|
|
Исследование: Рынок спутниковой связи РоссииСодержание: Оценка потребностей в услугах спутниковой связи Целью данного обзора является предоставление аналитической информации о сегодняшнем рынке услуг спутниковой связи* России. В статье используется первичная и вторичная информация о данном сегменте телекоммуникационного рынка, а также данные компании «Московский Телепорт», его подход к сегментации рынка и оценка его объема. Материал подготовлен специально для итогового Обзора CNews.ru. Оценка потребностей в услугах спутниковой связи На рынке стран СНГ включая Россию при выборе услуг определенного оператора пока предпочтение отдается низкой цене, нежели качеству услуг. Однако наметилась тенденция переосмысления баланса качества и цены в сторону норм, принятых в странах с развитой экономикой. Основной мотивацией выбора услуг спутниковой связи являются следующие свойства:
Из-за несовершенства законодательной базы, регламентирующей использование VSAT, популярность этих услуг значительно ниже общемировых показателей. Однако на данный момент Министерство связи вводит значительные изменения в порядок регистрации VSAT-станций, работающих под отечественными спутниками в Ku-диапазоне. При активизации позиции операторов зарубежных спутников, сокращенные процедуры регистрации радиочастотных средств могут быть применены и для работы под другими спутниками. До 1998 года основным рынком сбыта VSAT услуг являлись предприятия связи. Сегодня, наиболее перспективными рынками являются корпоративные заказчики и мультимедийные компании, занимающиеся распространением контента. Подобная эволюция услуг связана с изменением политических инструментов управления регионами, а также с интенсивным укрупнением производства посредством скупок и поглощений. Меняются и требования к пакету услуг операторов. Все возрастает потребность в комплексном решении передачи информации заказчика с использованием спутниковой связи. На данных момент заказчик все реже интересуется только поставкой оборудования или аренды космического сегмента. Уже сейчас в состав сервиса некоторых игроков рынка входят все перечисленные услуги:
Продукты, представленные на рынке Условно все решения, которые прелагаются игроками рынка можно разделить на три группы. Основным критерием подобного деления является вид деятельности типового заказчика и технические особенности самого продукта. Корпоративные сети связи многофункциональные выделенные ведомственные сети и корпоративные сети с использованием инфраструктуры оператора. Обеспечивают современную цифровую связь региональных филиалов как с центральным офисом так и между собой. Широкополосное вещание вещательные и вещательно-интерактивные решения, предназначенные для рассылки различного вида информации: видео, аудио, данные, неограниченному количеству удаленных терминалов. Ориентированы на заказчиков в сфере СМИ, образования и т.д. Спутниковые каналы каналы связи доступа к популярным сетям общего пользования, а также для внутрипроизводственных нужд операторов связи. Данную услугу предоставляет достаточно большое количество операторов как спутниковой так и наземной связи. Конкуренция в данном сегменте достаточна высока. Сразу следует оговорить, что услуги на базе VSAT оказываются бизнес-клиентам, которые используют их как составную часть своего производства услуг или для решения внутрипроизводственных задач. Сам рынок клиентов мы разделим на 3 основных сектора: корпоративные, телекоммуникационный и мультимедийный. Основным критерием для подобного деления является род деятельности компаний. Потребность в определенных услугах также подтверждает подобное сегментирование, что будет видно последующего материала. Доли сегментов в общем объеме услуг спутниковой связи в 2003 году Корпоративный сектор Согласно экспертной оценке специалистов ЗАО «Московский Телепорт» потенциальные клиенты в корпоративном секторе помимо наличия необходимого бюджета должны удовлетворять одному из следующих критериев:
Практика показывает, что наибольшее количество предприятий, удовлетворяющих данным признакам, находятся в следующих отраслях:
Данный сектор отличается быстрым увеличением объема средств, отпускаемых на строительство телекоммуникационной инфраструктуры. Наиболее крупным заказчиком на протяжении будущих 3-4 лет является государство, осуществляющее программу «Электронная Россия». Развитие информатизации в государственных структурах и социальной сфере, а также прогнозируемый значительный (7%) рост экономики приведет к увеличению расходования средств на телекоммуникации и в коммерческих предприятиях. На данный момент основными потребителями услуг по строительству корпоративных сетей являются банки, нефтегазовый сектор и предприятия по добыче и транспортировке других сырьевых ресурсов. Также, вполне согласно прогнозам Минэкономразвития, происходит активизация спроса в отраслях, получающих наибольшие инвестиции: машиностроение, строительство, металлообработка, и рынки для конечного потребителя: торговля, туризм и отдых, легкая и пищевая промышленности, возможно в будущем, сельское хозяйство. Наиболее востребованный продукт для данного сектора корпоративные сети, однако также наблюдается стабильный спрос на спутниковые каналы для организации связи с отдельными удаленными офисами. Высока вероятность заказа на организацию связи для широковещательных приложений таких как циркулярная рассылка документов, доступ к ресурсам центрального офиса, дистанционное обучение сотрудников и бизнес телевидение. Особенностью данного сектора является преобладание сетей, построенных и обслуживаемых специально созданными телекоммуникационными подразделениями корпораций. Однако владельцы вновь создаваемых сетей более лояльны к независимым телекоммуникационным операторам вследствие все более набирающей силу тенденции концентрироваться на своем основном бизнесе. Основные индикаторы развития:
Перечислим компании, доля которых в данном секторе превышает 4%. Центральный банк России. Связьтранснефть: оператор связи нефтяной отрасли Газком: спутниковый оператор газовой отрасли. Коминком (Голден Телеком) Лукойл: Сбербанк РФ: сеть крупнейшего коммерческого банка России. Телекоммуникационный сектор Телекоммуникационный сектор включает телекоммуникационные компании и интернет сервис провайдеров. Потенциальные клиенты в телеком-секторе работают на региональных или международных рынках. На данный момент данный сегмент стабилен или несколько уменьшается, что объясняется несколькими факторами и, прежде всего, достаточным развитием наземной телекоммуникационной инфраструктуры и демпингом на рынке транспортировки интернет-трафика через спутник вследствие открытой природы интернета. Основные индикаторы развития:
Компании, присутствующие на рынке:
На данный момент сегмент коммерческих услуг на базе VSAT состоит из избыточного количества игроков порядка 40 компаний со средним оборотом менее 0,5 млн. долл. Однако уже сейчас 5 крупнейших компаний имеют суммарный оборот бизнеса в данном секторе равный половине объема всего сегмента (9,5 млн. долл.). Объем сегмента будет расти незначительно, в основном вследствие развития сетей общего доступа в труднодоступных регионах. Игроки будут развиваться за счет консолидации и поглощения бизнеса более мелких компаний. Порядка 70 % рынка будет контролироваться 5-7 операторами, остальные 30% предприятиями «Связьинвеста» и ведомственными операторами, традиционно обслуживающими труднодоступные добывающие регионы. Ниже перечислены компании, обладающие более 5% доли рынка. ГП КС государственный оператор спутников и услуг спутниковой связи. Газком: ведомственный оператор услуг спутниковой связи. Московский Телепорт коммерческий оператор услуг спутниковой связи Телепорт ТР: оператор магистральных спутниковых каналов. Ростелеком: национальный оператор дальней связи. Голден Телеком: крупнейший коммерческий оператор связи. Кросна: Мультимедийный сектор Потенциальные клиенты в мультимедийном секторе удовлетворяют следующим критериям:
Наибольшее количество предприятий, удовлетворяющих данным признакам, находятся в следующих отраслях:
Помимо традиционных заказчиков таких как центральные и региональные телерадиокомпании (предоставление сегмента), потребность в услугах спутниковой связи есть у предприятий дистанционного образования (неограниченное количество обучающихся на расстоянии), СМИ (рассылка эл. версий изданий для печати на местах), развлекательные проекты (интерактивные игры, тотализаторы). Центральные государственные каналы вещаются с использованием инфраструктуры государственных сетей распределения телевизионного и радиовещательного сигналов, и не учитываются в данном обзоре. Предоставление ресурса региональным сетям и центральным негосударственным каналам осуществляется в большинстве случаев операторами спутников: Газком и ГПКС. Однако достаточно часто при планировании комплексной реализации проектов региональных распределительных и мультимедийных сетей администрации обращаются в коммерческим операторам и системным интеграторам. На данный момент в РФ создано порядка 30 региональных распределительных сетей телерадиовещания. Помимо увеличения числа региональных сетей телевещания (около 5 сетей в год) и создания на их основе мультимедийных сетей, данный сектор будет развиваться за счет мультимедийных сетей дистанционного образования, СМИ и развлекательных проектов. Финансируемые государством сети дистанционного образования строятся государственными операторами Газком, Кросна и ГПКС. Помимо сетей дистанционного образования, финансируемых государством, строятся коммерческие сети, сети общественных организаций и т.д. Потребность рынка будет меняться в сторону от предоставления спутникового сегмента и оборудования к комплексному решению по строительству мультимедийных сетей. Развитие этой тенденции приведет к объединению продуктов для корпоративного и мультимедийного секторов. Основные индикаторы развития:
Компании, присутствующие на рынке: ГП КС: Газком: Московский Телепорт: Рынок услуг спутниковой связи и прогноз его развития В прессе достаточно часто упоминается, что количество VSAT станций в России определяется как 2000. Однако согласно исследованиям МТ число установленных станций уже перевалило за 2500 и продолжает неуклонно увеличиваться. Причем здесь мы говорим только сегменте приемопередающих земных станций. В эту цифру не входят приемные станции, используемые интернет сервис провайдерами в комбинированных схемах доступа к основной сети интернет, распределительных сетях телерадиовещания и образовательных проектах. Прогноз развития услуг спутниковой связи (млн. руб.) Исследование «Московский Телепорт» *Рынком услуг спутниковой связи мы будет считать услуги связи и вещания, предоставляемые отечественными операторами на коммерческой основе с использованием космического сегмента и оборудования спутниковой связи как отечественного так и зарубежного производства. |