|
|
10 главных тенденций автоматизации в банкахОтносительная стабилизация отечественной экономики в 2003 году обеспечивала в свою очередь стабильный рост сектора банковской автоматизации. По мере обострения конкуренции на рынке банки вынуждены диверсифицировать свою деятельность, расширять спектр предлагаемых услуг, а значит инвестировать в соответствующие ИТ-решения, которые позволят повысить эффективность работы. В соответствии с меняющимися тенденциями бизнес-среды компании-разработчики достаточно оперативно выступают с предложениями новых программных продуктов для этого сегмента. Одновременно российские банки готовятся к переходу на МСФО в связи с чем активизируют процессы модернизации эксплуатируемых АБС или внедрения новых решений, что стимулирует постоянное увеличение объемов рынка банковской автоматизации. По различным экспертным оценкам, отечественный рынок банковского ПО растет в среднем на 25-30% в год. На IX Форуме разработчиков интегрированных банковских систем оборот отрасли в 2002 году оценили в 58 млн. долл. Учитывая, что в 2003 году темпы роста предположительно могли составить 30-40% (оценки компании «Диасофт»), оборот рынка, соответственно, увеличился как минимум до 75 млн. долл. Превышение средних показателей роста эксперты объясняют «укрупнением» контрактов так, в 2003 году банки объявляли тендеры на системы стоимостью до 10-15 млн. долл. Само укрупнение банковского бизнеса в России способствовало приходу на этот рынок западных поставщиков с масштабными и дорогостоящими решениями (mySAP Banking, T24 от Temenos, OFSA от Oracle и др.). В целом за последние три года рынок продаж финансового ПО вырос в два раза в основном за счет 200-300 крупных, активно развивающихся банковских учреждений, которые постоянно усложняют свои задачи в области автоматизации. Бюджеты, выделяемые ими на ИТ, по оценкам «Диасофт», превышают уровень 1998 г. в некоторых случаях до 10 раз. Эксперты и ведущие игроки сходятся во мнении, что отечественный рынок банковской автоматизации в 2003 году характеризовался достаточной стабильностью, позволившей компаниям-игрокам внести необходимые изменения в свои продуктовые линейки в соответствии с меняющимися запросами бизнес-среды. 1. Рост рынка Развитие банковских технологий отражает те процессы, которые происходят в целом на рынке кредитных организаций. На фоне относительной стабилизации российского финансового сектора с одной стороны увеличивается потребность в банковском обслуживании, а с другой стороны укрупняются банки, конкуренция между ними растет, начинается экспансия столичных компаний в регионы, а также диверсифицируется банковская деятельность. Исходя из этого, банки осуществляют переход на промышленные платформы, развивают интернет-банкинг, подключают к централизованной АБС иногородние филиалы а значит, объем рынка банковской автоматизации в денежном выражении постоянно увеличивается. Одновременно отечественные банковские институты готовятся к сближению с мировым финансовым сообществом и к переходу на МСФО. Ожидание этого события в значительной степени стимулирует ИТ-компании на разработку нового ПО и модернизацию эксплуатируемых в банках АБС. 2. Переход на новые АБС В 2003 году банки ускорили темпы замены своего ПО, установленного в конце 90-х гг. подстегиваемые скорым переходом на международные стандарты работы. По данным «Диасофт», в среднем каждый банк раз в пять лет либо меняет АБС (примерно треть финансовых учреждений), либо переходит на новую версию. Ежегодно подобные акции осуществляет порядка 20-30% банковских структур. Так, в 2002 году около 170 банков перешли на более современные АБС, а на вопрос о намерении заменить систему в 2003 г. положительно ответили свыше 300 банков. Данный процесс стимулируют, во-первых, объективные причины (совершенствование технологий или появление новых видов бизнеса), а во-вторых, выявление просчетов разработчиков в выборе стратегии. 3. Расширение функциональности АБС По мере укрупнения бизнеса и роста сложности решаемых задач банки повышают требования к функциональности АБС в частности, с точки зрения производительности, быстродействию и комплексности решения. Одновременно с изменением технологического и инструментального подхода к автоматизации банковской деятельности, улучшается и само качество автоматизированных систем, предлагаемых на рынке. 4. Интегрированные решения Постепенно возрастают требования рынка к интегрированности решений, эксплуатируемых в банках. Подход к интеграции продуктов от различных производителей, автоматизирующих отдельные направления банковской деятельности, считается сейчас более перспективным, чем использование решения одного поставщика. Разработчики банковского ПО начинают учитывать этот фактор в своих новых продуктах, что обуславливает переход от жесткой конкуренции к сотрудничеству игроков. Рыночная доля услуг по интеграции различных информационных решений, соответственно, увеличивается. 5. Решения для розничного бизнеса Интерес банков к специализированным ИТ-решениям стимулировали такие обозначившиеся в 2003 году тенденции, как развитие розничного бизнеса, ипотечного и потребительского кредитования. Как следствие, по-прежнему уделяется много внимания решениям класса CRM или интернет-технологиям доступа к сервисам банка. Одновременно активизируются работы по развитию интеграционных платформ с различными терминалами для обслуживания физических лиц. Специфика технологий розничного бизнеса состоит в повышении эффективности работы с клиентами за счет:
Ориентация банков на розничный бизнес получила оперативный отклик со стороны разработчиков и способствовала появлению на рынке новых программных продуктов, призванных автоматизировать эту сферу банковской деятельности. Значимым событием в 2003 году стал, в частности, проект «Альфа Банк Экспресс», системы интернет и телефон-банкинга которого позволяют предоставить клиентам (в том числе и удаленно) свыше 50 различных банковских продуктов. В 2003 году на рынке появился целый ряд новых специализированных решений этого направления например, IQ Retail от CSBI, RETAIL от «Диасофт» и др. При этом «Диасофт» отмечает рост доходов от реализации продуктов и услуг в розничном сегменте автоматизации банковской деятельности на 44% по сравнению с 2002 годом. 6. Управленческие решения Сохранение курса ЦБ РФ на перевод подготовки отчетности в соответствие с международными стандартами активизирует разработку решений, ориентированных на ведение нескольких плоскостей учета, а также различных аналитических и прогнозных систем. Как уже говорилось, переход на МСФО может послужить одним из определяющих на ближайшее время факторов развития банковских ИТ. В частности, по итогам 2003 года отмечается увеличение числа запросов на построение в банках систем консолидации и финансового управления на базе хранилищ ранее не значившихся в списке банковских ИТ-приоритетов. Сейчас их актуальность возрастает, поскольку подготовка отчетности по стандартам МСФО требует консолидация информации из разнородных источников. По данным Intersoft Lab, число обращений банков по вопросам построения ИАС в прошлом году возросло почти в 5 раз, число проектов по постановке и внедрению различных управленческих технологий в 2,5 раза. Новые решения в данной области в 2003 году также представили «ПрограмБанк», R-Style, «Диасофт», CSBI и «Заказные ИнформСистемы» и другие. На базе хранилища под МСФО возможна дальнейшая реализация таких проектов, как создание информационно-аналитических систем, управленческого учета, управление рисками, бюджетирование и планирование и т.д. В новых условиях рынка изменяется и сам подход банков к выбору системы автоматизации которая изначально должна поддерживать управленческие методики и адаптироваться под индивидуальные требования банка. Некоторые эксперты рынка отмечают постепенное нарастание конкуренции в этом сегменте между отечественными и западными поставщиками. По итогам анкетирования российских банков, проведенного Intersoft Lab в рамках маркетинговой программы «Бюджетирование для банков» летом 2003 года, 85% опрошенных отметили, что используемые ими в данный момент «самодельные» решения для бюджетирования не соответствуют реальным потребностям бизнеса, и сейчас они выбирают адекватные промышленные решения для автоматизации финансового планирования и бюджетирования. Внедрение бюджетного планирования Источник: Intersoft Lab, 2003 7. Приоритет тиражируемых решений Большинство банков начинает делать выбор в пользу готовых тиражируемых решений, адаптируемых под специфику каждого конкретного банка. Постепенно уменьшается число банков, использующих собственные продукты. По мере ужесточения требований к функционалу и расширения возможностей систем, возрастают стоимость и сложность их разработки и сопровождения, что в итоге приводит к экономической нецелесообразности создания и эксплуатации ИТ-решений силами банковских специалистов. 8. Организация дистанционного обслуживания клиентов В 2003 году значительно увеличилось число приверженцев интернет-банкинга, как среди банков, так и среди населения по итогам года удвоилось и число пользователей, и объемы операций. Активно развиваются мобильные платежи и SMS-банкинг. Новой услугой 2003 год стало развитие SMS-сервиса для владельцев пластиковых карт, в частности, мониторинг карточных операций с помощью SMS-сообщений на мобильные телефоны (включая сообщения об остатке средств на карте, зачислении и списании сумм). Подобное сервисное направление, считается, повышает безопасность карточных операций, особенно в решениях, где комбинируются каналы сотовой связи с интернетом: например, услуга заказывается на сайте с подтверждением по мобильному телефону. 9. Рост инвестиций в консалтинг На рынке банковской автоматизации постепенно увеличивается роль и доля участия консалтинговых компаний. Теперь не только крупные, но и средние банки при выборе информационного решения привлекают консалтинговые компании, в частности, прибегая к их услугам для упорядочения внутренней учетной политики что в целом свидетельствует о большей «цивилизованности» рынка. 10. Развитие интернет-представительств Отечественные банки все больше стремятся обозначить свое присутствие в сети, в полной мере оценивая маркетинговый потенциал интернет-ресурса. По оценкам «Газпромбанка», на рынке существует тенденция к обновлению банками дизайна своих сайтов в среднем раз в два-три года. За это время несколько меняются web-технологии, расширяются возможности разработчиков, а также корректируется направленность работы самого кредитного учреждения. Главной задачей для развития интернет-представительства, как известно, является информационное наполнение. По мнению специалистов, поддержкой качественного сайта в структуре банка должно заниматься не менее 4-5 человек, в рамках специального отдела, аккумулирующего информацию из различных банковских подразделений. Большую роль в повышении банковской активности онлайн играет, во-первых, внимание, которое уделяет Банк России использованию интернет-технологий подконтрольными структурами. Во-вторых, развитие рынка банковских услуг и обострение конкурентной борьбы заставляет задействовать новые маркетинговые каналы, а также более современные способы обслуживания. В-третьих, банковский исход в интернет коррелирует с общим курсом на повышение прозрачности финансовой деятельности, с дальнейшим прицелом на западные рынки. Классификация управленческих задач и средств автоматизации в банковском секторе
Источник: Intersoft Lab, 2003 В 2004 году участники рынка ожидают сохранения и дальнейшего развития наметившихся тенденций и прежде всего, стабильного роста спроса на комплексные решения для автоматизации финансового управления. Прогнозируемые тенденции на 2004 год:
Геннадий Заманский, директор департамента банковских технологий «ФОРС-Холдинг», анализируя десятилетнюю перспективу задач банковской автоматизации, выделяет несколько направлений дальнейшего развития:
Потенциальные требования банков к АБС в ближайшие 10 лет:
Источник: ФОРС-Холдинг, 2003 Конкуренция среди разработчиков будет продолжать увеличиваться, при этом укрепятся позиции компаний-поставщиков узких специализированных решений. Одновременно ожидается активизация поставщиков решений, поддерживающих новые форматы в разрабатываемых продуктах (все тот же МСФО). Поскольку новый намечаемый банками спектр управленческих задач содержит меньше российской специфики, вероятно, увеличится доля западных решений в этом секторе. Как комментируют специалисты, важным событием для банков и разработчиков станет планируемое ЦБ РФ введение единого XML-формата платежных документов. Параллельно, в рамках Некоммерческого партнерства «Стандарты электронного обмена информацией» будет продолжена разработка стандартов протоколов обмена информацией между системами различных поставщиков. Мария Попова / CNews Analytics Александр Глазков: Пик развития рынка банковской автоматизации придется на 20052007 годыИнтервью CNews.ru дал Александр Глазков, управляющий директор компании «Диасофт». CNews.ru: Каким стал 2003 год для отечественного рынка банковской автоматизации? Какие тенденции определяли его развитие? Александр Глазков: Характер развития рынка банковской автоматизации напрямую зависит от тенденций роста российского банковского рынка. 2003 год я бы назвал переломным этапом в ходе развития российской банковской системы. Сегодня наметились две очевидные тенденции, которые, на мой взгляд, будут определять продвижение финансовых институтов в ближайшие несколько лет: с одной стороны, это усложнение банковских продуктов с акцентом на розницу, с другой стороны, общая тенденция укрупнения бизнеса. |