|
|
|
«Электронная Россия»: Из-под ковра к людям Финансирование В 2002 г. стартовала Федеральная целевая программа «Электронная Россия». Со стороны федерального бюджета программа в 2002 г. получила средств на порядок меньше, чем предполагалось изначально, а продолжительная борьба между министерствами за управление и перераспределение федерального финансирования обернулась тем, что межведомственная координация и решение организационных вопросов проходили вплоть до осени. Тендеры и конкурсы прошли со значительным опозданием, и, соответственно, их победители успели лишь победить. Напомним, что программа развития ИТ в России рассчитана на 9 лет. Идея ее проведения возникла в Минэкономразвития, при разработке плана стратегического развития России до 2010 г. В феврале 2001 г. глава правительства Михаил Касьянов подписал распоряжение о разработке программы «Электронная Россия». Главным разработчиком программы выступила Высшая школа экономики при участии трех министерств и ФАПСИ, кроме того, в подготовке документов участвовали эксперты IT-компаний и аналитических структур, а так же ученые. Было заявлено, что основными целями программы станет повышение эффективности функционирования экономики, государственного управления, местного самоуправления и создание технологических предпосылок для развития гражданского общества посредством обеспечения прав на свободный доступ к информации. Предполагается, что в рамках «Электронной России», для создания нормативно-правового поля, Госдумой должны быть разработаны, согласованы и приняты около 50 нормативно-правовых актов федерального уровня. Премьер-министр Михаил Касьянов подписал программу 29 января 2002 г., но стартовала она только после ее утверждения в марте. В течение года было создано несколько комиссий и советов при министерствах, но это не повлияло на быстроту старта «Электронной России». Министерства делили сферы влияния вплоть до июля, когда на заседании правительства было принято решение возложить координацию на Минсвязи. Это же министерство стало основным получателем бюджетного финансирования, по крайней мере, в 2002 и 2003 гг.
Со стороны федерального бюджета программа в 2002 г. получила средств на порядок меньше, чем предполагалось изначально. Остальное финансирование должны были предоставить субъекты федерации 30% и внебюджетные источники 19%, но реальные объемы этих поступлений пока не разглашаются. Предположение о том, что объемы региональных отчислений на программу будут в значительной мере определяться применяемым способом их подсчета, похоже подтверждается. Финансирование программы «Электронная Россия»
Поскольку «Электронная Россия» преподносится как инвестиционный проект, то, в связи со значительным сокращением финансирования, можно было ожидать уточнения целей и задач программы, однако этого не произошло. По мнению специалистов ФАПСИ существует опасность создания в различных субъектах Федерации разнородных систем, которые невозможно будет объединить, чему в немалой степени способствуют самостоятельные инициативы региональных властей по созданию своих электронных правительств.
Согласно официальному тексту программы, с наступлением 2003 г. завершен первый этап реализации «Электронной России», его основной целью провозглашено «формирование предпосылок для реализации мероприятий программы». Символическая точка была поставлена 23 декабря, когда был представлен официальный сайт «Электронной России». Он доступен сразу в трех доменных секторах «.ru», «.biz», и ».org», однако вся информация представлена только на русском языке. В 2002 г. совместными усилиями Минсвязи и Минэкономразвития провели анализ нормативной правовой базы и выявили ключевые проблемы, препятствующие широкому внедрению ИКТ. Изучен уровень информатизации экономики, зарубежная практика реализации таких программ, опыт работы различных организаций в сфере ИКТ, проведен анализ эффективности расходования бюджетных средств, выделяемых на информатизацию, и учет государственных информационных ресурсов. Некоторые из этих цифр были оглашены на итоговой конференции 23 декабря. Так Церен Церенов, начальник департамента корпоративного управления и новой экономики Минэкономразвития РФ, заявил, что основные средства в государственных структурах идут на приобретение техники. Однако используется она не более чем на 20%, то есть, например, не решается задача по разработке административных регламентов для перевода документооборота в электронную форму и т.п. Около 90% всех государственных информационных ресурсов используется ведомствами только для собственных нужд. При анализе правительственных интернет-порталов субъектов Федерации выяснилось, что официальными интернет-представительствами в интернете обзавелись 83 региона. Не найдены интернет-представительства пяти автономных округов и двух областей, Камчатской и Курской. Взаимодействие органов управления и пользователей реализовано на сайтах субъектов пока намного слабее, чем информационно-справочная составляющая эта функция пока в зачаточном состоянии. На вопросы своих жителей отвечает только руководство Республики Чувашия и Кемеровской области, причем отвечают представители тех органов власти, в чьем ведении находится заданный вопрос, а также губернатор Мурманской области. Сервис поиска имеют сайты 27 субъектов Федерации, подробнее с проведенным анализом можно ознакомиться здесь.
Продолжительная борьба за управление и перераспределение федерального финансирования для программы обернулась тем, что межведомственная координация и решение организационных вопросов проходили вплоть до осени. Таким образом, тендеры и конкурсы прошли со значительным опозданием, и, соответственно, их победители немногое успели. С другой стороны, по словам одного из соискателей, «странно, что они вообще смогли их провести в 2002 г.». Минсвязи провело тендеры по обеспечению 15 мероприятий, было принято 106 заявок. Итоги тендеров 2002 г., проведенных Министерством РФ по связи и информатизации
Министерство экономического развития и торговли РФ так же проводило конкурсы. Представители этого министерства не раз подчеркивали свою большую объективность и непредвзятость. Действительно, среди победителей конкурсов Минэкономразвития ведомственных предприятий нет вовсе. Победители конкурса Минэкономразвития РФ на реализацию мероприятий по направлению «Прочие расходы»
Региональные и муниципальные проекты, которые будут реализованы в первую очередь победители конкурса Минэкономразвития РФ
Победители конкурса Минэкономразвития РФ на создание системы электронных закупок для региональных органов власти и местного самоуправления
Победители конкурса Минэкономразвития РФ на создание общественных пунктов подключения к открытым информационным системам
Победители конкурса Минэкономразвития РФ на реализацию проектов с участием органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления
В качестве основных результатов 2002 г. министр Леонид Рейман назвал проведение работ по преодолению цифрового неравенства между российскими регионами и межведомственные проекты. В частности, создавались новые пункты коллективного доступа в интернет, с целью чего закупалось новое оборудование, к сети подключались новые школы, начаты работы по созданию сети детских компьютерных лагерей. Минэкономразвития начало подключение региональных и муниципальных СМИ к открытым информационным системам, было заявлено о работах по созданию системы закупок для органов власти регионального и муниципального уровня и типового портала органов государственной власти субъектов Федерации и местного управления. Среди межведомственных проектов, проходивших совместно с Минсвязи, надо отметить разработку концепции и запуск пилотных проектов Министерства здравоохранения по телемедицине, работы Министерства по налогам и сборам над упрощением процедуры декларирования налогов и перевода ее в электронный формат, налаживание системы мониторинга радиационно-опасных объектов Минатомом и Госатомнадзором, создание автоматизированной системы «Граница» Федеральной пограничной службой РФ. Эта система призвана контролировать перемещения через границу граждан, грузов, транспортных средств. Более того, досрочно, в конце 2002 г., были начаты работы над региональными проектами, в частности, в Чувашии и Эвенкии. В числе мероприятий, предусмотренных Программой, проводится конкурс «Лучший регион в сфере ИКТ», его организацию осуществляет компания «РосБизнесКонсалтинг», в соответствии с государственным контрактом, заключенным между РБК и Министерством экономического развития и торговли РФ. Общий анализ представленности регионов в интернете размещен здесь. В начале 2003 г. были завершены первый и второй этапы работ, предусматривающие перевод органов власти на новое поколение технологий документооборота мероприятия №№ 15 "Обеспечение электронного документооборота между органами власти", 16 "Обеспечение электронного документооборота между Аппаратом Правительства Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти", 17 "Обеспечение электронного документооборота в органах государственной власти». Так же запушена разработка проектов по управлению государственными предприятиями и Федеральными целевыми программами. Началась работа над системами электронной торговли и в Челябинской области уже опробуется фрагмент системы государственных электронных закупок. Однако, специалисты ФАПСИ, отмечают недостаточную согласованность действий при реализации Программы, дублирование ряда проектов и необходимость разработки типовых проектов, для тиражирования в регионах. Комитет по информационной политике Госдумы в течение года так же работал не покладая рук над законопроектами и дополнения в законы, которые регулируют или затрагивают область ИКТ. Так уже не первый год согласовывается проект закона «О связи», дорабатываются законы «О государственной тайне», «Об информации, информатизации и защите информации», «О внешнеторговой деятельности», «Об архивах и архивной деятельности» и др. Кроме того, Госдума работает над дополнениями и изменениями связанными с регулированием сектора ИКТ для Налогового Кодекса, Кодекса административных нарушений, Трудового Кодекса, положений о бухгалтерском учете. К первому чтению готовят законопроекты «Об информации персонального характера», «О государственном регистре населения РФ», «Об электронном документе», ко второму «Об электронной торговле». Значительно хуже обстоят дела с перспективами рассмотрения законопроекта «О праве на информацию». В нем должны быть закреплены гарантии граждан на получение информации, и ее своевременное предоставление органами государственной власти, в том числе и в интернете. Этот законопроект уже более пяти лет никак не выйдет на первое чтение.
В 2003 г., как заявил Леонид Рейман, глава Минсвязи получившего на 2003 г. более 50% бюджетного финансирования по Программе, основной упор будет сделан на региональные проекты, а основной задачей должна стать координация программ, разработанных регионами. Причем некоторые из региональных проектов были начаты досрочно. Более 30% средств в 2003 г. предполагается затратить на подключение бюджетных организаций к компьютерным сетям и организацию пунктов коллективного доступа в Интернет. Распределение бюджетного финансирования «Электронной России» на 2003 г.
Но обеспечение безопасности программы почти не финансируется, что особенно актуально сейчас, во время усиления хакерских атак и других негативных воздействий на сеть. На мероприятия, связанные с разработкой систем защиты информации и данных, в 2003 г. выделено около 0,66% бюджетного финансирования. По мнению представителей ФАПСИ, этих денег недостаточно как для анализа защищенности программы, так и для разработки средств защиты информации. Агентство считает, что финансирование этих работ должно составлять 20%, как в аналогичных программах зарубежных стран. Другая слабая сторона «Электронной России» скудные отчисления на переподготовку государственных служащих. Как правило, они составляют не более 1% от затрат на ИКТ. Более оптимистичен в оценках своих возможностей Комитет по информационной политике Госдумы. Депутаты планируют в 2003 г. принять 2-3 законопроекта и провести инвентаризацию нормативно-правовой базы, регулирующей сферу ИКТ. Кроме того, до окончания работы Госдумы этого созыва, народные избранники надеятся определить, какие из направлений законотворческой деятельности следует развивать в среднесрочной перспективе, то есть до 2005 г. На 2003 г. определены следующие приоритетные задачи в рамках Программы «Электронная Россия»
Сергей Шалманов / CNews.ru
|