|
|
МЭРТ строит идеологию архитектуры е-правительстваВ 2003 году МЭРТ заявило о необходимости введения задачи по анализу и реинжинирингу «бизнес-процессов» в органах госвласти. Следующим этапом должна последовать их автоматизация. Запущенные в прошлом году пилотные проекты по электронному правительству и желание выстроить нечто подобное Единой федеральной архитектуре (ЕФА, FEA — Federal Enterprise Architecture), создаваемой в настоящее время в США привели к усиленной работе МЭРТ по разработке идеологии архитектуры электронного государства. В качестве маяков были предложены новые понятия: ЭАР (Электронный административный регламент), ОГИР (Объединенные государственные информационные ресурсы) и CIO (Chief Information Officer), — два первых из них в основном являются плодом творчества Фонда «Новая экономика». По словам Антона Никитина, заместителя директора фонда, эти инструменты предназначены для выстраивания «комплексной системы по интеграции государственных информационных ресурсов». Основываясь на концепции ОГИР и ЭАР в рамках «Электронной России» в прошлом году началась и сейчас продолжается работа по ряду стратегических межведомственных проектов. Это, во-первых, создание совместных сервисов ГТК-МНС. Здесь информационные ресурсы ведомств объединяются по трем основным направлениям: данные по физическим лицам, данные по юридическим лицам, информация по недвижимому имуществу. Другой аналогичный проект — создание ОГИР ЗАГС-ПВС-ЖКХ — уже реализуется в нескольких субъектах Федерации (Республика Чувашия, Ханты-Мансийский АО, Самарская область, Москва). Практической новизной этого проекта является совместное использование межведомственной информации без переноса всего объема конфиденциальных данных от организаций-держателей другим госструктурам. В рамках создания ОГИР для учета юридических лиц и совершенствования системы сбора и межведомственного обмена данными обязательной отчетности юридических лиц в 2003 г. началась реализация проектов по объединению информационных ресурсов МНС РФ и Госкомстата РФ. Здесь предусматривается формирование единого государственного реестра юридических лиц и объединение информационных ресурсов Госкомстата РФ, ФСФО РФ и Минэкономразвития России. Одна из ближайших целей этого проекта — сбор данных бухгалтерской отчетности юридических лиц, поступающей в органы статистики. Так же планируется объединение информационных ресурсов вовлеченных органов государственной власти для создания системы мониторинга и анализа финансово-экономической деятельности хозяйствующих субъектов для предприятий и организаций госсектора. Аналогичные проекты запущены в сфере учета недвижимости. Их первым итогом для граждан станет учет и регистрация прав на недвижимость в долгожданном режиме «одного окна». В рамках реализации ФЦП «Электронная Россия», Минсвязи России были проведены работы по созданию федеральной межведомственной автоматизированной системы сбора, хранения и обработки информации о проследовавших через Государственную границу Российской Федерации лицах, транспортных средствах, грузах, товарах и животных (АС «Погранконтроль»). Так же в 2003 году начаты работы по созданию федеральной межведомственной информационной системы обеспечения контроля миграционной ситуации в России, в том числе созданию Центрального банка данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства, временно или постоянно проживающих на территории Российской Федерации (АС «Миграция»). Проведены работы по созданию автоматизированной системы «Государственный регистр населения». В 2003 году Минсвязи и МИД России совместно проводили работы по развитию автоматизированной системы машиносчитываемых паспортов и виз; с Генеральной прокуратурой Российской Федерации — по построению единой системы обеспечения надзора за исполнением законов с использованием интегрированной телекоммуникационной инфраструктуры. Что касается непосредственно ЭАР, то в 2003 г. стартовали пилотные проекты в Минэкономразвития и Счетной палате. На 2004 г. намечен постепенный переход на ЭАР ряда крупных бюджетных организаций, а так же реализация проекта «Электронные процедуры государственного финансового контроля Российской Федерации». Об этом говорилось в прошлом году на «CIO-World. Госсектор 2003». Предусматривается разработка и внедрение технических решений по информационному взаимодействию органов государственной власти при осуществлении контрольно-ревизионной деятельности. В дальнейшем на основе проектов по реализации ОГИР и ЭАР на федеральном и региональном уровне такой опыт будет тиражироваться и распространен на муниципалитеты. Эта методология в 2003 г. начала отрабатываться в Калининградской области и Республики Чувашия. В качестве проводников ИКТ-стратегии, по мысли МЭРТ, должны выступать CIO (Chief Information Officer). Как считают руководители МЭРТ, в России имеет смысл создать Федеральный совет CIO, а руководство новым органом управления доверить одному из вице-премьеров федерального правительства. Участники Федерального совета CIO, призваны заниматься вопросами методологии, координации и распространения передового опыта. С таким подходом согласны в Минсвязи, хотя Андрей Коротков, будучи в должности первого заместителя министра связи, призывал использовать другое название, — «генеральный конструктор». Однако МЭРТ иначе смотрит на роль и позиции «генеральных конструкторов» в общей системе ответственных за ИТ. Институты CIO и Генеральных конструкторов Источник: МЭРТ, 2003 г. В то же время, несмотря на заявления руководства МЭРТ и Минсвязи, неоднократно звучавшие в 2003 г. в пользу введения института CIO, признается, что этот вопрос не близкого будущего и требует длительной нормативной и законодательной подготовки. Сергей Шалманов / CNews Analytics Алмаз Рахматуллин: По уровню инфраструктуры госсектор начинает активно догонять бизнесПо мнению Алмаза Рахматуллина, генерального директора компании «Аквариус Консалтинг», в развитии ИТ-инфраструктуры особенно заметны успехи на региональном уровне, где разрабатываются и реализуются проекты в масштабах города или целой области. CNews.ru: Какие тенденции определяли развитие рынка ИТ и сегмента системной интеграции в России в 2003 году? Что бы вы назвали событием года? Алмаз Рахматуллин: Несмотря на некоторую стагнацию в начале года, особенно на рынке крупных федеральных госзаказов, в целом 2003 год можно характеризовать как благоприятный для ИТ-рынка. Я бы сказал, что в прошедшем году произошли важные качественные изменения рынок стал более зрелым. Его развитие и изменения определяли именно рыночные законы и механизмы. Стало намного меньше популизма, приверженности модным тенденциям, при принятии решений в расчет принимались в первую очередь рыночные, экономические факторы эффективность, реализация бизнес-задач. Это было характерно для большей части клиентов, с которыми работала наша компания, думаю, эта тенденция была и на рынке в целом. К управлению бизнесом стали приходить очень грамотные менеджеры, обладающие профессиональными знаниями и хорошо знакомые с передовым западным опытом. Они понимают, что такое возврат инвестиций, как управлять стоимостью владений и требуют от своих CIO именно этого. Именно эти требования формулировали в истекшем году наши ключевые заказчики. |