|
|
|
Сергей Капцов: Рынок ВКС стал достаточно богатым, чтобы позволить себе быть просвещенным
О динамике развития российского рынка видеоконференцсвязи и новых направлениях бизнеса рассказал в интервью CNews Сергей Капцов, генеральный директор «АВИКОН Текнолоджис».
CNews: Как вы оцениваете рост объема продаж систем видеоконференцсвязи по итогам 2004 года?
Сергей Капцов: Цифры роста на российском рынке видеоконференцсвязи (ВКС) в общем-то, стабильные – примерно 40%. Последние несколько лет рынок растет достаточно равномерно. Но надо разделять «корпоративную» ВКС и конференцсвязь для массовых покупателей: со скоростью увеличения рынка растет именно корпоративная ВКС. Если два года назад достаточно было появиться одному проекту – и рынок вырастал в разы, то сейчас проекты появляются предсказуемо, наиболее крупные из них разбиты на части. Поэтому рынок растет постепенно – в 2005 году рост рынка «корпоративной» ВКС будет примерно таким же - 40-50%.
Можно отметить, что неотложные задачи крупных корпоративных заказчиков (таких как «Газпром», «Сбербанк» и др.) во многом решены, и начинают появляться проекты в корпорациях меньшего размера. При этом не то чтобы существенно изменился порядок цен на ВКС, но средняя стоимость владения системой с переходом на IP снизилась в полтора раза. С другой стороны – и наши российские компании стали богаче.
Одновременно с этими факторами появился рынок ВКС «для рядового потребителя», это качественные и недорогие софтверные кодеки. И мы вместе с производителями и ведущими операторами будем пропагандировать эти решения. Скажем, уже в самое ближайшее время программа Polycom PVX будет доступна для скачивания и работы в тестовом режиме – продолжительность соединения будет ограничена 5 минутами. Желающие воспользоваться полнофункциональной версией смогут приобрести лицензию за $150. Внедрение у Polycom защиты от бесплатного копирования позволяет нам более активно продвигать это решение. Понятно, что продажа одной лицензии на всю страну - не самый выгодный бизнес.
CNews: Какие тенденции вы могли бы отметить в среде компаний, занимающихся на российском рынке продвижением и внедрением систем ВКС?
Сергей Капцов: Надо сказать, что число игроков на этом рынке сокращается. Не так давно Polycom вычеркнул две компании из числа своих партнеров: он разорвал контракты с NVision Group и «Инкомой», которые не делали необходимых объемов продаж. Сегодня ситуация на рынке такова, что только компании, имеющие в своем продуктовом портфеле сервер ВКС, могут делать «большие» проекты.
Если количество игроков рынка, имеющих прямые контракты, сокращается, то число компаний, хоть каким-то образом вовлеченных в рынок ВКС, стремительно увеличивается. Проектами по видеоконференсвязи стали заниматься не только системные интеграторы, но и инженерные компании. Так, мы реализовали большие проекты с компаниями «Черус» и «Армо Групп», которые занимаются системами инженерного обеспечения, постоянно работаем с компанией «Экопрог». Видеоконференция стала для таких компаний обычным делом.
CNews: Предприятия какого масштаба и каких секторов экономики составляют сегодня основную долю потребителей корпоративных систем ВКС?
Сергей Капцов: Сейчас среди клиентов появляется все больше государственных структур, в том числе – и региональных. Если история ВКС в России начиналась с больших и богатых корпораций, то сегодня видеоконференцсвязью все больше интересуются различные министерства, администрации областей и городов. Но параллельно продолжаются проекты и в крупных компаниях. Построенные системы развиваются, модернизируются, возникает необходимость их распространения на дочерние предприятия (ведь заказчики почувствовали, насколько удобно пользоваться видеоконференцсвязью).
Большие проекты были сделаны нашими партнерами в ГУВД Москвы. Интересно, что если раньше появление каждого нового проекта по внедрению ВКС на российском рынке становилось событием, то сегодня проектов множество, и часть из них остается «за бортом» известности. Появилась новая тенденция: среди заказчиков растет число крупных операторов связи. Операторы связи начинают предоставлять клиентам сервисы на основе ВКС. Ясно, что «Газпром», построив систему видеоконференцсвязи, сам же ее и использует. Но существуют корпорации меньшего размера, которые не могут себе позволить содержать дорогую инфраструктуру, поэтому они будут заинтересованы в том, чтобы обращаться к операторам с просьбой о предоставлении услуг.
Думаю, что доли различных заказчиков в общем объеме рынка ВКС сегодня распределяются следующим образом: глобальные корпорации составляют порядка 30%, 40% рынок получает за счет госструктур, еще 20% - за счет операторов.
CNews: Насколько и каким образом изменились за год требования заказчиков к системам ВКС?
Сергей Капцов: Думаю, что за последние два года требования изменились существенно. Сегодня клиентов не интересуют коробки, им нужны комплексные решения вместе с приложениями. Например, сейчас все больше заказчиков требует, чтобы мы сделали программное обеспечение для управления видеосервером. Другой момент: если раньше заказчикам поставили видеотерминалы – и этого им было уже достаточно, никто всерьез не думал ни про жалюзи, перекрывающие свет, ни про цвет стен, ни про оснащение оптимальными источниками света, то теперь то, что окружает ВКС, становится важным. Те усилия, которые мы прикладывали к тому, чтобы при создании систем ВКС учитывались все вспомогательные аспекты, дают плоды. Рынок стал достаточно богатым, чтобы позволить себе быть просвещенным.
CNews: Насколько велика, по вашим оценкам, емкость сегмента ВКС на отечественном рынке ИТ?
Сергей Капцов: ВКС – это совсем маленькая часть российского ИТ-сегмента. Мы считаем, что один доллар, потраченный на ВКС, означает, что до этого по меньшей мере $5 было потрачено на сетевую инфраструктуру. Поэтому сегмент ВКС в принципе не может претендовать на долю выше 16%, а сейчас она существенно меньше. Российский рынок видеоконференцсвязи – это примерно $30 млн. в год. ВКС – хорошее украшение: зачастую, когда заказчики уже сделали сеть передачи данных, они начинают думать, какие еще приложения будут передавать по этой сети. Сейчас развиваются два направления: передача видеоконтента по IP-сетям и видеоконференцсвязь по IP-сетям. Кроме того, ведется интеграция голосовых приложений, которые продвигают известные телекомуникационные вендоры. Их софт-свичи активно интегрируются с оборудованием ВКС.
CNews: Как развивался бизнес вашей компании в 2004 году?
Сергей Капцов: Все шло достаточно планомерно и предсказуемо. Мы вновь получили подтверждение нашего платинового партнерства с Tandberg, а ближе к концу года АВИКОН стал первым в мире платиновым дистрибьютором Polycom. Наши поставки оборудования ВКС позволили реализовать ряд крупных проектов, бюджет которых составляет миллионы долларов: завершился проект в «Газпроме», в структурах «Связьинвеста», нашими партнерами велись проекты в Правительстве Москвы, ГУВД Москвы, на атомных электростанциях. Шла поддержка проектов, в которых мы участвуем с технической стороны.
В 2004 году мы подписали контракт с компанией Mitsubishi по дистрибуции «видеостен». У нас появились два направления, которые связаны с ВКС весьма опосредовано: это решения Linksys, предназначенные совершенно для другого рынка, стоимость которых составляет от $100 до $200. В течение года мы занимались сертификацией оборудования Linksys и завершили ее.
И еще: мы начали работать с департаментом корпоративных решений Alcatel, став дистрибьютором оборудования этого производителя. Коммутаторы, роутеры и другое оборудование Alcatel, которое мы будем продвигать – это совсем новый для нас рынок. Сейчас этот вендор активизировал свою деятельность на российском корпоративном рынке. Надо сказать, что Alcatel в России вносит серьезный вклад в бизнес всей компании: примерно $1 млрд. из $16 млрд. ее общего дохода. Поскольку их модель развития бизнеса в России совпадает с нашими представлениями, то мы решили начать с ними сотрудничать.
CNews: Вы стали первым платиновым партнером Polycom. Какие требования к вам предъявлял вендор в процессе сертификации?
Сергей Капцов: То, что мы получили эту награду, я считаю огромным достижением компании. Раньше никому из дистрибьюторов не приходило в голову, что можно обращаться за сертификацией к вендору. Программа сертификации Polycom не была рассчитана на то, чтобы дистрибьюторы получали сертификаты. А мы попросили вендора нас сертифицировать. Сегодня мы единственная в России компания, которая является сертифицированным партнером и Tandberg, и Polycom. Мы даем Tandberg 70% их оборота на российском рынке, а Polycom - 70%. Это примерно 1% мирового объема их бизнеса. Но это не потому, что мы «такие хорошие», а потому, что работаем с интеграторами и представляем решения, которые востребованы клиентами.
CNews: Каковы ваши стратегические планы на 2005 год?
Сергей Капцов: Мы будем продолжать развивать направление ВКС. Постоянно тестируя новые решения в этой области, мы стараемся быть в курсе ситуации на рынке. Думаю, через месяц я смогу сказать, кто станет нашим новым партнером в этой области. У нас есть и новые проекты по распространению видеоконтента по IP-сетям на базе ПО Kasenna. Сейчас все больше операторов запрашивает это решение. Идея такова: предложить новые возможности для частных лиц, при этом индивидуальные пользователи со временем станут проводниками этого решения в корпоративный сектор. Получение сертификата на оборудование Linksys дает нам возможность заняться активными продажами этой техники (мы - законопослушная компания, поэтому не продвигали это решение, не имея на него разрешения). О серьезных планах, связанных с развитием бизнеса в плане продвижения оборудования Alcatel, я уже упоминал.
CNews: Спасибо.
|
|