5 барьеров на пути экспорта ПО из России
Задача ИТ-технопарков обеспечить стремительный рост ИТ-компаний в период быстрого расширения мирового рынка ИТ-аутсорсинга в ближайшие несколько лет. Для ее решения необходимо ликвидировать ряд препятствий, тормозящих рост компаний, и ИТ-технопарки рассматриваются здесь как локомотив развития и средство наращивания экспорта.
Телекоммуникационные каналы
Немаловажной проблемой для обеспечения экспорта программных продуктов по телекоммуникационным каналам является наличие как хорошего основного канала, так и не менее надежного резервного. В нашей стране пока создали только достаточно хороший основной канал. Аналогичного резервного просто нет, в отличие от той же Индии.
Размеры компаний как критический фактор
Среди отечественных компаний на данный момент нет крупных, с численностью программистов 35 тысяч и более. В то же время, объемы крупных аутсорсинговых контрактов от нескольких млн. долларов и более под силу только крупным компаниям, поскольку число работающих над заказом сотрудников не должно превышать 20% персонала. Получается, что российские аутсорсинговые компании могут «бороться» только за мелкие и, в редких случаях, за среднего размера заказы.
Напомним, что в Индии, только в одном Бангалоре работает несколько крупных компаний Infosys Technologies (45 тыс.), TCS (более 40 тыс.), Wipro (более 30 тыс.). Штат российских аутсорсинговых компаний в среднем исчисляется первыми сотнями сотрудников. Для сравнения по состоянию на январь 2005 г. в крупнейший российский комсорциум «Руссофт/Форт-Росс» входила 71 компания общей численностью около 810 тыс. человек. Правда, есть в России и компании, насчитывающие порядка тысячи программистов, но их мало не более десяти. Наиболее крупные IBA (1500 сотрудников) и Epam Systems (1200 сотрудников).
Но и в случае укрупнения слияний и поглощений отечественных компаний работающих в сфере аутсорсинга ПО, получится в итоге лишь несколько крупных. Так, в новосибирских компаниях, преимущественно тяготеющих к Академгородку СО РАН, трудится порядка 10 тыс. программистов, что не так много по меркам мирового рынка. Скорость подготовки специалистов, готовых сразу после выпуска приступить к работе в ИТ-компаниях это вторая проблема российской ИТ-отрасли.
Быстрое воспроизводство человеческого капитала
Отечественное ИТ-образование в первую очередь является фундаментальным и, как правило, не ориентировано на подготовку специалистов, которые могут сразу по окончании вуза поменять аудиторию на офис и приступить к интенсивной работе, владея всеми необходимыми навыками. В то же время «классность» отечественного математического образования остается на высоте.
Соревнования сборных стран по программированию
Год |
Чемпионы мира |
Золотая/ серебряная медаль
(среди чемпионов) |
2004 г. |
Санкт-Петербургский институт тонкой механики и оптики |
Золотая медаль: Пермский государственный университет
Серебряная медаль: Ижевский государственный технический университет
|
2003 г. |
Варшавский государственный университет |
Золотая медаль: Московский государственный университет,
Санкт-Петербургский институт тонкой механики и оптики
Серебряная медаль: Саратовский государственный университет |
2002 г. |
Университет Shanghai JiaoTong (КНР) |
Серебряная медаль: Саратовский государственный университет (чемпионы Европы),
В первой десятке чемпионов: Московский государственный университет, Санкт-Петербургский институт тонкой механики и оптики |
2001 г. |
Санкт-Петербургский государственный университет |
Золотая медаль: Санкт-Петербургский институт тонкой механики и оптики
Среди чемпионов: Московский государственный университет, Уральский государственный университет, Южно-Уральский государственный университет |
2000 г. |
Санкт-Петербургский государственный университет |
Серебряная медаль: Санкт-Петербургский институт тонкой механики и оптики
Среди чемпионов: Московский государственный университет, Новосибирский государственный университет |
Источник: Ежегодный обзор ACM International Collegiate Programming Contests
С другой стороны, по подсчетам NASSCOM, за прошедшие семь лет (19972003 гг.) российские вузы подготовили 1,3 млн. специалистов в ИТ-сфере, что составляет примерно 186000 ИТ-специалистов в год (в Индии 60000, в Китае 50000). Но только 70000 из них, по данным Microsoft Research на начало 2004 г., работали в российских ИТ-компаниях.
Источник: Мировой Банк, ЮНЕСКО,
представлено Fort-Ross на Global Technology Forum
Что бы удовлетворить растущие потребности ИТ-компаний в программистах, России необходимо использовать опыт Индии здесь в большом количестве и за короткий двухлетний срок готовят программистов, которые сразу пересаживаются в офисы разработчиков ПО, обладая всеми необходимыми навыками для начала работы в компании. Более того, индийские ИТ-технопарки тесно связаны с этими колледжами, что обеспечивает возможности для быстрого роста штата ИТ-компаний. Только в планах TCS (Tata Consultancy Services) увеличение штата в 2005 г. на 89 тыс. программистов (всего до порядка 50 тыс. сотрудников).
Возврат НДС, «одно окно» и уведомительный экспорт ИТ-продукции
В нынешнем варианте законопроекта об ОЭЗ не решены проблемы возврата НДС на продукцию и услуги в ИТ-сфере. Для возврата НДС необходимо, чтобы фиксировался факт пересечения границы. Поскольку разработанное ПО передается по телекоммуникационным каналам, то через таможенную службу оно не проходят, а значит не пересекают границу и уплаченный НДС возврату не подлежит. Кроме того, необходимо сократить весьма значительные сроки таможенного оформления для официального экспорта продукции и ввоза тестируемой техники для 1, максимум 3 дней, как сделано в Индии.
Возможны разные способы решения проблемы подтверждения факта пересечения границы для продукции ИТ-компаний. Эти же инструменты должны решить другую, связанную проблему осуществление экспорта ИТ-продукции, официального. Возможными решениями являются:
- «индийский вариант» решение всех административных проблем для компаний резидентов технопарков по принципу «одного окна»;
- принятие закона «Об электронном продукте» (предложение «Руссофт/Форт-Росс»1), где предусмотрено решение этих проблемы;
- введение уведомительного порядка экспорта ИТ-продуктов, о чем так же говорил Леонид Рейман в конце 2004 г. и который действует, например, в Китае.
Но пока эти проблемы не решены и как в действительности они будут решаться в России не известно.
Другая проблема законопроекта МЭРТ избыточное администрирование для технико-внедренческих зон и сосредоточение в одних руках, а не в «одном окне», многочисленных административных функций. Такой госорган должен собирать налоги, проводить таможенную очистку, кадастровую регистрацию недвижимости и разнообразные согласования и т.п. Подобная концентрация административных полномочий в ОЭЗ более, чем странное предложение МЭРТ.
Налогообложение экспортоориентированных ИТ-компаний
В предложенном законопроекте об ОЭЗ предусмотрено существенное снижение ЕСН, однако, эта льгота неприменима к большинству компаний-разработчиков, имеющих территориально-разветвленную структуру производства (сотрудники должны работать на территории ОЭЗ). Но даже если бы этот механизм заработал, и тогда суммарная налоговая нагрузка на бизнес ИТ-компаний, резидентов России, была бы выше, чем у зарегистрированных вне нашей страны, там, где налоговый режим наиболее оптимален. Закон об ОЭЗ так и не привел налогообложение экспортоориентированных российских ИТ-компаний к конкурентоспособному мировому уровню.
Затраты на оплату труда в ИТ-секторе порядка 70% (в нефтедобыче в среднем 35%) и российская фискальная система, ориентированная на налогообложение добывающих и производящих предприятий, здесь совершенно не работает. Точка капитализации ИТ-компаний переносится в другие страны.
Так как ИТ-предпринимателю необходимо платить НДС и ЕСН, в России невыгодно регистрировать ИТ-бизнес, экспортирующий электронные продукты. Условия на Кипре, в США или Швейцарии значительно лучше необходимо перечислять лишь стандартный корпоративный налог от 2% для предприятий, зарегистрированных на Кипре, до 4,55% для зарегистрированных в Швейцарии, в зависимости от кантона. В этом случае зарплата перечисляется на кредитную карточку работника, который является плательщиком подоходного налога, но не ЕСН и не НДС. Конечно, это тактическое решение, но, как показывает опыт, оно пока приемлемо для отечественного ИТ-сектора.
Этот вопрос является, пожалуй, одним из самых сложных для разрешения. Но путь для его решения известен и опробован в той же Индии, где параллельно с созданием технопарков прошла налоговая реформа.
«Ход конем»
Времени для реализации амбициозного сценария роста ИТ-аутсорсинга из России, подготовленного ИТ-компаниями совместно с Мининформсвязи, осталось немного. Согласно экспертным оценкам, после 2010 г. рост этого сегмента мирового ИТ-рынка замедлится. Пока он формируется, у России есть шанс занять на нем достойное место.
По различным оценкам, к 2010 г. объем ИТ-аутсорсинга из России может составить порядка $10 млрд. это почти 7% мирового экспорта ИТ-услуг (Индия к этому времени рассчитывает контролировать 25% рынка мирового ИТ-аутсорсинга). Но для реализации этого сценария необходимо ликвидировать ряд препятствий, основные из которых названы выше, а ИТ-технопарки рассматриваются как локомотив развития и средство наращивания экспорта.
В планах Мининформсвязи на 20052006 гг. финансирование, возможно, на долевой основе, строительства четырех «пилотных» ИТ-технопарков, что вполне по силам федеральному бюджету. Так, создание комплекса в Новосибирске обойдется в $100150 млн., в Дубне в $80 млн. Другие два ИТ-технопарка должны появиться в Нижнем Новгороде и в Подмосковье (рассматриваются Дубна, Черноголовка и Троицк).
В течение 2005 г. за счет средств федерального бюджета будут разработаны типовые решения, то есть детальные планы-макеты объектов, которые предстоит построить. А уже с начала 2006 г. начнут выделяться средства для реализации этих проектов. Если все пойдет успешно, то от создания технопарков выиграют как сама российская ИТ-отрасль, так и государство в целом.
«Конечная цель инициативы по созданию ИТ-технопарков это рост капитализации российских компаний. Креативная среда, которая возникнет из-за большой концентрации специалистов и благоприятных условий для их деятельности, станет основой для интеллектуальной конкуренции в ИТ-технопарках», отмечает Дмитрий Милованцев, заместитель министра информационных технологий и связи РФ. По его прогнозу, вскоре после начала функционирования технопарков Россия может занять не менее 1% мирового ИТ-рынка, и это только начало.
Сергей Шалманов / CNews Analytics
Владимир Катаев: Проблема вытеснения с отечественного рынка зарубежного ПО в первую очередь лежит в области маркетинга и менеджмента
На вопросы CNews отвечает Владимир Катаев, директор по маркетингу компании «Ай-Теко».
CNews: Какие тенденции характеризовали, на ваш взгляд, развитие рынка ИТ в России в 2004 году?
Владимир Катаев: В прошедшем году рынок развивался не революционным, а эволюционным путем. Как и в прошлые годы, основная часть крупномасштабных проектов реализовывалась в интересах финансового, государственного, телекоммуникационного, промышленного и нефтегазового секторов.
ИТ-службы предприятий перестали рассматриваться, как центры затрат и стали восприниматься как реальный бизнес-инструмент. При этом заметно возрос спрос на решения с малым сроком окупаемости. Стратегия развития ИТ-служб стала одним из решающих факторов успешности всего бизнеса. Вследствие чего существенно вырос интерес рынка к консалтинговым проектам, в частности, к построению процессного управления ИТ.
На мой взгляд, знаковым событием было образование сразу двух госструктур Министерства информационных технологий и связи РФ и Федерального агентства по ИТ. Обе эти структуры призваны отвечать за развитие ИТ-отрасли в России, что явно подтверждает особое внимание к этому рынку со стороны государства.
CNews: Как вы оцениваете программу правительства по созданию сети технопарков? Что необходимо, чтобы этот почин был успешным?
Владимир Катаев: Эта правительственная программа действительно масштабна, и объем бюджетного финансирования 18 миллиардов рублей в течение следующих пяти лет действительно впечатляет. Создается впечатление, что эта программа логическое продолжение следования по пути оффшорного программирования. Однако при оффшорном программировании в стране-производителе остаются только создатели, а не правообладатели произведенного продукта. Вероятно, по замыслу авторов, программа должна обеспечить сохранение прав на конечный продукт в России, как в стране-производителе и, как следствие, обеспечить прибыльность проекта.
Мне кажется, что для решения этой задачи в программе не хватает одной важной составляющей, а именно, плана формирования квалифицированного ИТ-менеджмента. Прибыльность любой деятельности определяется не столько потенцией для любого сложного технического решения, сколько качеством менеджмента. По моему мнению, успешность всей программы будет полностью зависеть от качества менеджмента. В противном случае мы получим раздутую структуру, настроенную только на оффшорное программирование.
Полный текст интервью
1 По состоянию на январь 2005 г. в «Руссофт/Форт-Росс» входила 71 компания общей численностью около 810 тыс. человек. Среди них наиболее крупные IBA (1500 сотрудников) и Epam Systems (1200 сотрудников). Штат последней значительно увеличился после слияния со Star Software в сентябре 2004 г.
|