в постепенном увеличении спутниковой группировки и захвате новых географических рынков предоставления услуг спутниковой связи, а также завоевании рыночных ниш, представленных отдельными группами пользователей, обслуживание которых наземными средствами телекоммуникаций затруднено или экономически нецелесообразно. Таким образом, Thuraya планирует повторить успех Inmarsat и занять соответствующее место на мировом спутниковом рынке.
Таблица 2. Структура мирового рынка спутниковой связи
Производство ракетоносителей, спутников, производство VSAT, услуги запуска спутников, производство наземных станции управления и сопряжения. Слежение, шпионаж, спецсвязь, передача данных по закрытым каналам и пр. Исследование космоса и планет, анализ и прогнозирование погодных условий, навигация и пр. Фиксированная телефония/аренда передающих мощностей спутника (FSS), услуги GPS, спутниковое телевидение (DTH), мобильная спутниковая телефония (MSS), широкополосная передача данных (broadband). Cпутниковое радио (DARS), спутниковые изображения (imagery), передача сообщений через спутник (messaging), туризм и пр. Источник: Анализ автора, CNews.ru Использование спутников в военных и научных целях полностью финансируется за счет бюджетов государств и международных организаций. Коммерческое использование спутников основано на общих правилах ведения бизнеса компания-оператор спутниковых услуг должна получать прибыль и обеспечивать должный возврат на инвестированный капитал. Экономика любого спутникового проекта зависит от величины затрат, необходимых для производства космического аппарата, состоящего из платформы и полезной нагрузки, его запуска, производства и интеграции наземных станций управления и сопряжения, а также страхования рисков оператора. В существенной степени экономика, финансовая устойчивость и инвестиционная привлекательность такого проекта будет зависеть от величины времени, необходимого для создания и развертывания полноценных и работоспособных сегментов на орбите и на земле. К настоящему моменту человечество уже накопило достаточный индустриальный опыт, который позволяет в новом тысячелетии говорить о принципиально новой экономике спутниковых проектов. Во-первых, появилась конкуренция на сегменте инфраструктурных спутниковых решений. И, во-вторых, до двух-трех лет сократились сроки создания и выведения спутников на орбиту. Конкуренция среди поставщиков инфраструктурных решений привела к снижению их нормы прибыли до нулевой отметки. К примеру, конкуренция мировых поставщиков услуг запуска в настоящий момент привела к падению стоимости на 30% и более. Средняя стоимость выведения спутника на геостационарную орбиту упала до 50 млн. долл., в то время как в 2001 году такой запуск стоил от 70 млн. до 80 млн. долл. Повышая свою конкурентоспособность, ведущие мировые производители перешли на новые принципы организации производства:
Пожалуй, единственным фактором, увеличивающим стоимость спутниковой системы, является стоимость страхования, которая выросла на 126% после терактов 11 сентября. В дальнейшем можно ожидать дальнейшего совершенствования спутниковой инфраструктуры, которая позволит говорить о новом индустриальном прорыве: а) в ближайшее десятилетие возможно создание многоразового ракетного двигателя, являющегося самой дорогой составляющей ракетоносителя, б) возможно, уже в 2004 будет запущен космический буксир-дозаправщик, который позволит вернуть на рабочую орбиту телекоммуникационные спутники, выработавшие запасы топлива для двигательных установок. Дозаправка спутника позволит продлить эксплуатационный срок на 10-12 лет и более. Оба фактора, несомненно, приведут к падению стоимости спутниковых услуг для конечных пользователей.
Согласно данным Госкомстата, ОАО «Связьинвест» и Минсвязи, показатель наличия основных стационарных телефонных аппаратов на 01.01.2002 равнялся 35 млн. штук. Показатель телефонной плотности (ТА/на 100 человек) в Российской Федерации равняется 24,1%, показатель телефонной плотности (ТА/на 100 человек) по ГТС равняется 29,1%, по СТС 10,6%. При этом, по данным Минсвязи, уровень цифровизации на 01.01.2002 составляет в общем 36,2%, по ГТС 40%, по СТС 9,2%. По данным Минсвязи, на начало 2001 года 54 тыс. населенных пунктов Российской Федерации не имеют доступа к телефонной сети, а очередь на установку домашних телефонов составляла 6 млн. заявлений. Согласно данным Госкомстата, в сельской местности не имеют телефонной связи 45,7% торговых, медицинских учреждений, предприятий бытового и культурного обслуживания, лечебно-профилактических учреждений. Несомненно, ненасыщенность и огромный потенциал роста рынка телекоммуникаций Российской Федерации создает все предпосылки для развития, в том числе развития новых технологий доступа и появления новых игроков. Согласно концепции развития рынка телекоммуникационных услуг Российской Федерации, разработанной Минсвязи, планируется увеличение количества стационарных аппаратов до 47,7 млн. штук в 2010 году (соответствующий уровень проникновения равен 32,7%). С учетом насыщенности рынка фиксированной связи альтернативных и ведомственных операторов рост числа линий в этом секторе может составить от 0,2 до 0,6 млн. штук. Отсюда следует, что предприятия электросвязи, располагающие, по данным ОАО «Связьинвест», на начало 2002 года 26,1 млн. линий, должны увеличить число линий до 40 млн. штук. Для реализации такой масштабной программы капитальных вложений операторам потребуется, по оценкам Минсвязи, финансирование в размере 33 млрд. долларов. Расчеты показывают, что осуществление предприятиями электросвязи программы капитальных вложений меньшего объема (20 млрд. долл.) возможно только при получении всеми предприятиями электросвязи ежегодной выручки в размере 14 млрд. долл., что, в результате, приводит к среднемесячному счету в размере 30 долл. на одну линию. Следовательно, доход на одну линию в месяц должен в среднем увеличиться с существующих 7-8 долл. в 4 и более раз. Таблица 3. ARPU, необходимое для обслуживания требуемых инвестиций
Источник: Анализ автора, CNews.ru Так как по итогам 2000 года в доходе на одну линию предприятия электросвязи на международную и междугородную связь приходится 3,3 доллара США, среднемесячный доход на одну линию за счет увеличения абонентской платы должен увеличиться с существующих 3 долл. до 25 долл. (при предположении, что доля дальней связи в доходе на одну линию составит 5 долл.), т.е. более чем в 8 раз. При реализации предприятиями электросвязи программы капитальных вложений (КП) в размере 20 млрд. долл. КП на одну линию составят 1 440 долл. Необходимо отметить, что КП на одну линию отличается в несколько раз при построении или модернизации сети фиксированной связи в условиях города или сельской местности. По оценкам специалистов, КП на одну линию в условиях крупного города составляет 500-600 долл. и может достигать значений в 3 тыс. долл. и выше в условиях сельской местности. В условиях существующего тарифного регулирования, низкой покупательной способности населения и возрастающей конкуренции со стороны мобильных операторов на традиционных рынках можно предположить, что планы капитальных вложений электросвязей будут существенно скорректированы в стороны уменьшения. Таким образом, и в настоящий момент и в долгосрочной перспективе в силу географических особенностей России операторы наземной фиксированной связи не смогут обеспечить экономически эффективное решение предоставления услуг связи населению, коммерческим и бюджетным организациям на всей территории страны. В настоящий момент, существуют ожидания, что решение инфраструктурной задачи обеспечения доступа к телекоммуникациям будет успешно решена усилиями наземной мобильной связи. Действительно, темпы развития сектора наземной беспроводной связи впечатляют. Начав свою историю в 1991 году, когда первый оператор мобильной связи приступил к оказанию услуг в Санкт-Петербурге, рынок мобильной связи показывает выдающиеся темпы роста: к концу 2001 года число пользователей мобильных сетей достигло 7,8 млн. Тем не менее, в среднем по России уровень проникновения остается относительно низким 5,3% на конец 2001 года. При этом уровни проникновения в двух крупнейших городах России Москве и Санкт-Петербурге равны 27,5% и 14,5% соответственно. Ожидается, что число абонентов сотовой связи в России составит 16-17 млн. к концу года (уровень проникновения 11-12%). Согласно прогнозу Commerzbank Securities, февраль 2002, количество абонентов сотовой связи в России в 2010 году составит 35,3 млн., чему соответствует уровень проникновения 24,4%. В настоящий момент сразу три оператора МТС, Вымпелком и Мегафон строят сети национального масштаба. Однако, их стратегия, прежде всего, направлена на захват абонентов в крупных городах субъектов Российской Федерации. Экономика построения сети стандарта GSM не позволяет операторам осуществлять экспансию в сельскую местность для того, чтобы захватить рынок, состоящий из редких платежеспособных потребителей, составляющих по разным оценкам от 3 до 5 процентов от общего числа резидентов. С учетом распределения городов и поселков городского типа по числу жителей, проживающих в одном городском поселении, можно предположить, что задачей максимум построения национальных сетей сотовой связи является постепенное покрытие 338 городов (города с числом жителей от 50 тысяч человек), в которых проживают 77 919 человек. Таблица 4. Распределение городов и поселков городского типа по числу жителей, 2001
Источник: Госкомстат Экономика проектов построения наземных мобильных сетей показывает, что существует граничные условия эффективности производимых капитальных вложений по плотности населения, его покупательской способности, по средневзвешенной стоимости привлекаемого капитала и предельному значению ARPU. Если учитывать граничное условие по плотности населения, то в ближайшие 2-3 года мобильные операторы будут обязаны сконцентрировать свое внимание на построении сетей в городах с числом жителей свыше 500 тысяч, в которых суммарно проживают 37,4 млн. человек, а затем постепенно переходить к расширению зоны охвата сети на города с числом жителей свыше 100 тысяч, в которых суммарно проживают почти 70 млн. человек. Граничное условие по ARPU можно рассчитать, исходя из текущей конъюнктуры рынка капитала, доступного для компаний-операторов мобильной связи, и суммарно требуемых капитальных вложений в построение сетей. Каждый из операторов осуществляет экспансию в регионы России за счет средств акционеров и кредиторов, требующих в среднем возврат на свои инвестиции в компании в размере не менее 13%. Согласно оценкам аналитиков инвестиционного банка Commerbank Securities суммарные требуемые в течение 2001-2010 годов инвестиции в построение сетей наземной мобильной связи в России составляют 7,5 млрд. долл. Если повторить расчеты ARPU, необходимого для обслуживания требуемых инвестиций, то получим, что в 2010 году величина среднемесячного счета должна составлять величину не менее 15 долл. Однако, уже сейчас ARPU вновь привлекаемых абонентов составляет величину, равную или меньшую 15 долл., что в существенной степени объясняет взрывной рост числа абонентов мобильной за 2002 год. Становится очевидным, что дальнейшая экспансия в регионы становится опасной игрой, могущей привести к потере стоимости российских компаний и, даже, долговому кризису, с которым столкнулись в настоящий момент многие операторы мобильной связи в мире. Известно, что величина накопленных (кумулятивных) капитальных затрат на одного абонента в сотовых сетях стандарта GSM равна 900-1200 долл. в первый год-два развертывания сети, падает до 300-400 долл. в течение последующий трех-пяти лет, и затем постепенно растет и достигает 700-800 долл. на горизонте 10-15 лет. Отсюда следует, что при выходе на рынки с редкой плотностью потенциальных пользователей (сельская местность, удаленные регионы) оператор наземной мобильной связи не сможет обеспечить окупаемость капитальных вложений в создание инфраструктуры связи. Таким образом, в настоящий момент и в долгосрочной перспективе в силу географических особенностей России операторы наземной мобильной связи не смогут обеспечить экономически эффективное решение предоставления услуг связи населению, коммерческим и бюджетным организациям на всей территории страны. Если предположить, что операторы мобильной связи не будут действовать оппортунистически и ограничатся построением наземных сетей сотовой связи на территории 338 городов с численностью от 50 тысяч человек и выше, то общее число необслуживаемых городов и поселков городского типа составит 2 615, в которых суммарно проживают 27,5 млн. человек, и сельских населенных пунктов 152 922 (согласно последней переписи населения 1989 года), в которых проживает 39,2 млн. человек. Таким образом, оценка числа жителей потенциальных потребителей услуг мобильной спутниковой связи, которые не будут обслуживаться операторами мобильной связи в России, составляет 66,7 млн. человек. При предположении, что число платежеспособных потребителей составляет 3% (около 2 млн. пользователей), среднемесячный счет равен 15 долл., конкуренция с операторами фиксированной связи отсутствует, получим, что емкость рынка мобильной спутниковой связи составляет 360 млн. долларов США в год. Необходимо отметить, что оценка емкости рынка может быть выше как за счет захвата пользователей отельных типов:
Экономика построения СРМСС в России Предположим, что существует возможность в течение максимум трех лет создать и запустить на орбитальную геостационарную точку, обеспечивающую покрытие территории Российской Федерации, космический аппарат аналог (клон) Thuraya с емкостью равной или меньшей КА Thuraya-1. С учетом современных тенденций спутниковой индустрии, а также принимая во внимание, что нецелесообразно строить собственный центр управления (в России существует определенный избыток центров управления, которые могут предоставить свои услуги или сдать часть центра в аренду), и разрабатывать мобильный аппарат, можно ожидать, что стоимость создания российской системы региональной спутниковой связи составит от 290 до 600 млн. долл. Таблица 5. Оценка затрат на создание российской СРМСС, млн. долл.
Источник: Расчеты автора, CNews.ru Расчеты показывают, что при предположениях, что затраты на создание российской СРМСС составят максимально возможную величину, срок создания и развертывания системы равен 3 годам, эксплуатационный срок использования космического аппарата равен минимально возможному 12 лет, оператор мобильной спутниковой связи не проводит экспансию на рынки СНГ, Восточной Европы и Балтии, доходы от оказания услуг по подключению и прочих дополнительных услуг равны нулю, доходы от перепродажи абонентского оборудования равны нулю, обязательства по выплате налога на прибыль равны нулю, показатель инвестиционной привлекательности IRR (внутренняя ставка доходности) проекта создания СРМСС в России составит 23,2% (см. Приложение 1). При этом срок окупаемости проекта равен 7 годам. Дополнительный расчет показывает, что при неизменности существующего налогового законодательства (ставка налога на прибыль равна 24%) и выборе оптимальной организационно-правовой формы осуществления проекта IRR составит величину не менее 21%. Таким образом, можно утверждать, что в настоящий момент на российском рынке телекоммуникаций существуют рыночные и экономические предпосылки для получения инвесторами высоких доходов от деятельности оператора мобильной спутниковой связи, компенсирующих как страновые риски Российской Федерации, так и риски, присущие спутниковой индустрии. Заметим, что доходность инвестора разве что вырастет, если учитывать опцион на расширение системы запуск второго космического аппарата над территорией России, опцион на расширение системы запуск второго космического аппарата над территорией стран Латинской Америки и/или Юго-Восточной Азии, опцион на расширение номенклатуры представляемых услуг (прежде всего, фиксированной мобильной голосовой связи и услуг узко- и широкополосного доступа), опцион на создание собственной производственной базы по производству абонентских терминалов, а также потенциально возможную синергию при слиянии с существующим игроком на рынке услуг мобильной спутниковой связи Thuraya или Inmarsat. Однако, главный вывод, к которому неожиданно пришел автор при написании настоящей работы, состоит в следующем: Экономически обоснованное решение задачи расширения рынка телекоммуникационных услуг Российской Федерации и, следовательно, развития инфраструктуры связи возможно только при создании мощной национальной системы региональной мобильной спутниковой связи. Сергей Рыжиков |