|
|
Рынок услуг мобильной связиМобильная связь безусловный локомотив развития связи в России. Для мобильной связи в России 2003 год можно назвать очень успешным. По его результатам доход от услуг мобильной связи может составить 38-39% от общего дохода отрасли или 145-155 млрд. руб. Доход крупнейших операторов мобильной связи МТС (с учетом дочерних компаний на Украине и в Белоруссии ) и «Вымпелкома» по итогам года, по прогнозам аналитиков из Smith Barney из Citigroup Global Markets, составят 2,6 млрд. и 1,36 млрд. долл. соответственно. Несколько отстает от лидеров «Мегафон» хотя и его доходы за год увеличились вдвое и составил 822 млн. долл. против 409 млн. долл. в 2002г. Ведущие операторы мобильной связи в России, млн. абонентов*
Источник: AC&M Большая тройка фактически поделила между собой большую часть доходов полученных от мобильной связи. Структура доходов операторов мобильной связи в РФ 2003 году (предварительные сведения) Источник : данные компаний, Минсвязи Со слов Министра Связи Леонида Реймана, к концу 2003 года количество абонентов мобильной связи в России, сравнялось с количеством абонентов фиксированной связи и достигло 35-36 млн. чел. Впрочем, по мнению некоторых экспертов, заявляемое число абонентов мобильной связи на самом деле несколько завышено. Такое положение вещей связано в первую очередь с политикой дотирования абонентов и дилеров проводимой двумя ведущими игроками, акции которых котируются на бирже и рыночная капитализация которых сильно зависит от прироста абонентской базы. Это вынуждает этих операторов искать различные пути увеличения абонентской базы, что в ряде случаев приводит к росту «мертвых абонентов» и, соответственно, общее число абонентов мобильной связи оказывается ниже отражаемого в отчетах Минсвязи и аналитических агентств, уже подведших итоги работы операторов сотовой связи за год. Данный факт, впрочем, нисколько не умоляет достижения сотовых операторов, которые без сомнения являются основным локомотивом, обеспечивающим столь внушительные результаты работы отрасли в 2003 году. Изменение Количества абонентов и уровня проникновения мобильной связи в РФ в 2003 году Источник: JSon По-прежнему, наибольшую часть доходов и прирост абонентов в абсолютном выражении в этом сегменте принес Центральный Федеральный Округ. Однако его доля на протяжении всего года медленно, но верно сокращалась за счет перераспределения доходов в другие ФО. Распеределение абонентов сотовой связи по федеральным округам на конец 3 кв. 2003 г. Доминирующим стандартом мобильной связи продолжал оставаться GSM. Для пионера мобильной связи аналогового стандарта NMT-450 2003 год, похоже, стал последним годом существования в России. В наступившем 2004 году его доля будет стремится к нулю и он уступит свое место новому цифровому CDMА-450, который является самым перспективным из всех представленных на российском рынке. Распределение абонентов по стандартам сотовой связи на конец 3 квартала 2003 года Источник: Минсвязи Позволяя передавать данные на скоростях, намного превышающие скорость GPRS и обеспечивая более надежное и качественное соединение, CDMА-450 уже в ближайшие годы, возможно, составит серьезную конкуренцию стандарту GSM. По своим техническим характеристикам новый стандарт близок к сетям третьего поколения. SkyLink оператор, продвигающий этот стандарт на территории России планирует в скором времени начать строительство настоящей сети 3G в стандарте CDMA2000, который уже широко используется в Японии, Китае и Южной Корее. Основные сдерживающие факторы на пути прогрессивной технологии отсутствие большого выбора абонентских устройств, скорее всего, уже в наступившем году исчезнет. Перспективность нового стандарта понимают и акционеры АФК Системы (основного владельца МТС), ставшие наравне с питерской командой в прошлом году совладельцами SkyLink. Новые оператор является холдинговой компанией и является владельцем около 40 мобильных операторов, работающих в NMT-450 (в том числе МСС и Дельта Телеком). Структура доходов от мобильной связи по Федеральным Округам в 2003 году Источник: Минсвязи Любопытно, что в прошедшем году доля ЦФО (вместе с крупнейшим на нем московским рынком) в общем доходе от услуг мобильной связи несколько выросла. Впрочем, ввиду насыщения этого округа мобильной связью, уже начиная с 3 квартала 2003 года компании региона начали терять набранные позиции и их доля в общей структуре доходов от мобильной связи незначительно снизилась. Вместе с уменьшением темпа прироста доходов в третьем квартале по сравнению с первым и вторым, ЦФО из за своей значимости в общей структуре доходов «вызывал» снижение темпов роста выручки от сотовой связи в целом по стране. В то же время в других федеральных округах за небольшим исключением (УФО) внушительные темпы прироста дохода от услуг мобильной связи сохранились. Детальный анализ структуры доходов по типам потребителей (предприятия и организации, население) показывает, что на протяжении всего года замедление темпов прироста доходов в Центральном, Уральском и частично в Южном ФО связано, в первую очередь, с падением темпов роста доходов получаемых компаниями мобильной связи от населения, что связано в свою очередь с насыщением рынка мобильной связи в региона. Тенденция падения темпов прироста доходов от услуг предоставляемых организациям прослеживается четко только в Центральном ФО. В других ФО (за исключением Уральского) все наоборот. Другой характерной тенденцией является то, что в регионах (особенно тех из них, в которых уровень проникновения сотовой связи небольшой) основными потребителями услуг мобильной связи является население и высокими темпами роста выручки операторы мобильной связи обязаны именно этой группе потребителей. На «старых рынках» с высоким уровнем проникновения мобильной связи среди населения картина иная доля доходов от частных лиц на них квартал от квартала сокращается, а основной рост доходов обеспечивают предприятия и организации. Структура доходов от предоставления услуг мобильной связи по ФО и видам потребителей за 9 месяцев 2003 г., тыс. руб.
Очевидно, что в наступившем году основной тенденцией рынка будет увеличение долей регионов как в общем количестве абонентов, так и в доле приносимых ими доходов. В регионах с максимальным уровнем проникновения мобильной связи большая часть доходов будет приходится на корпоративный рынок, в развивающихся регионах основной движущей силой рынка будет население, которое своими деньгами проголосует за развитие мобильной связи в этих ФО. На рынке же доля операторов не входящих в «большую тройку» как по доходам так и по количеству абонентов будет продолжать сокращаться, а тем немногим независимым операторам, работающим на региональных рынках, останется либо примкнуть к лидерам рынка, либо вести с ними неравную бескомпромиссную борьбу за каждого абонента, исход которой во многом предрешен. Времена сверхдоходности услуг мобильной связи уходят в прошлое, уступая место массовому рынку с приемлемыми для большинства потребителей ценами. Алексей Кондрашов / специально для CNews.ru |