|
|
Олег Колесов: Для дистрибьюторов должны быть созданы равные условия с понятными правилами, позволяющие легально вести бизнесОтечественный рынок дистрибуции в 2003 году отметил небывалый рост продаж компьютерной техники и, в частности, портативных компьютеров. Следуя западному тренду, российские покупатели проявляли и проявляют все больший интерес к технологическим новинкам, на которые постепенно снижаются цены. Свое видение дальнейших перспектив развития бизнеса дистрибуции ИТ в России в интервью CNews.ru приводит Олег Колесов, директор по маркетингу компании DVM Group. CNews.ru: Какие события, на ваш взгляд, оказали наибольшее влияние на развитие рынка дистрибуции ИТ в России в 2003 году? Олег Колесов: Некоторая стабилизация политической и экономической ситуации в стране, благоприятная динамика цен на энергоносители на мировом рынке и, как следствие, стабильный рост экономики в целом, наряду с увеличением свободных средств у населения и госструктур привели к росту как всего ИТ-рынка, так и сегмента дистрибуции. Постоянный рост курса евро по отношению к доллару свел к минимуму «серые» поставки товара из Европы, а на фоне увеличения спроса наблюдалась более высокая, чем в прошлом году, активность официальных дистрибьюторов. Вследствие этого выросли объявляемые представительствами вендоров итоговые объемы продаж. Нельзя не упомянуть как один из важнейших факторов, определявших развитие рынка дистрибуции, взрывной рост потребительского кредитования. Именно этот фактор в 2003 году стал ключевым для активизации розничного сегмента, который, в свою очередь, оказывает более чем заметное влияние на весь рынок дистрибуции. CNews.ru: Известно, что на рынке дистрибуции ИТ наблюдается заметное снижение маржи продающих компаний. Отличается ли доля доходов от дистрибуции техники в России от аналогичных показателей дистрибуторов в других странах? Олег Колесов: На российском рынке дистрибуции уже давно закончилась эпоха безумных доходов, прошла эра «большой» маржи. Мы вступили в пору рыночной зрелости. На мой взгляд, прибыль от дистрибуторского бизнеса в России давно находится на том же уровне, что и у зарубежных компаний, и продолжает уверенно снижаться. Чтобы развиваться дальше, компания должна увеличивать свое присутствие на ИТ-рынке, для чего необходимо постоянно совершенствовать бизнес-процессы диверсифицировать бизнес, развивать новые направления, улучшать логистику, оптимизировать издержки CNews.ru: В 2003 году произошла серия скандалов по задержанию контрабандных партий компьютерной техники известных дистрибьюторов. Насколько массово подобные схемы используются сегодня в России? Способны ли жесткие действия власти толкать этот бизнес в сторону легализации? Олег Колесов: Для всех импортеров и, в частности, для дистрибьюторов должны быть созданы равные условия с понятными и прозрачными правилами, позволяющие легально вести бизнес. В этом случае не будет необходимости в «жестких действиях властей», которые, скорее всего, в итоге окажутся не так эффективны, как планировалось. CNews.ru: Снижение маржи от дистрибуции вынуждает многие компании двигаться в сторону проектов в сфере интеграции. Какова стратегия DVM в отношении направления VAD? Олег Колесов: Да, такая тенденция существует. Мы живем реалиями сегодняшнего рынка, поэтому еще в 2001 году выделили направление системной интеграции и корпоративных проектов в отдельный бизнес. В состав DVM Group входит компания, которая занимается комплексной поставкой оборудования, его установкой и сопровождением, разработкой и внедрением систем документооборота, ERP-систем и т.п. Не отказываясь от самостоятельного участия в различных тендерах, мы оказываем весомую поддержку всем партнерам, участвующим в конкурсных поставках. Причем, основываясь на своих отношениях с поставщиками, мы одинаково активно помогаем как компаниям с устоявшейся репутацией серьезных игроков на этом поле, регулярно выигрывающим тендеры, так и компаниям, впервые начинающим пробовать свои силы в подобном виде бизнеса. CNews.ru: Какие изменения в спросе на высокотехнологичную продукцию вы отметили в 2003 году? Олег Колесов: По итогам года можно отметить рост спроса на продукцию, произведенную с применением самых последних технологических новинок. Например, рост продаж ноутбуков опережал рост ИТ-рынка в целом и, по нашим оценкам, составил порядка 80-90%. Доля продаж жидкокристаллических мониторов составила 25-30%, ее рост несколько сдерживался дефицитом ЖК-панелей, возникшим у производителей в четвертом квартале года. Постоянно повышается спрос на продукцию и решения, использующие беспроводные технологии. CNews.ru: Хитом 2003 года в России стали ноутбуки. Можно ли ожидать дальнейшего снижения цен на портативные компьютеры? До какого предела их стоимость может понизиться и от каких факторов это зависит прежде всего? Почему цены на эти устройства в других странах заметно ниже, чем в России? Олег Колесов: Мы ожидаем дальнейшего роста рынка ноутбуков и в следующем году. Этот процесс будет обусловлен как ростом ИТ-рынка в целом, так тенденцией к замещению настольных систем портативными ПК. На рынок будут выходить новые производители. Наряду с укреплением существующих игроков, следует ожидать появления новых российских брэндов. Усиление конкуренции среди производителей ноутбуков приведет к снижению цен. Заметное влияние здесь также окажет технологический фактор ведь стоимость ЖК-панели пока составляет более половины стоимости ноутбука. В среднесрочной перспективе ЖК-панели и мониторы будут дешеветь. Стоимость ноутбука окажется всего на 25-30% дороже аналогичной настольной системы с ЖК-монитором. Так что достаточно скоро уровень цен на ноутбуки отечественных производителей упадет до 600-700 долларов. Ощутимо дешевле ноутбуки пока только в Северной Америке. Как известно, все производители устанавливают для этого рынка более привлекательные, чем для остального мира, цены. Вот такой «режим благоприятствования». CNews.ru: Насколько востребованы сейчас российским пользователем такие технологические новинки, как планшетные ПК? Ожидаете ли вы роста продаж этого вида продукции в будущем году? Олег Колесов: Сейчас все ведущие производители ноутбуков поставляют модели «планшетников» на российский рынок. В минувшем году основными покупателями стали крупные компании, имеющие разветвленную сеть мобильных офисов, региональных представителей и складов. Данный продукт в уходящем году так и не стал массовым. Хотя нужно сказать, что в своем достаточно специфическом сегменте он сможет вытеснить обычные ноутбуки и бумажные блокноты при соблюдении двух важных условий: доступной цене в 1000 долл. и полной русификации ПО. И то, и другое пока отсутствует CNews.ru: Какие изменения произошли в бизнесе DVM Group в 2003 году? Олег Колесов: Если говорить о дистрибуторском бизнесе, то его объем вырос более чем в полтора раза. Заключены соглашения с новыми вендорами, в том числе с японской корпорацией Brother лидером мирового рынка по производству офисного оборудования (факсы, многофункциональные устройства, принтеры) и с компанией Panasonic на поставку в Россию защищенных ноутбуков. Быстрыми темпами развивается направление корпоративных проектов. Компания DVM Group самостоятельно и в тандеме с нашими партнерами выиграла несколько серьезных тендеров на поставку оборудования для нужд некоторых федеральных структур, а также для ряда крупных транснациональных корпораций. CNews.ru: Каковы финансовые результаты деятельности компании по итогам года? Олег Колесов: Рост ИТ-бизнеса DVM Group в 2003 году опережал рост ИТ-рынка в целом и составил более 60% по сравнению с 2002 годом. 78% оборота приходилось на дистрибуцию, 22% на системную интеграцию и корпоративные поставки. CNews.ru: Какие задачи стоят перед DVM Group на 2004 год? Что намечено сделать? Олег Колесов: Главная наша задача за последние 13 лет не изменилась мы стремимся к тому, чтобы стать лидером компьютерного рынка России. Способы достижения этой цели постоянно меняются вместе с тенденциями рынка. Но стратегически любая компания может жить и развиваться только при условии, что ее задачи соответствуют требованиям клиентов. Значит, и нам необходимо максимально соответствовать потребностям наших партнеров в каждый момент времени. В этих целях мы ведем постоянную работу по разработке новых направлений и повышению эффективности существующих. Прилагаются большие усилия по улучшению бизнес-процессов внутри компании: происходит разделение направлений с определением уровней ответственности, модернизируются логистические процессы, модифицируются кредитные схемы работы с клиентами. В дальнейшем мы планируем расширять свои возможности по обеспечению партнеров необходимой продукцией и решениями, постоянной квалифицированной поддержкой и сервисом, а также всесторонней помощью в области информационного обеспечения. CNews.ru: Спасибо. |