|
|
Антон Бондаренко: Открытость платформы скоро станет неукоснительным требованием со стороны любого заказчикаНа вопросы CNews отвечает Антон Бондаренко, руководитель группы развития бизнеса департамента телекоммуникационных решений компании INLINE Technologies. CNews: Какие тенденции, на ваш взгляд, доминировали в 2004 году на российском рынке системной интеграции? Антон Бондаренко: Не берусь судить обо всем рынке системной интеграции, мне несколько проще говорить о телекоммуникационном сегменте, причем именно о телекоммуникационных решениях, а не о корпоративных системах. Основные тенденции здесь, на мой взгляд, таковы. В целом, конкуренция нарастала в течение 2004 года и продолжает нарастать сейчас. Причем, все большую роль начинает играть технологическая и проектная экспертиза. CNews: Как вы оцениваете динамику информатизации российского телекома в последние годы? Антон Бондаренко: Отрасль телекоммуникаций сама по себе является и высокотехнологичной, и информационной. Вопрос, Однако намечается ряд отличий, связанных с развитием комплексных решений для операционной поддержки (OSS). Внедрение таких решений превращает оператора связи в высокоавтоматизированное производство. Кроме того, на рынке телекоммуникаций происходит консолидация, а подавляющее большинство крупных операторов представляют собой компании с национальным масштабом деятельности, с множеством CNews: Какова ситуация на рынке решений для предоставления дополнительных услуг? Антон Бондаренко: Температура в данном сегменте стремительно повышается. Растет конкуренция между операторами, приток новых клиентов, не охваченных ранее теми или иными услугами связи, крайне ограничен, и рост доли рынка как в случае индивидуальных, так и корпоративных абонентов возможен лишь за счет увода клиентов у своих конкурентов. Ценовая конкуренция в такой ситуации себя быстро исчерпывает, и игроки вынуждены применять специальные маркетинговые приемы, чтобы минимизировать ее негативные последствия. Отсюда, в частности, крайняя запутанность и несопоставимость тарифных планов ведущих мобильных операторов. Среди специалистов по маркетингу на рынке мобильной связи все чаще звучит термин «churn management», означающий в вольном переводе «управление перетеканием клиентов». Все это делает дополнительные услуги не просто дополнительным источником дохода, а ключевым инструментом в конкурентной борьбе. Ситуация на рынке соответствующих решений вполне адекватная и может быть охарактеризована кратко как бум. Все операторы, если уж не проводят конкурсы на поставку решений, то активно изучают эти решения и примеряют их к своей клиентской базе и технологической инфраструктуре. CNews: Какова доля VAS в общей выручке операторов и насколько адекватно внимание, уделяемое данной теме? Антон Бондаренко: По оптимистичным оценкам, она составляет до 1215 процентов. Однако интерес к данной теме растет крайне быстро. Еще два года назад на российском рынке эта тема оставалась практически без внимания, если не считать нескольких отечественных разработок, предназначенных для разворачивания отдельных услуг, например С точки зрения поставщиков решений, сегодня на этом рынке представлены все традиционные производители телекоммуникационного оборудования, а также все столпы Я думаю, что с учетом масштабов зарождающегося у нас на глазах сегмента, можно ожидать в ближайшие годы появления новых крупных игроков на перекрестке миров ИT и телекоммуникаций. CNews: Какова роль стандартов в данном сегменте рынка? Антон Бондаренко: Роль стандартов объективно крайне высока в телекоме. Однако в области дополнительных услуг ситуация не так однозначна. Концепция интеллектуальной сети так и не была реализована в полном объеме. На рынке представлено множество совершенно закрытых для интеграции и модификации вертикальных решений. В то же время несколько отраслевых консорциумов предлагают спецификации прикладного уровня, включая усилия OSA Parlay, JAIN SLEE, CAMEL, 3GPP и других. Все они в той или иной мере наследуют и развивают основные черты рекомендаций На мой взгляд, удачный стандарт в данной сфере должен решать две задачи. CNews: Какую роль видит INLINE Technologies, как системный интегратор, для себя на этом рынке? Антон Бондаренко: Как и другие компании, работающие на рынке, мы стараемся быть адекватными запросам наших клиентов. Компания существенно укрепила свои позиции в области разработки и проектирования решений, а также в части управления проектами. Мы расширяем круг поддерживаемых продуктовых и технологических специализаций. Но главное, мы стремимся стать источником инноваций для наших заказчиков. На наш взгляд, это единственный путь к успеху для компании, предоставляющей технологические услуги в области телекоммуникаций. Это означает, что мы должны осваивать новые перспективные технологии с некоторым опережением. Такая постановка задачи существенно меняет организацию работы технологических подразделений компании и требует выделения дополнительных ресурсов в инвестиционном режиме. CNews: В чем отличия с точки зрения внедрения прикладных телекоммуникационных решений от, скажем, магистральных сетей или биллинговых систем? Антон Бондаренко: Такие решения стоят на границе между сетью оператора связи и Разработка телекоммуникационных приложений объединяет сложности обеих разновидностей. Однако недостаточно владеть указанными видами экспертизы необходима некоторая специализированная методология согласования решения с обеими подсистемами оператора связи. Мы активно разрабатываем такую методологию. Возвращаясь к вопросу о стандартах, замечу, что как раз для решения данной задачи наличие хороших апробированных архитектурных концепций является весьма существенным подспорьем. CNews: Насколько оператор становится зависим от Антон Бондаренко: Еще раз вернусь у вопросу о стандартах. Предыдущее уходящее поколение прикладных технологий было представлено закрытыми и неадаптивными решениями. Для малейших модификаций, например для добавления элемента в меню системы IVR IVR (Interactive Voice Response система интерактивного голосового взаимодействия), требовалось вмешательство поставщика системы. Современные системы, особенно продвигаемые независимыми компаниями, предоставляют в распоряжение заказчика удобные инструменты разработки приложений. Вопрос о привлечении системного интегратора приобретает исключительно экономический характер: что выгоднее, постоянно содержать собственную команду или привлекать специалистов со стороны. В любом случае выбор за оператором. У меня есть стойкое убеждение, что открытость платформы скоро станет неукоснительным требованием со стороны любого заказчика. CNews: Как повлияет развитие технологий VAS на развитие рынка телекоммуникаций? Антон Бондаренко: Нас всех ждет множество сюрпризов со стороны поставщиков телекоммуникационных услуг. Часто будем удивляться, насколько быстро мы будем привыкать к некоторым услугам, которые еще вчера казались нам совершенно фантастическими. На рынке будет размываться специализация по видам связи (фиксированная или мобильная). В то же время будет все четче прослеживаться эшелонирование операторов по критерию взаимодействия с абонентом компании будут делиться на поставщиков услуг, непосредственно взаимодействующих с абонентами, и на поставщиков технологической инфраструктуры. Кроме того, активно будет развиваться сегмент контент- и CNews: Каковы планы компании по развитию бизнеса в 2005 году? Антон Бондаренко: Частично я уже ответил на этот вопрос, говоря о роли нашей компании на рынке. К этому следует добавить, что в прошедшем году деятельность компании была реструктурирована, были выделены департаменты телекоммуникационных и корпоративных решений. Мы активно обновляем портфель решений и развиваем новые технологии. Такая специализация обусловлена различиями в стратегии компании на указанных сегментах рынка, которые в свою очередь вызваны различиями в задачах системного интегратора при внедрении решений в указанных сегментах. Среди стратегических задач в области развития продуктов, стоящих перед нами, можно выделить развитие направлений систем операционной поддержки, платформ доставки сервисов и беспроводные технологии связи. CNews: Спасибо. |