|
|
|
Тагир Яппаров: Стратегии ведущих игроков смещаются в сторону развития высокомаржинальных сервисов
Интервью CNews дал Тагир Яппаров, председатель cовета директоров компании «АйТи».
CNews: Какие события, произошедшие на российском рынке ИТ в 2004 году, вы могли бы назвать ключевыми? Какие тенденции здесь доминировали?
Тагир Яппаров: Непосредственно в ИТ-отрасли в прошедшем году, с моей точки зрения, произошло несколько интересных событий, которые не могли не отразиться на рыночной ситуации. Безусловно, прежде всего, я имею в виду достижение договоренностей о поглощении PeopleSoft корпорацией Oracle. Фактически, эта сделка знаменует собой завершение консолидации крупнейших игроков на рынке делового ПО и образование «большой тройки» производителей управленческих ИТ-систем: SAP AG, Oracle, Microsoft Business Solutions.
Кроме того, я бы отметил смещение акцента в стратегиях ведущих игроков рынка в сторону развития новых высокомаржинальных сервисов. В этой области к знаковым событиям я бы отнес продажу IBM своего бизнеса по производству ПК с целью концентрации на рынке ПО и сервисов.
Если говорить о рыночных тенденциях в мировой ИТ-индустрии, пожалуй, я бы отметил следующие: превалирование бизнеса над технологиями в процессе рыночного развития, укрупнение игроков и конвергенция ИТ- и сопредельных рынков.
Что касается российского ИТ-рынка, в частности, сегмента системной интеграции, на котором мы и работаем, то здесь я бы выделил наступление качественно нового этапа в развитии государственных программ в области ИТ, динамичный рост спроса на услуги аутсорсинга и в целом сервисные услуги, выход на новый этап в развитии корпоративных информационных систем (их тиражирование на различные подразделения холдинговых структур), более четкую отраслевую специализацию предлагаемых решений и услуг.
Еще один важный момент, во многом определяющий будущее нашего рынка, укрупнение существующих ИТ-компаний, обусловленное, прежде всего, тем, что для клиентов сегодня важным показателем становится то, с кем они работают. В том числе не последнюю роль при выборе партнера играют такие вещи, как имидж компании-поставщика ИТ-услуг и объемы ее бизнеса.
CNews: Какого резонанса вы ожидаете от принятия правительством концепции развития ИТ-отрасли? Смогут ли меры, предусмотренные этой концепцией, действительно стать рычагом, поднимающим отрасль?
Тагир Яппаров: На мой взгляд, работа, которая была проделана, помогла привлечь внимание общества, власти и предпринимателей к проблемам ИТ-бизнеса и тем перспективам, которые ИТ-отрасль способна открыть перед страной. Впервые ИТ-индустрия была названа одной из системообразующих отраслей российской экономики.
Очевидно, что в краткосрочной перспективе можно ожидать решения ряда вопросов, связанных с созданием адекватной законодательной базы, в том числе с единым социальным налогом (ЕСН), а также созданием технопарков. Снижение ставки ЕСН, который в добывающих отраслях не превышает 10% от прибыли, а в ИТ-отрасли может достигать 70%, позволило бы ИТ-компаниям направить изымаемые сегодня из прибыли средства на инвестиции в новые продукты и услуги, в технологическое развитие. А это, в свою очередь, первый шаг на пути повышения нашей конкурентоспособности на мировом рынке.
В долгосрочной стратегической перспективе концепция «обещает» решить такие основополагающие для нашей отрасли вопросы, как подготовка квалифицированных кадров, развитие научной школы, создание благоприятного инвестиционного климата для ИТ-компаний. Безусловно, «быстрого» резонанса от действий в этих направлениях ожидать нельзя. Эти процессы займут даже не годы, а целые десятилетия.
Вместе с тем, на мой взгляд, предусмотренные концепцией меры могут стать лишь одним из рычагов развития ИТ-отрасли. Нельзя рассчитывать только на правительственную программу. Есть ряд задач, которые могут решить только сами участники ИТ-рынка, заказчики, а также общее улучшение экономического климата в нашей стране, промышленный рост и общество в целом.
CNews: Как вы оцениваете перспективы развития в России сети технопарков? Какие условия должны быть соблюдены для того, чтобы, например, ваше подразделение по разработке ПО вошло в московский технопарк?
Тагир Яппаров: Технопарки хорошо зарекомендовали себя в целом ряде стран, играющих заметную роль на мировом ИТ-рынке: в США, Индии, Израиле, Ирландии. Только на территории Западной Европы сегодня функционирует более 250 ИТ-технопарков. Концентрируя людские, производственные и финансовые ресурсы, предоставляя необходимую инфраструктуру, технопарки служат своего рода точками роста высокотехнологичного производства. Поэтому я не вижу причин, почему бы нам не «перевести» в технопарки те подразделения группы «АйТи», бизнес которых связан с разработкой как наших собственных продуктов, так и заказного программного обеспечения для внутреннего рынка и на экспорт.
Пожалуй, ключевое условие в данном случае если технопарки будут выполнять свою основную функцию и создаваться как форма организации адресной государственной поддержки развития отечественной ИТ-отрасли. Эта поддержка может быть выражена в создании адекватной нормативно-правовой базы, специального фискального режима (в отношении ЕСН) для компаний-участниц технопарка и предоставлении им экспортно-импортных льгот, содействии в привлечении венчурных инвестиций и так далее. Ну и, безусловно, необходимо наличие соответствующей социальной, коммуникационной и инженерной инфраструктуры.
CNews: Как бы вы оценили темпы роста российского рынка интеграции в контексте динамики мирового рынка ИТ-сервисов?
Тагир Яппаров: В целом, мировая тенденция состоит в том, что рынок ИТ-сервисов растет опережающими темпами, по сравнению с другими сегментами ИТ-рынка. Причем, не только в прошедшем году эта тенденция сохраняется на протяжении уже нескольких лет. Если говорить о России, то у нас темпы роста рынка ИТ-сервисов определенно будут выше, чем на мировом рынке. Связано это, на мой взгляд, с двумя причинами. Во-первых, в рамках общемировых тенденций потребление сервисов растет быстрее, чем потребление сырья. Во-вторых, рост российского рынка в течение довольно длительного периода обеспечивался преимущественно за счет поставок оборудования и ПО. Сегодня же, когда рынок в значительной степени «насытился» потреблением продуктов и «железа», формируется быстрорастущий спрос на сопутствующие услуги и сервисы.
Если говорить о нашей компании, сервисные направления нашей деятельности уже сегодня показывают существенный рост. В целом же по рынку, рост сегмента ИТ-сервисов я бы оценил в 3040%, тогда как рынок продуктового потребления не больше 2025% в год.
CNews: Как, на ваш взгляд, изменилась в 2004 году структура потребления ИТ-услуг на российском рынке? На какие сервисы наблюдался наибольший спрос?
Тагир Яппаров: На мой взгляд, продолжается процесс постепенного приближения структуры отечественного ИТ-потребления к мировым стандартам. Иными словами, акценты потребления смещаются в сторону различных сервисных услуг, таких, как аутсорсинг. Пока что речь идет об аутсорсинге достаточно простых ИТ-функций, как, например техническая поддержка ИС. Но, тем не менее, сегодня уже можно сказать, что эта услуга перешла из фазы «модной идеи» в фазу реальных проектов. «АйТи», например, за прошедший год заключила целый ряд контрактов в области аутсорсинга поддержки инфраструктуры ИС, а также аутсорсинга проектных групп. Также хотелось бы отметить рост доли сложных комплексных проектов в общем объеме потребления и в целом их укрупнение. В частности, сегодня уже можно сказать, что рынок КИС в нашей стране наконец-то входит в «реальную» фазу развития, когда уже есть примеры успешных внедрений.
В последнее время многие компании активно переходят к централизации управления: стандартизации процессов, централизации систем и т. д. И сегодня в этом процессе многие из них подошли к этапу тиражирования проверенных в центре решений и стандартов на филиалы. Этот процесс характерен для крупных территориально-распределенных компаний и касается не только ИТ-систем, но и корпоративных стандартов, в том числе и в области бизнес-процессов. Если говорить конкретно об ИТ-системах, то простое многократное повторение процесса внедрения системы в нескольких местах оказывается, во-первых, очень дорогим. Во-вторых, простое повторение процесса внедрения системы ведет к постепенной деградации ее в будущем. Ведь какова традиционная модель консультанты приезжают, настраивают систему, обучают персонал и возвращаются домой. А после этого на местах меняется персонал, теряются навыки, и через некоторое время работоспособность системы падает. Проблема в том, что традиционный подход к созданию решения по поддержке бизнес-процессов не обеспечивает непрерывности поддержки. Поэтому мы, основываясь на своем опыте реализации крупных территориально распределенных проектов, разработали собственное «ноу-хау» в области тиражирования информационных систем. Ключевые его составляющие диверсифицированный подход к формированию проектных команд и обучению пользователей, ну и, конечно же, активное использование локального ресурса, которые приводят к снижению стоимости таких проектов без потерь качества.
Одним из важнейших, с моей точки зрения, направлений развития отечественного рынка корпоративных ИТ-систем в России на сегодняшний день является его более четкая отраслевая специализация. Подавляющее большинство крупных отечественных предприятий в настоящее время находится на том этапе, когда акценты в использовании ИТ смещаются в сторону решения задач управления производством и автоматизации специфических для конкретной отрасли процессов. Очевидно, что данная тенденция серьезным образом сказывается на требованиях, предъявляемых к поставщикам ИТ-услуг и решений и, по большому счету, формирует совершенно новую рыночную и конкурентную ситуацию. Стремясь соответствовать тем требованиям, которые к ним сегодня предъявляют заказчики, игроки корпоративного ИТ-рынка активно развивают вертикальную экспертизу, создают специализированные решения для конкретных отраслей. С моей точки зрения, этот факт является очевидным признаком «взросления» отечественного ИТ-рынка и означает его переход на новый качественный этап развития.
CNews: Как вы оцениваете угрозу повышения уровня конкуренции со стороны иностранных компаний-интеграторов в ближайшие годы? Рассматривают ли в «АйТи» это как фактор?
Тагир Яппаров: Безусловно, анализируя тактические и стратегические риски, мы учитываем и фактор наличия конкуренции со стороны иностранных компаний. С другой стороны, наиболее серьезные и крупные компании, которые можно отнести к системным интеграторам, присутствуют на российском рынке достаточно давно. Это консалтинговые компании или консалтинговые подразделения крупнейших корпораций, таких, как НР, Siemens, Accenture и прочие, регулярно занимающие первые строчки в рейтинге интеграторов в США. Они активно присутствуют не только в России, но и в странах СНГ, выполняют крупные проекты национального масштаба и для крупных корпоративных заказчиков.
Между тем, наш опыт работы показывает, что в выполняемых ими на территории нашей страны проектах всегда есть место и для российских интеграторов.
Вторая группа «иностранцев» это производители программного обеспечения, например, SAP AG или IBM. Опять же практически все проекты, реализуемые этими корпорациями в России, ведутся при участии российских партнеров. Мы сами работаем в большом числе проектов, генеральным подрядчиком по которым выступают транснациональные компании-интеграторы. Безусловно, у международных компаний есть своя доля рынка. При этом очевидно, что еще довольно долго они будут использовать ресурсы, экспертизу и помощь российских компаний. Кроме того, ни одна западная компания равно как и российская не может объять абсолютно все технологические направления. Соответственно, для российских компаний остается довольно широкий пул клиентов и технологий, по которым западные корпорации российским компаниям не составляют конкуренции.
Что касается выхода на российский рынок западных классических интеграторов, то, на мой взгляд, в ближайшие годы ожидать его не стоит. Скорее всего, освоение этими компаниями российского рынка будет происходить постепенно. Более того, наиболее вероятный при этом сценарий, как мне кажется, покупка отечественных игроков, либо создание совместных предприятий с российскими системными интеграторами.
CNews: Каковы в целом итоги 2004 года для компании «АйТи»? За счет каких проектов преимущественно увеличивались оборот и прибыль?
Тагир Яппаров: По итогам 2004 г. оборот группы компаний «АйТи» составил порядка $74 млн., что почти на 40% выше показателя 2003 года.
Безусловно, существенный вклад в рост объемов бизнеса компании внесли наши инфраструктурные проекты, в частности, связанные не с поставкой компьютерной техники и оборудования, а с созданием сложных территориально распределенных решений, как то построение распределенных корпоративных сетей с использованием телекоммуникационных решений, систем связи, хранилищ данных и пр.
Еще одно «звездное» направление услуги в области ИТ-аудита и консалтинга. Особенно хотелось бы отметить аудит и консалтинг по информационной безопасности, в сфере управления персоналом, в том числе консалтинг, связанный с автоматизацией процессов кадрового менеджмента.
Кроме того, в числе лидеров роста прошлого года я бы назвал наши услуги по аутсорсингу технической поддержки и сопровождения информационных систем, а также аутсорсингу проектных команд. Оба этих направления появились в «АйТи» относительно недавно, но уже сегодня показывают неплохую динамику роста. Так, в рамках услуги по аутсорсингу проектных команд, запущенной в начале прошлого года, уже сегодня мы принимаем участие в нескольких проектах тиражирования ERP-систем для крупнейших отечественных холдингов.
Нельзя не отметить и нашу практику в сфере автоматизации предприятий нефтесбыта. В 2004 г. это направление не только показало отличные темпы роста, но и стало одним из самых быстроразвивающихся в компании. В частности, в прошлом году мы приступили к реализации двух очень крупных проектов для ТНК-Украина и НК «Альянс».
CNews: Есть ли в планах «АйТи» реорганизация в публичную компанию? Сегодня все большее количество компаний заявляют о намерении выхода на IPO…
Тагир Яппаров: Как один из акционеров компании, я считаю, что на сегодняшнем этапе развития рынка IPO сервисной компании, каковой, по сути своей, и является системный интегратор, не даст адекватной оценки нашего бизнеса. И в краткосрочной перспективе мы в основном ориентируемся на привлечение стратегического инвестора. На Западе адекватная оценка системных интеграторов обусловлена, прежде всего, наличием долгосрочных и многомиллионных сервисных контрактов с крупными потребителями ИТ-услуг. В России такой ситуации пока нет, что снижает интерес массового инвестора и негативно влияет на оценку компании на рынке. Хотя нельзя исключить, что через несколько лет ситуация изменится и выход на IPO будет более предпочтительным вариантом привлечения инвестиций в компанию «АйТи».
CNews: Какие задачи стоят перед компанией на 2005 год? Каковы целевые ориентиры по росту выручки?
Тагир Яппаров: Планы наши достаточно амбициозны: рост быстрее рынка и в целом увеличение доли компании на рынке. В цифровом выражении, мы рассчитываем, что в 2005 г. оборот компании увеличится не менее чем на 30%.
Что касается других задач, то наши планы по развитию бизнеса включают в себя увеличение доли услуг в обороте компании. Прежде всего, за счет дальнейшего развития направления аутсорсинга и развития новых консалтинговых услуг. В частности, консалтинга в области CRM, на который со второй половины прошедшего года ощущается растущий платежеспособный спрос со стороны заказчиков. Также, в планах дальнейшее развитие технологических экспертиз по решениям наших стратегических вендоров, в числе которых Microsoft, Oracle, SAP AG и многие другие.
Если говорить о региональном развитии компании, то за прошедшие несколько лет «костяк» филиальной сети мы сформировали. Таким образом, в дальнейшем мы планируем качественное, а не количественное ее развитие, иными словами, первоочередная задача на ближайшие годы повышение эффективности регионального бизнеса, создание мощных экспертных ресурсов в регионах, развитие сервисного направления в регионах. То же самое касается нашего присутствия в странах СНГ прежде всего, в Украине и Казахстане.
Ключевая же задача для всей группы компаний повышение эффективности бизнеса и постоянное развитие технологической и отраслевой экспертиз компании.
CNews: Спасибо.
|
|