|
|
Рынок
|
Разработчик | Количество систем находящихся в промышленной эксплуатации на конец 2003 года | Количество систем находящихся в промышленной эксплуатации на конец 2002 года | Доля от общего количества рынка (конец 2003 года) | Доля от общего количества рынка (конец 2002 года) |
Банкс Софт Системс | 153 | 107 | 34,15% | 34,52% |
Бифит | 123 | 90 | 27,46% | 29,03% |
Faktura.ru | 64 | 48 | 14,29% | 15,48% |
Инист | 50 | 34 | 11,16% | 10,97% |
R-Style Softlab | 25 | 15 | 5,58% | 4,84% |
Диасофт | 10 | 1 | 2,23% | 0,32% |
РФК | 15 | 9 | 3,35% | 2,90% |
Асофт | 1 | 1 | 0,22% | 0,32% |
Степ Ап | 5 | 4 | 1,12% | 1,29% |
CSBI | 2 | 1 | 0,45% | 0,32% |
Итого | 448 | 310 |
Источник: CNews Analytics по данным разработчиков на конец 2003 года
Как видно из таблицы, за 2003 год было внедрено 138 систем интернет-банкинга в банках и их филиалах от сторонних разработчиков. Таким образом, общее количество внедрений за год выросло на 45% и составило 448. В 2004 году поставщики систем интернет-банкинга уверены, что данная тенденция продолжится. В настоящий момент система «Интернет-Клиент» от Банкс Софт Системс внедряется в 28 банках и филиалах, кроме того, в 32 банках система находится в опытной эксплуатации. Систему от R-Style Softlab в ближайшее время планирует внедрить 6 банков.
По сравнению с предыдущим годом в 2003 году значительно выросло количество банков, оказывающих интернет-услуги для физических лиц. И это не удивительно сейчас банки рассматривают именно средства населения как основной источник для возможности роста заемных средств. За 2003 год значительно увеличилось доверие населения к банковскому сектору, вклады физических лиц выросли за 2003 год на 60%. Планируется, что и в дальнейшем вклады населения будут также расти, что в том числе это будет связано с принятием закона о страховании вкладов физических лиц до 100 тыс. руб. в конце 2003 года. Большинство представителей банков, опрошенных CNews Analytics, отметили, что сейчас получение конкурентных преимуществ в борьбе за частного вкладчика возможно и за счет предоставления интернет-обслуживания, а не только за счет хороших условий доходности вкладов (основную роль в привлечение частного клиента играет, конечно, реклама и имидж банка).
Значительным событием на рынке банковских розничных интернет-услуг стало предоставление услуг онлайн-банкинга для физических лиц одним из крупнейших универсальных банков России «Альфа-банком». Необходимо отметить, что такие крупнейшие универсальные банки России как «Сбербанк России» и «Промышленно-Строительный Банк», занимающие лидирующие позиции в области розничного банковского обслуживания, по-прежнему не предоставляют интернет-услуги для физических лиц.
В нашем рейтинге, составленном в конце 2003 года, интернет-систем для физических лиц «Альфа-Банк Экспресс» заняла одно из первых мест. Помимо стандартных функций в системе реализованы различные возможности работы с вкладами и с кредитными продуктами. К концу 2002 года практически ни у одного банка с интернет-обслуживанием не были реализованы возможности получения кредита и работы со срочными счетами через интернет, тогда как большинство банков, опрошенных в начале 2004 года, отметили, что такие интернет-услуги были реализованы в течение прошедшего года, либо будут введены в 2004 году.
Несмотря на то, что многие банки отмечают значительный рост клиентов физических лиц, работающих с банками через интернет, по-прежнему их доля от общего количества составляет в среднем 3% . Тем не менее, эти клиенты активно используют банковские интернет-услуги, и, как правило, доля интернет-платежей частных лиц от общего числа подобных операций превышает показатель доли физ. лиц работающих с банком через интернет (для некоторых банков, в несколько раз). Но бывают и исключения к концу 2003 года количество клиентов «Альфа-Банка», использующих систему удаленного доступа к счету «Электронный Банк» (Интернет-Банк, Телефонный Банк и Телефонный Центр), достигло 15% среди клиентов физических лиц от общего числа клиентов. Данная система была запущена летом 2003 года и данный показатель был достигнут за полгода работы.
Практически все банки отмечают, что основными востребованными банковскими интернет-услугами у физических лиц является получение информации об остатках и выписок по счетам, оплата услуг предприятий с использованием шаблонов платежей (коммунальные платежи), перевод средств между собственными счетами, работа с карточными счетами. В тех банках, где реализована услуга работы со срочными вкладами, данная услуга также является одной из популярных. Так, например, в «Автобанк-Никойл» данная услуга находится на втором месте по востребованности у физических лиц после услуги получения выписки по счету.
Корпоративный интернет-банкинг
В сегменте дистанционного банковского обслуживания юридических лиц по-прежнему основная доля операций проходит через традиционные системы «Клиент-Банк», несмотря на то, что для самих банков перевод клиентов на интернет-банкинг выгодней с точки зрения снижения расходов на обслуживание. По данным Ассоциации Российских Банков, в 2003 году 90% банков использовали системы Клиент-Банк. Разработчики систем данного класса отмечают рост спроса на этот продукт. Банки активно приобретают дополнительные клиентские места для юридических лиц. Это объясняется тем, что такая система удобна в настройке и не зависит от наличия интернета, особенно это касается региональных банков, где плохо развита интернет-инфраструктура. Однако, все большее количество клиентов в качестве транспорта используют протокол TCP/IP.
Несмотря на общий консерватизм, некоторые банки отметили, что в текущем году они полностью отказались от систем Клиент-Банк и перешли на интернет-системы, но эта практика пока не является общей тенденцией. В банках, которые используют системы интернет-банкинга и традиционные системы Клиент-Банк для обслуживания юр. лиц, наибольшими темпами растет как объем операций, так и количество новых пользователей, приходящихся именно на интернет-систему. Так, например, в «Омскпромстройбанке» доля электронного документооборота в 4 квартале 2003 г. составила 79%. Доля документов, переданных через интернет-банк, в общем количестве электронных документов, возросла на 14,8% и составила 31,5%. Количество абонентов системы интернет-банк за год увеличилось на 144,4%. В тех банках, где используется более года только интернет-система, доля операций проходящих через нее также может составлять порядка 80% (например, как у Санкт-Петербургского филиала Банка «Югра»), но у большинства российских банков в среднем этот показатель находится на уровне 30% .
Напомним, что в 2002 году Центральный Банк РФ решил контролировать и регулировать деятельность банков в интернете. ЦБ проанкетировал почти все действующие банки и узнал, кто из них работает в интернет. В 2003 г. Банк России продолжил работать над проектом «О порядке информирования кредитными организациями ЦБ РФ о внедрении и использовании в банковской деятельности интернет-технологий», работа над которым была начата еще в 2002 году. Также в 2003 году ЦБ РФ высылал коммерческим банкам письмо 70-Т «О рекомендациях по информационному содержанию и организции Web-сайтов кредитных организаций». Куда вошли рекомендации по той информации, которая должна быть представлена на сайте банка, а также рекомендации по предоставлению интернет-услуг (п. 3. Особенности организации операционных WEB-сайтов). Поскольку системы интернет-банкинга это не более чем технологическое решение, интерфейс между банковской информационной системой и клиентом, по мнению представителей банков, данное направление не требует каких-либо дополнительных мер надзора. Все транзакции при помощи систем интернет-банкинга оформляются, как обычные банковские операции, что позволяет их отслеживать при помощи анализа стандартной отчетности. Со стороны государственных органов, прежде всего, должен осуществляться контроль за безопасностью передачи информации между клиентом и банком.
В текущем 2004 году планируется дальнейший рост рынка интернет-банкинга увеличение числа банков, предоставляющих интернет-услуги и клиентов, работающих с банками через интернет. В связи с ростом интернет-пользователей и повышением спроса на банковские услуги со стороны населения, значительно вырастет доля физических лиц, использующих банковские интернет-услуги. Кредитные учреждения, которые уже имеют системы интернет-банкинга, будут развивать свои интернет-продукты в первую очередь в направлении реализации интернет-услуги по работе с кредитными продуктами и срочными счетами. Соответственно разработчики систем интернет-банкинга будут усовершенствовать свои продукты в том же направлении, а также развивать возможности интеграции своих продуктов с различными внутренними информационными банковскими системами.
Можно предположить, что в этом году наибольшим спросом у банков будут пользоваться системы интернет-банкинга от сторонних разработчиков, которые работают по принципу «участия третьей стороны». В данном случае банк не внедряет систему интернет-банкинга на своей стороне, а арендует ее у сторонней не кредитной организации, которая позволяет банку подключаться к ее процессинговому центру, и клиент работает не напрямую с банком, а через процессинговый центр. Такая организация интернет-банкинга не требует больших затрат на запуск интернет-услуг, банк платит только абонентскую плату за то количество сервиса, которое он и его клиенты получают. С другой стороны в данном случае уменьшается безопасность систем интернет-услуг.
Михаил Рамзаев / CNews Analytics
«
Продукция «
В 2003 г. компания провела реструктуризацию, в результате которой были образованы 6 департаментов. Четыре из них «обслуживают» банковский сектор (это департамент банковского ПО «