Виктор Вайнштейн: Российский рынок ИТ-услуг растет и становится все более зрелым
Мировой спрос на услуги по аутсорсингу в последние годы неуклонно растет, и российские специалисты постепенно занимают все более значимое место на рынке оффшорного программирования. Своим видением перспектив развития этого быстрорастущего сектора в интервью CNews.ru делится Виктор Вайнштейн генеральный директор компании «Аплана».
CNews.ru: Какие основные изменения, на ваш взгляд, произошли в сфере аутсорсинга ПО в России и мире в 2003 г.?
Виктор Вайнштейн: В западном мире определяющими стали две тенденции. С одной стороны, сохраняется по-прежнему высокий уровень интереса к ауторсингу и услугам оффшорных поставщиков, который продиктован необходимостью снижения расходов на решение задач в сфере ИТ. Причем, как с удивлением отмечают многие аналитики, стремление к снижению расходов в ушедшем году впервые стало доминирующим мотивом обращения к услугам внешних поставщиков, отодвинув на второй план, например, такой фактор, как дефицит специалистов.
С другой стороны, правительства США и некоторых европейских государств начали открытую кампанию протеста против оффшорных поставщиков в пользу локальных сервисных компаний. С экономической точки зрения, передача ИТ-задач в оффшор означает не только потери в налоговых сборах, но и утечку сотен тысяч высококвалифицированных рабочих мест, передачу на сторону ключевых компетенций. Так, в 2003 году, компанией IBM было объявлено о передаче в оффшор нескольких тысяч рабочих мест. Официальная позиция правительства США, которая нашла отражение в недавно опубликованных госактах, это призыв передавать задачи локальным аутсорсинговым компаниям, поручая им, в свою очередь, выстраивание отношений с оффшорными поставщиками. Данный подход аргументируется с позиции действующего законодательства и экономических рисков. Вопросы аутсорсинга и оффшора приобрели в последний год настолько серьезное значение, что, как ожидается, станут одним из важных пунктов программы кандидатов на следующих выборах.
Что касается российского рынка ИТ услуг, то он растет и становится все более зрелым. У предприятий появляется масса новых бизнес-задач, решение которых требует применения промышленного подхода и привлечения внешних поставщиков услуг, что является одной из основных причин расцвета аутсорсинга в России. При этом, как показали результаты проведенного нами в конце 2003 года исследования, российские компании, в отличие от своих западных коллег, стремятся, в первую очередь, к повышению качества решения своих внутренних задач, а не к снижению расходов на их реализацию. В этом году были заключены крупные контракты в сфере страхования, в нефтяной отрасли. Нашей компании ушедший год принес интересные проекты в промышленном и государственном секторе, а также ряд контрактов с западными представительствами.
CNews.ru: В чем, на ваш взгляд, заключается основная сложность работы на международном рынке аутсорсинга ПО для российских компаний?
Виктор Вайнштейн: Несмотря на то, что в мировых рейтингах Россия занимает все более прочные позиции и уверенно входит в тройку приоритетных поставщиков услуг, в глазах международных клиентов мы, к сожалению, по-прежнему остаемся страной достаточно экзотичной, которая ассоциируется с рисками экономической нестабильности и непрозрачности. Еще одна проблема вопрос масштабов бизнеса. Российской индустрии по-прежнему сложно конкурировать с индийскими поставщиками по объемам услуг. В результате, некоторые российские компании пытаются уйти в демпинг, в первую очередь за счет привлечения региональных компаний, где ставки в полтора-два раза ниже столичных.
CNews.ru: Одной из проблем российских компаний, работающих на рынке заказного ПО, является их малый размер, в то время как иностранные заказчики хотели бы работать с крупными компаниями. Произойдут ли, на ваш взгляд, на российском рынке сенсационные поглощения или слияния в ближайшее время?
Виктор Вайнштейн: Несмотря на то, что мировую ИТ-индустрию сейчас охватила волна слияний и поглощений технологических компаний, которая только в минувшем году принесла несколько громких сделок (IBM Rational, PeopleSoft JD Edwards, Epicor Software Scala, Borland -Together Soft), мы не считаем, что российский ИТ-рынок будет развиваться тем же путем. Здесь наши ожидания, скорее, пессимистичны, поскольку на сегодняшний день успешных примеров консолидации бизнеса в России крайне мало и те, пожалуй, исключения. Более вероятная и популярная сегодня стратегия укрупнения российских компаний «переманивание» готовых команд или выкачивание кадров из регионов. Но здесь российские компании ожидает все более серьезная конкуренция за кадры с международными центрами разработки, которые активно развиваются в России только в минувшем году были запущены или значительно расширены центры разработки Siemens, Deutsche Bank, CQG и другие. Еще одна возможная и, на наш взгляд, наиболее перспективная сегодня стратегия роста российских поставщиков альянсы с западными сервисными компаниями. В частности, компания Аплана в минувшем году заключила стратегическое соглашение о сотрудничестве с американским партнером в сфере аутсорсинга программных разработок.
CNews.ru: Считается, что российские и индийские программисты работают в разных рыночных сегментах, при этом «индийский» сегмент намного больше по объему «российского». Есть ли у отечественных компаний возможность активно осваивать смежные сегменты рынка, на которых прочно обосновались индийские разработчики?
Виктор Вайнштейн: Мы не видим необходимости конкурировать с Индией по объемам, хотя бы потому, что кадровый потенциал Индии в 5-6 раз больше российского. В то же время, мировой спрос на услуги аутсорсинга растет все увеличивающимися темпами по разным оценкам от 50 до 500% в год. Это позволяет России занять свое место в международном разделении труда. В частности, свое будущее российские поставщики ассоциируют с высокотехнологичными разработками именно в этом быстрорастущем и престижном секторе услуг у России больший потенциал по сравнению с альтернативными поставщиками.
CNews.ru: Индийские компании, которые в свое время начинали с услуг аутсорсинга ПО, в настоящее время активно развивают услуги аутсорсинга бизнес-процессов. По какому пути, на ваш взгляд, пойдут российские компании?
Виктор Вайнштейн: Не думаю, что BPO перспективный для России бизнес, исторически для этого нет предпосылок. Слишком мало у нас низкооплачиваемых специалистов с хорошим языком, да и менталитет не ориентирован на массовый сервис
CNews.ru: В прошлом году Россия экспортировала вооружений на $5,1 млрд., в то время как Индия экспортировала ПО и ИТ-услуг практически на $10 млрд. Во многом эти цифры являются показательными. Когда, по вашему мнению, отечественные чиновники осознают важность взрывного развития ИТ-отрасли в России? Есть ли у отрасли свое лобби в Государственной Думе, и насколько активно оно действует?
Виктор Вайнштейн: В Думе есть депутаты, которые понимают, что ИТ это точка роста для России, но структурированного лобби нет. Пока российская экономика ориентирована на интересы сырьевых компаний, сервисному бизнесу развиваться сложно. Российские разработчики ждут от государства, в первую очередь, помощи в создании инфраструктуры современных технопарков. Пока же отрасль развивается своими силами.
CNews.ru: Какие наиболее крупные проекты в сфере аутсорсинга ПО выполнила компания «Аплана» в 2003 г.?
Виктор Вайнштейн: Среди крупнейших российских проектов можно выделить заказные разработки в государственном и нефтегазовом секторах. Ряд интересных проектов был выполнен для представительств западных компаний Tetra Pak, Procter Gamble, Wrigley и других. Отрадно, что не только в западных, но и в российских проектах, все большим спросом пользуются разработки для сервисно-ориентированных платформ: так, целый ряд корпоративных приложений был реализован на базе технологий .NET. Кроме того, минувший год принес нам и дальнейшую диверсификацию портфеля услуг. В отдельное направление мы выделили Центр Тестирования, которым был выполнен целый ряд проектов в финансовой сфере. Значительно усилено было и направление консалтинга за счет методологической поддержки разработки ПО.
CNews.ru: Какие тенденции, на ваш взгляд, будут формировать «лицо» российского рынка заказного ПО в ближайшие 2-3 года?
Виктор Вайнштейн: Отрадно, что российские поставщики уделяют огромное внимание управлению качеством в проектах в этом наша уникальность сегодня, и эта тенденция останется доминирующей и в дальнейшем. Также продолжится дальнейшая консолидация отрасли здесь я имею в виду объединение усилий под эгидой отраслевых ассоциаций с целью продвижения на международном рынке российских технологических продуктов и услуг.