|
|
Главные цифры развития ИТ в России: без видимых тучСодержание: Покупки власти По оценке РБК, объем продаж на рынке информационных технологий (ИТ) в России в 2003 году достиг 5,8 млрд. долл. Таким образом, рост отрасли по отношению к 2002 году составил около 25%. Рост рынка даже превзошел оптимистичные прогнозы, во многом благодаря неувядающему спросу на компьютерное оборудование. Начало 2004 года свидетельствует о том, что темпы роста рынка в этом году не уменьшатся. Самым щедрым инвестором, обеспечившим львиную долю спроса на ИТ как и год назад, оказалось государство: затраты органов власти и управления на информатизацию в период с 2001 по 2003 год составили почти 3 млрд. долл., ожидается что с 2004 по 2007 годы затраты составят еще около 5 млрд. долл. На эти деньги отечественные чиновники оснастятся интернетом, компьютерами, оргтехникой и необходимым для госструктур программным обеспечением. В частности, предполагаемый ИТ-бюджет МНС на ближайшие четыре года близок к отметке в 600 млн. долл., из которых 150 млн. долл. удалось привлечь в 2002 году в качестве кредита Всемирного банка. Еще 150 млн. долл. Всемирный банк выделил в конце 2003 года. Десятки миллионов долларов в год в ИТ вкладывают ГТК и Федеральное казначейство. Тотальная компьютеризация продолжалась и в Пенсионном фонде. Структура продаж на рынке ИТ в России
Источник: оценка РБК Однако самый глобальный проект власти в сфере ИТ это, безусловно, программа «Электронная Россия» (которая, как предполагалось, даст качественно новый толчок развитию ИТ-рынка). Несмотря на то, что денег на глобальную информатизацию государство выделяет гораздо меньше, чем первоначально запланировано, динамика роста затрат все-таки внушает оптимизм. Так, если в 2002 году было выделено 600 млн. рублей ($20 млн.), то в 2003-м в федеральном бюджете расходы по статье «Электронная Россия» возросли более чем в два раза до 1,43 млрд. рублей ($44,5 млн.). Несмотря на явные успехи отрасли, сама структура российского рынка ИТ по сравнению со странами Западной Европы пока остается довольно примитивной. Если рынок ИТ в Западной Европе несколько больше рынка телекоммуникаций, то в России он меньше почти в два раза. Если в Западной Европе доля оборудования в общей структуре рынка составляет около 30-50% в зависимости от страны, то в России эта цифра 63%. Очевидно, что сейчас наша страна все еще завершает первый этап информатизации, который предполагает элементарное оборудование рабочих мест компьютерами, объединение их в сети, подключение к интернету, закупки ПК домашними пользователями, ведь только 11% жителей России имеют домашние компьютеры. Следующий этап, который нам еще предстоит преодолеть, это переход на более высокий технологический уровень, где ключевое значение имеет не «железо», а программные решения, услуги и заметная невооруженным глазом электронная коммерция. Разговоры об этом переходе ко «второму этапу» идут давно и надо отметить, что по сравнению с предыдущим годом в 2003 году Россия сделала несколько шагов в этом направлении. Так, доля компьютеров, комплектующих и периферии в общем объеме продаж (с учетом серого импорта) снизилась с 65% (2,7 млрд. долл.) до 58% от всех потраченных на ИТ-рынке средств (3,37 млрд. долл.), а вот доходы от услуг, разработки ПО и заказного программирования, напротив, возросли с 35% (1,66 млрд. долл.) до 42% (2,43 млрд. долл.). Между тем в десятку лидеров российского ИТ-рынка по оборотам не входит ни одна компания, занимающаяся исключительно разработкой ПО или исключительно проектной интеграцией, а ведь именно эти предприятия в сегодняшней России являются наиболее наукоемкими в отрасли. Достаточно интересны тенденции на рынке компьютерного оборудования и комплектующих. Поскольку прибыль компаний на рынке в зависимости от направлений колеблется в диапазоне 3-5%, крупнейшие игроки изыскивают способы оптимизации бизнеса и увеличения его прибыльности. Не случайно многие дистрибьюторы сейчас активизируют работу с конечными потребителями. Соответственно, снижается роль каналов в бизнесе дистрибьюторов, вендоры стараются увеличивать продажи путем создания собственных сервисных центров и поставок продукции в обход каналов, дистрибьюторы увеличивают «серые» поставки для повышения привлекательности своих продуктовых линеек. Дилеры же создают псевдолокальные бренды на местах путем простого маркирования продукции noname-производителей. На рынке компьютеров нельзя не отметить взрывной рост сегмента ноутбуков и КПК, которые уже в ближайшие 2-3 года могут серьезно потеснить ПК на рынке. Также нельзя не отметить взрывной рост продаж и цен на LCD-панели, а также снятие с производства многих моделей ЭЛТ-мониторов. На рынке услуг наиболее заметны тенденции укрупнения сервисных компаний, а также ориентация на реализацию комплексных и сложных проектов. Причем все чаще для реализации проектов для крупнейших холдингов или госструктур приходится прибегать к проектным альянсам или даже слияниям. Клиенты же предпочитают более дорогие, но зарекомендовавшие себя в мире и России решения известных западных разработчиков. Для рынка тиражного ПО 2003 год стал переломным в плане осознания корпоративными пользователями целесообразности использования лицензионного ПО. В 2004 году на рынке продолжится отступление контрафактного ПО, даже в сегменте малого бизнеса, а темпы роста лицензионного ПО останутся стабильно высокими. Огорчает только тот факт, что до 70% ПО импортируется, а целый ряд российский компаний проигрывает конкурентную борьбу зарубежным поставщикам. Рынок же заказного ПО переходит из фазы бурного развития в фазу стабильного развития на уровне, незначительно превышающем темпы роста рынка ИТ в целом. Дело в том, что спрос на отечественном рынке достаточно ограничен, тем более, что клиенты все чаще отдают предпочтение тиражным решениям. А на мировом рынке Россия никак не может стать полноценным конкурентом Индии, Израиля, скандинавских стран или Китая, и те немногие конкурентные преимущества, которые у нас есть, не позволят отнять значительную часть пирога у конкурентов. Рынок ИТ вступил в фазу солидного роста, когда, с одной стороны, нет взрывного увеличения новых сегментов и появления серьезных конкурентов, а с другой, продолжается довольно стабильный рост. Кризис 1998 года забыт, топ-менеджеру ИТ-компании не составит труда спрогнозировать тенденции развития рынка на ближайшие несколько лет, что раньше вызывало серьезные затруднения. Согласно общим прогнозам, рынок ИТ имеет все шансы для интенсивного роста в течение нескольких ближайших лет. Определяющую роль на рынке играют дюжина холдингов, которые постепенно путем слияний или роста бизнеса превращаются в компании, играющие заметную роль в экономике России. Подводя итоги 2003 года можно констатировать, что еще несколько лет назад рынок информационных технологий был нестабильным, слабо консолидированным, не умел лоббировать свои интересы. Теперь руководители этих холдингов наконец-то могут позволить себе заняться стратегическим развитием бизнеса, консолидацией отрасли, лоббированием. Важнейшими задачами для руководителей холдингов и для всего рынка ИТ в целом на ближайшие годы будет совместная с правительством разработка стратегии развития рынка, разработка и реализация законотворческих инициатив, протекционизма на мировых рынках, разработка алгоритмов перераспределения инвестиций из сырьевых сфер в инновационные. Следует ожидать, что в случае успешной политики государства и стабильного общеэкономического климата рынок информационных технологий обеспечит себе стабильные темпы роста, в 3-5 раз превышающие рост ВВП на долгие годы. Александр Чачава / РБК Алексей Ананьев: Для консолидации на российском
|