|
|
Евгений Шаблыгин: Через три года в России, наконец, возникнет настоящий рынок «интеграции»На вопросы CNews отвечают Евгений Шаблыгин, президент компании «Инфосистемы Джет», и Илья Трифаленков, директор Центра информационной безопасности «Инфосистемы Джет». CNews: Какие факторы, на ваш взгляд, определяли развитие российского рынка интеграции в 2004 году? Евгений Шаблыгин: Главным фактором, как и в 20022003 годах, оставались высокие цены на нефть. 2004 год одна из «тучных фараоновых коров». Свободные денежные средства позволяют компаниям вкладываться даже в те отрасли (подобные информационным технологиям), которые не стали в России пока еще (я оптимист надеюсь, что станут) системообразующими. CNews: Как вы оцениваете перспективы проекта правительства по созданию технопарков? При каких условиях в этом направлении можно достичь успеха? Евгений Шаблыгин: Так же, как 5 лет назад оценивал перспективы «Электронной России». Очередной бессмысленный проект, без четко поставленных целей, сроков и критериев исполнения. Способ «освоить» небольшие свободные государственные средства нескольким «приближенным» компаниям. Ни при каких условиях этот проект не достигнет успеха с точки зрения полезности для страны или отрасли в целом. Единственный возможный позитивный эффект некоторое количество нефтяных денег перейдет в руки частных компьютерных фирм, и CNews: В 2004 году была утверждена концепция развития Евгений Шаблыгин: Ожиданий никаких. Информационные ткхнологии это средство. Если есть объективная необходимость в их использовании они будут использоваться и развиваться вне зависимости от концепций. Если такой необходимости нет никакие концепции не помогут. Взгляните на нашу промышленность. Есть CNews: Повлияла ли на проекты «Инфосистем Джет» в госсекторе административная реформа? Евгений Шаблыгин: Федеральные проекты как не шли, так и не идут. А региональные (те, которые действительно востребованы), как шли, так и идут. Как говорил Петр Первый, «нужда челобитчик неотступный». Поскольку в отличие от многих компаний в отрасли мы не работаем «на полку», а решаем реальные задачи, у нас всегда есть, чем заняться. CNews: Как бы вы оценили положение на рынке интеграции? Многие компании перепозиционируют себя в консультантов… Оправданно ли это, на ваш взгляд? Отмечаете ли вы заметный рост за прошедший год консалтинговой составляющей инфраструктурных проектов? Евгений Шаблыгин: Я думаю, года через три в России, наконец, возникнет настоящий рынок «интеграции». Квалификация уже не 35, а нескольких десятков российских компаний вплотную подходит к тому порогу, за которым начинается реальная интеграция (а не способность включить большой железный ящик в розетку и установить CNews: На Евгений Шаблыгин: «Джет» нишевой игрок. Процесс слияний и поглощений пока наметился только в секторе, в котором действует много компаний, занимающихся сходным бизнесом с однородной продукцией. В нашей нише компаний мало, а составляющая know how достаточно значительна. Это, CNews: Достаточно ли вам ресурсов для развития в условиях все возрастающей конкуренции? Планируются ли заимствования и если да, то в какой форме? Евгений Шаблыгин: Финансовых ресурсов хватает. Главный дефицит качественные кадры и свежие идеи. Вот и тех, и других мы охотно позаимствовали бы. CNews: Насколько активно вы развиваете направление аутсорсинга Евгений Шаблыгин: Не очень понятен вопрос. Как потребители услуг, мы «аутсорсим» очень многие функции. Как продавец своих услуг, мы берем на себя те функции, которые составляют основу нашего бизнеса (например, проектирование и поддержку информационных систем). Я бы поостерегся говорить о приоритетности этого сектора на западе там четко виден баланс. Что же касается «российского заказчика», то учитывая более чем двадцатилетнее идеологическое отставание российского рынка (в нашем сегменте, разумеется) от мирового, говорить о параллелях вообще считаю преждевременным. CNews: По оценкам ваших коллег, продажи на рынке защиты информации достигли 170 млн. долл., а в 2005 году этот показатель составит 230 млн. Вы согласны с этими цифрами? Илья Трифаленков: Это сильно зависит от методики подсчетов. В целом соглашаясь с цифрами за 2004 год, мы придерживались бы более скромных оценок в 210220 млн.долл. в наступившем году. Есть, правда, фактор расширения рынка за счет слияния технологий информационной безопасности и классической защиты объектов. Сегодня на рынке все чаще спрашивают системы безопасности информационных ресурсов, интегрированные с системами доступа и видеонаблюдения. Понятно, при добавлении этих компонент объем рынка возрастет радикально. CNews: Насколько активно российские поставщики решений в сфере информационной безопасности осуществляют сертификацию своих продуктов в соответствии со стандартом 154082002, вступившим в силу в начале 2004 года? Какова стратегия «Инфосистем Джет» в этом вопросе? Илья Трифаленков: В целом, темпы сертификации по новым стандартам невысоки. Это связано с непроработанностью процедур и «правил игры». Сегодня компания должна быть достаточно опытной в области ISO 15408, чтобы решиться на сертификацию. Поскольку наш опыт достаточно велик, мы такие действия проводим и в этом году сертифицируем все наши решения с использованием нового стандарта. А дальше, как всегда, процесс будет понемногу отлаживаться, и новый стандарт будет входить в повседневную практику. CNews: Насколько российские продукты в сфере ИБ востребованы сегодня рынком в контексте активного продвижения продуктов западных поставщиков? Как вы оцениваете риски отечественных разработчиков средств защиты информации в случае предполагаемого вступления России в ВТО? Похоже, что в отличие от автомобилестроителей эти компании защищать не будут… Илья Трифаленков: В отличие от автомобилестроителей, российские CNews: Насколько вырос оборот компании в 2004 году? За счет каких проектов удалось обеспечить этот рост? Евгений Шаблыгин: Примерно на треть. Невозможно выделить отдельные проекты. В отличие от многих «монокультурных» компаний, прорывы которых связаны с CNews: Какая доля вашего оборота приходится сейчас на поддержку и сопровождение систем, по сравнению с продажей новых продуктов? Евгений Шаблыгин: Заметная, и она растет. Это приятно. CNews: Какие задачи ставит перед собой компания на 2005 год? Евгений Шаблыгин: Планируем расти дальше. CNews: Спасибо. |