|
|
Сколько и как государство тратит на ИТ?С увеличением доходов бюджета растут и госрасходы на ИКТ. В 2004 г. этот показатель превысит уже 40 млрд. рублей. В условиях относительного благополучия российское государство озаботилось успешностью своей ИТ-политики. Наряду с подведением итогов за несколько лет и попыткой расставить приоритеты в этой сфере по ведомствам и государственным программам, были сделаны долгожданные шаги для выправления ситуации с учетом и распределением расходов, а также в нормативно-правовой сфере. Правда, основным результатом этих усилий стало закрепление «своих» правил игры, расширенный список задач на 2004 год и новые, грандиозные планы. Оборот отрасли «связь и информатизация» за последние пять лет существенно вырос. Ожидается, что в 2005 г. объем ассигнований на ИТ для госструктур достигнет 3-4% бюджета. В то же время, нормативно-правовая база в целом изменилась незначительно (новый закон «О связи», несмотря на свою ущербность, вступил в силу с 2004 года). Это не позволило обеспечить адекватное планирование и учет расходов на ИТ в госсекторе как в 2003 г., так и при подготовке бюджета 2004 года. С другой стороны, попытки частного сектора снизить свои затраты на преодоление административных барьеров и принять участие в формировании правового поля, регулирующего ИКТ-бизнес в России, — были тщетны, что наглядно показало принятие закона «О Связи», а в 2002 г. — принятие закона «Об ЭЦП». «Хозяин — барин» Прошедший, 2003 год стал завершающим в первом этапе реализации широко разрекламированной, но скудно финансируемой программы «Электронная Россия» . Одновременно с ее реализацией на «вершинах власти» усиливался интерес к применению новых электронных инструментов в административной реформе. Это потребовало подведения итогов за последние два-три года и формирования новых целей и задач. В частности, было заявлено о намерении подготовить и принять, скорее всего, в 2004 г. новую редакцию программы «Электронная Россия», в соответствии с требованиями времени и учетом современного уровня развития ИТ. По мнению МЭРТ (Министерство экономического развития и торговли РФ) в этой редакции далеко не последнюю роль должна играть связь программы с упомянутой административной реформой. В 2003 году государство впервые открыто признало и широко заявило, что не существует достоверного механизма финансового контроля расходов на ИТ в госструктурах. То есть в этой сфере одну из основных задач — учет и контроль — пока невозможно реализовать вообще. Такое положение дел существенно затрудняет не только оценку эффективности, но и стратегическое планирование, и межведомственную координацию. Действительно, в бюджетном классификаторе все еще нет строки «расходы на ИКТ/ИТ». Такое положение сохраняется не первый год, но лишь в 2003 году правительство всерьез озаботилось решением проблемы. На заседании правительства России 11 сентября 2003 г. об этом говорил министр связи Леонид Рейман. Пока возможность «автоматически» подсчитать государственные ИТ-расходы имеется только в отношении ФЦП (Федеральных целевых программ), что успешно использовал МЭРТ, поручив ГУ ВШЭ (госуниверситет Высшая школа экономики) провести такое исследование. Согласно полученным данным, в 2003 г., на развитие ИКТ (в рамках основных ФЦП) было направлено около 13 млрд. рублей. Подавляющая часть этих денег — почти 73% — израсходована на закупки новой техники. ФЦП-2003 г: распределение расходов на ИТ Источник: МЭРТ, 2003 г. В то же время, по данным анкетирования Минсвязи 48 федеральных ведомств, вклад ФЦП в ИТ-проекты за 2001-2003 гг. составил около 15% общего финансирования. Ведомственная структура расходов на ИТ оказалась достаточно сбалансированной (аппаратное обеспечение — 21%, прокладка вычислительных сетей — 13%, ПО и проектные работы — 16%, услуги связи — 14%, техническая поддержка — 11%, прочие расходы — 25%). Однако, анкетирование Минсвязи охватывает 3-летний период и проводилось в уведомительном порядке. Его данные нельзя признать адекватными, некоторые цифры говорят о существенном занижении декларируемых расходов на ИКТ — на 100% и более. Принимая во внимание упомянутые экспертные оценки, состояние информатизации госсектора в 2003 году в основном оставалось на уровне первоначального оснащения ПК и прокладки ЛВС, из ПО использовались сравнительно несложные продукты для учета затрат и ведения БД, бэк-офисные системы, при незначительной доле комплексных систем. В то же время, отдельные федеральные ведомства достигли больших успехов . Что же касается регионов, то в целом ситуация там продолжает носить драматический характер. Несмотря на то, что в прошлом году уровень расходов на ИТ увеличился, значительный межрегиональный «цифровой разрыв» сохранился, и даже увеличился. Так, финансирование ИТ-проектов в 2003 г. в Ивановской и Московской областях составило почти 950 тыс. руб. и 190 млн. руб. соответственно. Всего в прошлом году Федеральные округа РФ профинансировали ИТ-проекты в объеме около 6,2 млрд. руб. При этом, затраты Москвы на ИТ составили более 50% всех средств, выделенных по этому направлению 89 субъектами Федерации и более 90% по Центральному федеральному округу (затраты ЦФО на реализацию ИТ-проектов — около 3,8 млрд. руб.; без учета средств, выделяемых Москвой — 364 млн. рублей). Как отметил Дмитрий Милованцев, заместитель министра РФ по связи и информатизации, объемы бюджетов субъектов Федерации на ИТ-развитие в 2003 г., как правило, составляли 1-350 млн. руб. Такое неравномерное финансирование во многих регионах не позволило реализовать необходимый комплекс ИТ-мероприятий. Привлечение внебюджетных средств могло бы стать хорошим решения проблемы, но, как показывают предварительные итоги года, этот механизм еще не получил достаточного развития, а его реализация требует внесения изменений в нормативную базу. Финансирование ИТ-проектов по федеральным округам РФ Примечание: ФО — федеральный округ Источник: пресс-центр ФЦП «Электронная Россия», 2004 г. Согласно упомянутому исследованию ГУ ВШЭ, эффективность затрат на информатизацию органов государственной власти в 2003 году не превышала 20%. К тому же, проникновение ИКТ в госструктуры все еще слабо затронуло первых лиц министерств и ведомств, что в прошлом году неоднократно отмечал первый заместитель министра по связи и информатизации Андрей Коротков. Другой проблемой остается межведомственная непрозрачность накопленных баз данных (БД). Только 5% федеральных БД — в общефедеральном доступе, остальные 95% недоступны для других ведомств. Более того, эта ситуация лишь незначительно изменится в новом, 2004 году, так как программы информатизации продолжают носить исключительно ведомственный характер на всех уровнях и, как правило, реализуются без связки друг с другом. Правда здесь есть отдельные успешные примеры — межведомственные проекты, запушенные в 2003 г. между ГТК России — МНС России (федеральный уровень), ЗАГС-ПВС-ЖКХ (региональный уровень). Но это — лишь единичные случаи, реализуемые благодаря целевому финансированию (первый из них — в основном по займу МБРР на ГТК РФ). Согласно оценкам МЭРТ проблемы информатизации госструктур заключаются в дублировании работ, слабой координации госрасходов, проблемах учета и отчетности, а именно:
В сфере международного сотрудничества прошедший год так же стал весьма продуктивным и насыщенным. Пожалуй, наиболее важнейшим мероприятием стал проведенный 10-12 декабря 2003 г. в Женеве первый этап Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества. Здесь были приняты два основных документа: Декларация принципов и План действий. В них отмечается важность развития информационно-коммуникационной инфраструктуры как необходимой основы для предоставления населению доступа к информационным и коммуникационным технологиям. Предусматривается развитие и укрепление инфраструктуры национальных, региональных и международных сетей широкополосной связи, включая спутниковые и другие системы, для предоставления новых услуг на основе ИКТ. Сергей Шалманов / CNews Analytics |