Леонид Винокуров: Рост доли среднего ИТ-бизнеса возможен только за счёт роста числа проектов, относимых нами к «средним»
На вопросы CNews.ru ответил Леонид Винокуров, заместитель председателя совета ТехноСерв А/С.
CNews.ru: Одной из важных тенденций 2003 года стало стремление компаний-интеграторов развиваться в сегменте среднего бизнеса. Какова стратегия компании ТехноСерв А/С в этом вопросе?
Леонид Винокуров: Компания ТехноСерв А/С уже более 10-ти лет активно занимается ИТ-бизнесом, традиционно позиционируя себя как архитектор крупномасштабных информационных систем, использующий в своих решениях новейшие технологические разработки мировых ИТ-лидеров. Команда ТехноСерв А/С создавалась и развивается сегодня прежде всего, как многопрофильная структура, нацеленная на реализацию проектов корпоративного и отраслевого уровня, требующих не только традиционных для ИТ-компаний умений и навыков в поставке устройств и настройке программного обеспечения. В проектах, которыми мы занимаемся, ключевое значение приобретают технологии управления проектом, организации взаимодействия с множеством компаний-партнёров, обеспечение не только запуска решений, но и поддержки их эффективного функционирования на всём жизненном цикле. Реализация подобных проектов это и является стратегией компании ТехноСерв А/С, как мы её понимаем.
Что же касается нашего отношения к сегменту среднего бизнеса, то ответ не будет однозначным потому, что много неясного в самом понятии «средний бизнес». Его нельзя обособить только по размеру контракта ведь согласитесь, что реализация консалтингового проекта внедрения ERP-системы, имеющего объём около полутора миллионов долларов, является гораздо более «тяжёлым» проектом, чем поставка инфраструктуры крупному вычислительному центру на 3-4 миллиона долларов. Наверное, граница между «крупным» и «средним» бизнесом в каждом сегменте ИТ-рынка пролегает по-своему.
CNews.ru: Стоит ли ожидать, что уже в ближайшие годы объем доходов от средних ИТ-проектов на рынке приблизится к доходам от крупных проектов?
Леонид Винокуров: Я скорее соглашусь с этим тезисом, относя его ко всему объёму ИТ-рынка. У роста доли средних ИТ-проектов есть объективные предпосылки это и оптимизация ИТ-бюджетов большинства заказчиков, приобретающих ИТ как средства, обеспечивающие ведение основного бизнеса и управление деятельностью компании. Можно упомянуть, как тенденцию, понижающую объёмы ИТ-бизнеса, и бурный научно-технический прогресс в ИТ-области, ведущий к радикальному удешевлению ресурсов. Десять лет назад вычислительному центру на создание оперативного дискового пространства размером 50 Гигабайт требовались миллионы сегодня это уровень рядового персонального компьютера. Чтобы не углубляться в детали, сформулирую следующий вывод рост доли среднего ИТ-бизнеса возможен только за счёт роста числа проектов, относимых нами к «средним».
Кроме, того при определении стратегических направлений бизнеса ТехноСерв А/С учитывает ещё одну тенденцию, не столь очевидную сегодня. Рост технологической сложности ИТ-систем, повышение уровня требований к их поддержке и эксплуатации, нежелание всё большего числа заказчиков направлять в собственные ИТ-системы значительные инвестиции всё перечисленное способствует появлению нового сегмента рынка, сегмента профессиональных ИТ-услуг: хостинга, аутсорсинга, провайдинга. Это радикальным образом изменит структуру ИТ-спроса большинство традиционных ИТ-заказчиков, чьи проекты можно отнести к «средним», уйдут, а их место займут компании, приобретающие ИТ как основные для своего бизнеса технологии. Их же ИТ-проекты по определению будут «крупными», восприимчивыми к самым передовым технологиям и решениям, к самым смелым архитектурным решениям к тому, чем и занимается ТехноСерв А/С.
CNews.ru: Похоже, что стремительный рост рынка интеграции в 2003 году во многом связан с тем, что в России еще много свободных рыночных ниш. Когда стоит ожидать обострения конкуренции на рынке ИТ-проектов, на ваш взгляд?
Леонид Винокуров: Соглашусь с вами на российском ИТ-рынке действительно много свободных ниш. Процесс развития ИТ-рынка многомерный, это и появление всё новых заказчиков, начинающих понимать, что ИТ превращаются в ключевой фактор, обеспечивающий их бизнес, и, наконец, определённая размытость самого понятия ИТ. Поясню на характерном примере 5-7 лет назад такие продукты и решения, как телефонные станции не относились к ИТ, но сегодня, когда в состав самих АТС входят мощные процессорные комплексы, когда неотъемлемой частью решения становятся системы контроля и мониторинга, требующие внедрения программного обеспечения оснащение телефонных узлов всё больше приближается к классическому пониманию ИТ-проекта.
Важнее, на мой взгляд, другое сегодня потребность в ИТ для заказчиков перестало быть модой, атрибутом престижа. Профессионально занимаясь консалтингом в области внедрения ERP-систем, мы отчётливо видим мотивацию заказчика (конечно, прежде всего, крупного) переход на современные ERP-решения, имеющие общемировую репутацию, необходимое условие выхода на мировые рынки и условие выживания на них. Серьёзные инвесторы смотрят на компании, предлагающие свои акции, и выбирают тех, чей бизнес предсказуем, прозрачен, контролируем понятными им средствами. ERP-система мирового класса становится обязательным элементом для каждого, желающего развивать свой бизнес и конкурировать с мировыми лидерами.
Отвечу на ваш вопрос прямо мы считаем, что конкуренция на рынке ИТ-проектов достаточно сильна уже сейчас, мы знаем это очень хорошо. Но качественный всплеск конкурентной борьбы мы ожидаем с приходом на российский ИТ-рынок крупнейших западных интеграторов. Это может произойти в различных формах прямое присутствие, покупка российской компании и т.п. В других секторах большого российского рынка такие процессы уже происходят. Видимо, ИТ-рынок всё ещё не достиг критической массы, обеспечивающей интерес мировых компаний.
CNews.ru: Как изменились объемы и структура затрат на ИТ в государственном и корпоративном секторах? Какие отрасли демонстрируют наиболее стремительный рост в потреблении ИТ по опыту работы компании ТехноСерв А/С?
Леонид Винокуров: Отмечу только одну из тенденций, наблюдаемых нами в структуре проектов, которыми мы занимаемся. Резко ужесточились бюджеты экстенсивного развития ИТ-инфраструктуры крупные заказчики, предпочитают не обновлять радикально ранее внедрённые мощности, а выжимать максимум эффективности из уже установленного оборудования. Снизился интерес и к замене программного обеспечения для развития традиционных задач. При этом внедрение новых ИТ-задач продолжается, но при выборе решений для них заказчик всё чаще и настойчивее требует максимальной гибкости, масштабируемости и перспективности он не намерен через два-три года вернуться к решённой сегодня проблеме и вкладывать новые средства.
Генеральное направление, в котором меняется структура затрат на ИТ, уже упоминалось мной это всё возрастающая доля консалтинговых проектов, решающих задачи управления, взаимодействия, анализа и прогноза. При этом в корпоративном секторе наблюдается как большее понимание связи ИТ и основного бизнеса корпорации, так и гораздо большая жёсткость в условиях реализации ИТ-проектов. Корпоративных заказчиков интересует получение конкретной бизнес-отдачи на каждом из этапов реализации ИТ-проекта (который, как правило, является многоэтапным). Заказчиков государственного сектора в гораздо большей степени волнует достижение функциональности, отвечающей поставленным перед ними высокоуровневым задачам. Отсюда различный подход к распределению работ и инвестиций по этапам проекта.
Отрасли, наиболее стремительно развивающие свои ИТ-системы сегодня это телекоммуникация и связь, транспорт и промышленность, финансы и госструктуры. ТехноСерв А/С традиционно работает в этих отраслях и имеет возможность оценить темпы роста потребностей. Лидирующие позиции среди названных безусловно за отраслью связи, так как там наиболее востребованы и технологии современных мультисервисных сетей, и технологии управления, реализуемые на современной ERP-платформе.
CNews.ru: Какие ошибки заказчиков являются типичными в ИТ-проектах сегодня? Какие изменения в процедурах и подходах компаний могли бы повысить отдачу от ИТ-проектов, на ваш взгляд?
Леонид Винокуров: Мой ответ никоим образом не является рекламой системного интегратора это оценки, основанные на практическом опыте реализации ИТ-проектов. Наиболее типичной ошибкой заказчика является желание реализовывать ИТ-проект на основе собственной ИТ-компетенции (самому определять рамки проектов, технические требования к решениям, состав продуктов и т.п.). Такое под силу либо очень крупным структурам, финансирующим затраты собственных ИТ-подразделений, либо компаниям, для которых ИТ-бизнес является основным. Оптимальным на наш взгляд является подход, при котором за заказчиком остаётся функциональная компетенция (что требуется получить), а за исполнителем ИТ-компетенция (какими средствами и в ходе какого процесса достичь требуемого результата). В действительности граница компетенции отодвигается ещё дальше заказчик, не желая отвлекать своих специалистов от основной производственной деятельности, обращается к профессиональному бизнес-консультанту, формулирующему «что требуется получить» перед исполнителем ИТ-проекта. Мы уже имеем опыт участия в подобных проектах в качестве исполнителя, более того мы понимаем всю перспективность бизнес-консалтинга и активно им занимаемся.
На наших глазах всё большее число компаний-заказчиков стремительно переходит к практике размещения ИТ-заказов через организацию тендеров (это один из факторов усиления конкуренции на ИТ-рынке, о чём мы с Вами уже говорили). Это позитивная тенденция, важно только, чтобы предмет тендера и результат реализации проекта находились в области компетенции заказчика. Неконструктивным является стремление заказчика, не являющегося ИТ-профессионалом, объявить много тендеров один на поставку серверов, другой на разработку ERP-решения, третий на оснащение рабочих мест и т.д. При этом ответственность за получение согласованных результатов ложится на самого заказчика, в то время как за единственно интересующий его результат работающую систему, никто не отвечает. Мы считаем, что предметом тендера, объявляемого заказчиком, должен являться выбор исполнителя, предъявляющего нужную заказчику ИТ-систему, функциональность и т.п. Исполнитель же, выбранный заказчиком, организует процесс реализации проекта таким образом, чтобы достичь требуемого результата. Для этого он должен обладать опытом, компетенцией, партнёрскими связями и многими другими качествами. Мне видится, что переход к такой практике упорядочит процессы реализации ИТ-проектов очень во многих отраслях. Исключения, конечно, будут, но их наличие только подтверждает общее правило.
CNews.ru: Год назад в интервью нашему изданию вы говорили о том, что региональный бизнес в сфере интеграции развивается весьма стремительно и возможна ситуация, когда московским компаниям будет нечего делать в регионах. Какова ситуация сегодня? Каковы успехи и неудачи компании ТехноСерв А/С в региональных проектах?
Леонид Винокуров: Остановлюсь на этой теме очень коротко. Анализ нашей практики в 2003 году показывает в региональном ИТ-бизнесе есть место и «местным» и «московским» компаниям. Другой вопрос как распределяется региональный ИТ-рынок, что реализуют на нём участники. Региональная ИТ-компания может предложить заказчикам очень комфортные и выгодные условия по работам и услугам, особенно на стадии сопровождения внедрённого решения. Общероссийская (назовём её так, она необязательно московская) компания предлагает более конкурентоспособные условия поставки и запуска решения, более высокий уровень технического и бизнес-консалтинга, так как располагает прямыми партнёрскими связями и значительным потенциалом специалистов высокой квалификации (региональная компания просто не может себе их позволить). Вот и ответ региональные компании всё чаще будут вступать в альянсы с общероссийскими, выступая единым исполнителем в региональных проектах и осуществляя разделение труда внутри проекта.
CNews.ru: Какие новые технологические решения, на ваш взгляд, будут востребованы в России в ближайшие годы?
Леонид Винокуров: Не могу не ответить, что ERP-решения, безусловно, будут востребованы. Мы уже говорили о предпосылках, но сейчас хочется остановиться на некоторых перспективах. Заказчики, внедряющие ERP-системы, постепенно приходят к пониманию, что рядом с «классическими» ERP-функциями (управление финансами, материалами, производством и т.п.) необходимо будет развивать подсистемы, организующие ведение основного бизнеса (взаимодействие с клиентами, управление доставкой, техническим обслуживанием и ремонтом оборудования и т.п.).
Мы активно готовимся ответить на эти потребности рынка, развиваем и наращиваем собственную экспертизу в области консалтинга, совершенствуем наш опыт управления реализацией крупных отраслевых проектов. Понимая, что подобные системы потребуют соответствующей инфраструктуры, мы ни в коей мере не ослабляем внимания к «традиционным» техническим и технологическим направлениям ИТ. Заказчики надёжных, высокопроизводительных и высокоэффективных вычислительных комплексов всегда будут присутствовать на ИТ-рынке. И наконец, крайне востребованными окажутся услуги по внедрению и сопровождению готовых разработок, обучению и консультированию конечных пользователей для заполнения того самого разрыва между «общим уровнем» компьютерной грамотности работников и уровнем навыков, необходимым для работы с современными ИТ-технологиями. Но это отдельная большая тема.
В заключение нашей беседы хотелось бы сказать компания ТехноСерв А/С динамично развивалась вместе с российским ИТ-рынком и видит хорошие перспективы дальнейшего уверенного развития.