|
|
|
Леонид Винокуров: «Длина отношений» между заказчиком и исполнителем является интегральным и объективным показателем качества ИТ-услуг
На вопросы Cnews отвечает Леонид Винокуров, заместитель председателя Управляющего совета «ТехноСерв А/С».
CNews: Какие тенденции, на ваш взгляд, доминируют в настоящий момент на отечественном рынке ИТ-консалтинга и шире ИТ-услуг? Какие факторы, по вашим оценкам, стимулировали отмечаемый экспертами его бурный рост в последние годы?
Леонид Винокуров: Действительно, эксперты считают услуги наиболее динамично развивающимся сегментом российского ИТ-рынка. Для консалтинга, который, наряду с инсталляцией, сервисной поддержкой, оптимизацией решений и обучением, относят к данному сектору, это тоже справедливо. В основе этой тенденции лежат вполне понятные причины.
Первой из них является беспрецедентный рост всего российского рынка информационных технологий, который стимулируется как традиционно высоким спросом в нефтегазовом комплексе, финансовом секторе и отрасли связи, так и возрастанием активности в государственном секторе. Причем основной рост обеспечивают крупные и комплексные проекты. Например, принципиально меняются запросы со стороны государства самого крупного заказчика на российском ИТ-рынке. Появляются новые концепции использования ИТ в органах государственной власти, например, такие, как «электронное правительство», и как следствие от традиционной закупки компьютеров интерес смещается в сторону сложных проектных решений. Реализация таких решений не сводится только к выбору и соблюдению определенных стандартов, а требует глубокой экспертизы, искусства проектирования, что и обеспечивает постоянно растущий спрос на консалтинговые услуги.
Вторая причина связана с изменением подходов заказчиков к использованию ИТ-бюджетов, которые с каждым годом становятся все жестче. Все больше заказчиков стремятся выносить за контуры своих организаций те направления деятельности, которые не входят непосредственно в их производственную или бизнес-активность, все больше заказчиков хотят минимизировать свои риски и оптимизировать затраты на ИТ. И все чаще оказывается, что для выполнения таких работ, как точечный консалтинг, объемные ИТ-услуги, аудит, сервис и т.п., эффективнее нанять профессиональных консультантов, нежели держать разноплановых и дорогостоящих специалистов в рамках своего штата.
Наличие постоянно растущего платежеспособного спроса на консалтинговые услуги рождает предложение. В условиях, когда маржа в бизнесе, связанном с поставками аппаратного обеспечения, падает, а услуги по консалтингу продолжают иметь высокую рентабельность, оказывается вполне естественным, что многие участники ИТ-рынка проявляют интерес к этому бизнесу и инвестируют средства, причем весьма существенные, в развитие соответствующих направлений своей деятельности.
Во всем мире сегодня степень участия привлеченных консультантов в подготовке, разработке и реализации ИТ-проектов совершенно официально считается показателем уровня технологической зрелости той или иной компании, отрасли или даже страны. Поэтому можно сказать, что рост потребления ИТ-услуг и увеличение доли консалтинговой составляющей в ИТ-бюджетах отечественных компаний свидетельствуют о том, что российский рынок становится все более цивилизованным.
CNews: Наблюдаете ли вы рост профессионализма сотрудников, принимающих участие в консалтинговых проектах со стороны существующих и потенциальных заказчиков?
Леонид Винокуров: Реализацию любого ИТ-проекта можно сравнить с возведением моста, который, как известно, строится с двух сторон. Это тем более справедливо для консалтинговых проектов, в которых вместе с командой исполнителя обязательно должна работать команда со стороны заказчика.
Консультанты приносят в проект знания о новых технологиях, продуктах и методиках, опыт удачных и неудачных проектов, свежий взгляд на проблему все то, чего ни одна из внутренних команд не может иметь. Вместе с тем, никто лучше и глубже специалистов заказчика не знает положения дел на предприятии и не сможет обеспечить привязку предлагаемых решений к практике работы конкретного заказчика. Поэтому в консалтинговых проектах так важна заинтересованная, активная и, конечно, квалифицированная позиция внутренней команды, что очень хорошо понимают заказчики, уделяя должное внимание росту профессионализма своих сотрудников.
Следует иметь в виду еще и тот факт, что российские заказчики, опасаясь ситуации зависимости от внешних консультантов, пока достаточно сдержанно относятся к их услугам. Это тоже вынуждает заказчиков держать у себя специалистов, которые разбираются в соответствующих технологиях и могут хотя бы контролировать ход подобных проектов. Хотя, повторюсь, правильная функция заказчика в консалтинговом проекте не контроль и надзор, а активное и заинтересованное участие.
Все эти факторы с очевидностью приводят к значительному возрастанию как профессионализма сотрудников заказчиков, так и требовательности с их стороны к уровню услуг внешних консультантов. Мне эта тенденция нравится. Когда имеешь дело с компетентными людьми, когда можешь говорить с ними на одном языке, когда видишь их способность продвигать внутри своей организации новые решения, это уже очень много значит для успеха консалтингового проекта.
CNews: Как вы оцениваете динамику спроса на услуги внешних консультантов среди российских компаний? Какие направления развиваются наиболее стремительно?
Леонид Винокуров: Рынок консалтинговых услуг России пока находится на стадии становления, но, тем не менее, уже сегодня можно говорить о формировании трех основных его направлений. Это, в первую очередь, управленческий консалтинг, т.е. сервисы, связанные с разработкой методологий, постановкой бизнеса, оптимизацией бизнес-процессов, стратегическим планированием. Кроме того, это консалтинг в области разработки приложений, в первую очередь, таких, как ERP, OLAP, электронный документооборот. И, наконец, это «классический» ИТ-консалтинг, под которым понимается совокупность сервисов, связанных с проектированием, поставкой, запуском и поддержкой решений в области вычислительной и сетевой инфраструктуры.
Я буду придерживаться этой классификации, понимая некоторую ее условность, впрочем, как и самого термина консалтинга, по поводу которого споры ведутся уже не первый год.
Говоря об управленческом консалтинге, в качестве наиболее востребованной услуги я бы выделил стратегический консалтинг, который обеспечивает высшее руководство компании инструментами планирования и управления стратегией развития бизнеса. Достаточно большое количество консалтинговых проектов связано с темой бюджетирования, находящейся сейчас в фокусе внимания бизнес-консультантов. Ну и, конечно, нельзя не упомянуть те темы, которые востребованы постоянно консалтинг в области различных областей корпоративного управления, финансирования, налогового учета и т.д.
По направлению прикладного консалтинга, безусловно, самая востребованная, самая «горячая» тема ERP-консалтинг. Почему? Да потому, что сегодня наибольший спрос заметен в области решений внутренних управленческих задач предприятия, повышения эффективности его бизнеса, а ERP-система является, по сути, ядром информационной системы предприятия, обеспечивающей его бизнес. В то же время наблюдается заметный интерес к услугам консультантов по внедрению систем электронного документооборота и интеграции приложений.
В ИТ-консалтинге по понятным причинам постоянно востребованы услуги в области обеспечения непрерывности функционирования корпоративных приложений и информационной безопасности. Относительно новыми, но очень перспективными темами являются разработка ИТ-стратегий, аудит ИТ-систем, выработка корпоративных стандартов в области ИТ, экспертиза проектной документации. Значительно вырос спрос на консультационные услуги в области организации работы ИТ-служб предприятия. Это связано, в частности, с тем, что многие предприятия находятся в настоящее время уже на второй, а некоторые и на третьей «волне автоматизации». Они уже построили крупные информационные системы, накопили опыт промышленной эксплуатации сложных ИТ-решений, на собственном примере поняли «завязанность» бизнеса на информационных технологиях и потому подходят к проблемам организации работы ИТ-служб более осознанно и серьезно. Думаю, что в ближайшем будущем заказов на работы такого класса будет появляться все больше и больше.
CNews: Какие направления консалтинговых услуг в сфере ИТ вы развиваете сейчас наиболее активно? Планируете ли в ближайшее время освоить какие-либо новые области?
Леонид Винокуров: Все три направления консалтинга, о которых я говорил, в «ТехноСерв А/С» развиваются активно и динамично. Мы исходим из того, что это нужно нашим заказчикам, и что это работает на благо нашей компании.
Здесь трудно выделить какие-либо приоритеты. И, тем не менее, все-таки больше внимания мы стремимся уделять новому для нас направлению управленческого консалтинга, считая его стратегически важным.
Что касается ИТ-консалтинга, особый акцент в работе мы делаем на развитие аудита информационных систем. На мой взгляд, аудит это необходимый этап любого проекта, предполагающего оказание услуг. Даже если речь идет, например, о поставке новой серверной группы, все равно необходимо обследовать существующую серверную инфраструктуру, понять, совместимы ли старые и новые системы, определить, как именно будут распределены основные и обеспечивающие функциональные задачи и т.д.
Со стороны заказчиков есть устойчивый спрос на самые разные виды аудита, практически по всему спектру предоставляемых услуг системной интеграции, включая построение центров обработки данных, создание сетевой инфраструктуры, обеспечение информационной безопасности, развертывание сложных приложений, организацию процессов управления ИТ-службами. По всем этим направлениям нам заказывают аудит. Вероятно, актуальность этой услуги со временем будет только возрастать.
CNews: По каким критериям, на ваш взгляд, следует оценивать качество предлагаемых сервисов?
Леонид Винокуров: Качество, как известно, хорошо оценивать количеством. Достаточно очевидной оценкой любого ИТ-сервиса является его экономическая эффективность. Однако получить точные цифры, описывающие экономическую эффективность внедрения даже комплексного ИТ-решения это уже крайне непростая задача. Эффективность работы ИТ-консультанта тем более с трудом поддается точным расчетам эти услуги подчас невозможно строго отделить от других элементов ИТ-проекта. Поэтому, помимо подобных критериев, очень важны критерии, которые не связаны со стоимостными и финансовыми показателями, например, такие, как достижение целей законченного проекта, степень удовлетворенности заказчика.
Если заказчик видит реальные результаты проекта, с большой степенью вероятности он будет сотрудничать с этим исполнителем долгие годы. И в этом смысле «длина отношений» между заказчиком и исполнителем является интегральным, достаточно взвешенным и объективным показателем качества оказания ИТ-услуг.
CNews: Какие наиболее масштабные и интересные консалтинговые проекты были реализованы «ТехноСерв А/С» в 2004 году?
Леонид Винокуров: Прошедший год с точки зрения консалтинга для «ТехноСерв А/С» был очень успешным, потому что в этом году нам удалось впервые «накрыть» полностью весь спектр консалтинговых решений.
Традиционно много мы работали в рамках крупнейшего в России ERP-проекта ОАО «РЖД», причем это были работы как в области прикладного консалтинга создание системы бюджетирования и системы управления ключевыми показателями активности, так и в области ИТ-консалтинга проектирование отказоустойчивой вычислительной платформы для функционирования приложений финансово-экономического блока ОАО «РЖД».
Очень значима для нас серия проектов по оптимизации и моделированию процессов бухгалтерского и налогового учета ОАО «ФСК ЕЭС», которые стали для нашей компании первыми реализованными проектами в области бизнес-консалтинга.
Среди масштабных проектов следует выделить проект по построению катастрофоустойчивого решения для Дальневосточного банка Сбербанка России, в котором этапу собственно реализации предшествовал большой объем консалтинговых работ, связанный с выбором технологий и подходов к решению, а также комплексным проектированием двух вариантов решения.
Из менее крупных можно вспомнить такие интересные проекты, как разработка комплексной среднесрочной программы развития информационной системы группы компаний «Петерстар», аудит вычислительной инфраструктуры ОАО «Норильский никель» перед заключением договора на сервисное обслуживание, оптимизация работы приложений с СУБД DB2 в системе управления пассажирскими перевозками ОАО «РЖД», аудит и реинжиниринг бизнес-процессов предприятий холдинга «ИРКУТ» в рамках создания системы электронного документооборота и ряд других.
В этих проектах, скорее, следует говорить не о масштабности отдельных внедрений, а о наглядности проявления общей тенденции, свидетельствующей о том, что в последние годы консалтинговые услуги не только стали непременным стандартом реализации любого ИТ-проекта, но и стремительно выделяются в отдельные проекты.
CNews: Каковы, по вашему мнению, дальнейшие перспективы консалтингового направления в сфере ИТ в России? Какие тенденции будут определять его развитие в будущем?
Леонид Винокуров: Самая общая тенденция объем консалтинговых услуг будет расти синхронно или, скорее всего, быстрее, чем ИТ-рынок в целом. Другие тенденции не так очевидны.
Например, уровень конкуренции на этом рынке. С одной стороны, очевидно, что в настоящее время он не заполнен. Потребности в услугах со стороны заказчиков больше, чем могут предложить ИТ-компании, большинство из которых еще не готово к массовому предоставлению ИТ-сервисов. С другой стороны, устойчиво растущий рынок привлекателен для компаний самого разного профиля. Все более активно проникновение «традиционных» консультантов в сегмент ИТ-консалтинга, а системных интеграторов в сегмент бизнес-консалтинга. Делают попытки выхода на этот рынок и новые игроки из числа специализированных компаний. Поэтому не исключено, что этот сегмент рынка станет более конкурентным.
Противоречива и ситуация со специализацией компаний. С одной стороны, очевидная тенденция увеличения сложности проектов означает, что консалтерам нужно глубже и серьезнее владеть теми технологиями, с которыми они выходят на рынок, и, следовательно, сознательно сужать поле предлагаемых решений. Да и слишком уж различны ИТ-консалтинг, прикладной консалтинг и бизнес-консалтинг по кругу решаемых задач, применяемым методикам и используемым техническим средствам, чтобы объединиться в единое целое. С другой стороны, ориентация заказчиков на реализацию интеграционных проектов мотивирует консалтеров к универсализму, расширению сферы своей компетенции и предоставлению всего комплекса ИТ-услуг от методологии до запуска и внедрения соответствующих прикладных продуктов и всех обеспечивающих инфраструктур. К тому же, одной из национальных российских особенностей является определенная настороженность заказчиков к узкоспециализированным компаниям, строящим свой бизнес исключительно на консультационных услугах, и значительно большая степень доверия к системным интеграторам, способным довести проекты до реального внедрения. Поэтому представляется вполне закономерным, что, наряду с усилением дифференциации и выделением специализированных направлений в деятельности сервисных компаний, будет наблюдаться тенденция их укрупнения, объединения в проектные альянсы, а возможно, и слияния.
Говоря о ключевых тенденциях, доминирующих на этом рынке, следует сказать, что все в большей и большей степени будет нарастать влияние идеи «best practices». Заказчики, в особенности, крупные заказчики, прежде чем инвестировать в какое-то решение, хотят знать, где это сделано, как это сделано, кем это сделано. Причем заказчики предприятий различной отраслевой принадлежности ориентируются именно на апробированные отраслевые решения и опыт уже реализованных проектов, учитывающих специфику данной отрасли и особенности организации бизнес-процессов.
В этой связи значительно усилится отраслевая составляющая в рамках консалтинга. И преимущества получат те компании, которые освоили лучшие отечественные и мировые практики, которые могут донести их до заказчика, мотивировать в пользу предлагаемого решения и, главное, его воспроизвести.
CNews: Какие методы и направления совершенствования консалтинга и аудита намечены в компании?
Леонид Винокуров: Основа основ консалтингового бизнеса люди и знания. Именно эти составляющие и определяют направления совершенствования нашей работы в обозримой перспективе.
Первое увеличение численности и повышение уровня подготовки специалистов. Общеизвестна одна из острейших проблем современного ИТ-рынка дефицит кадров. Что касается высококвалифицированных специалистов, а именно такие задействуются в консалтинговых проектах: аналитики, архитекторы решений, эксперты, проектировщики и т.п., то это стало проблемой проблем. Решение ее мы видим в разумном сочетании привлечения «готовых» ИТ-кадров с рынка труда и реализации программы «выращивания» нужных специалистов в компании, что во многих случаях оказывается и проще, и дешевле, и эффективнее. В этой связи я хотел бы упомянуть наши разноплановые и весьма плодотворные контакты с Государственным университетом управления, связанные в первую очередь с подготовкой специалистов по SAP-практике.
Второе, над чем нам, безусловно, предстоит работать, создание комплексной коллективной экспертизы. И ключевой задачей здесь является построение базы знаний, т.е. корпоративного информационного ресурса, опираясь на который консультанты смогут донести до заказчиков наш опыт, нашу экспертизу, наши лучшие решения. Кроме того, в наших ближайших планах развитие методологической основы документирования консалтинговых услуг, отработка технологий управления консалтинговыми проектами, проведение ряда организационных и структурных изменений и другие работы, направленные на оформление процесса предоставления консалтинговых услуг в качестве нормальной бизнес-практики компании.
CNews: Спасибо.
|
|