|
|
Рынок ПК: Россия в фаворитахНа фоне сокращения в ближайшие годы потребления настольных и мобильных ПК в США и Западной Европе массовая компьютеризация ожидает, прежде всего, Китай, Россию, Индию, Индонезию и Мексику. По прогнозам IDC, в 2005 году мировой рынок ПК вырастет на 10%. Объем поставок составит 195,1 млн. ПК, а в денежном измерении увеличится на 3,9% до $201 млрд. Более умеренны ожидания Gartner, согласно которым рост рынка не будет превышать 6%. В период с 2006 по 2008 год, по тем же оценкам, продажи ПК будут расти в среднем на 5,7% в год при том, что среднегодовой показатель роста в 20032005 гг. составлял 11,3%. В денежном исчислении продажи ПК вырастут за тот же период всего на 2% в 20032005 гг. показатель составлял 4,7%. Более 60% роста рынка будет приходиться в 20062008 гг. на развивающиеся рынки. Продажи мобильных ПК в 2005 году предположительно увеличатся на 17,4%, а десктопов на 6,1%. Подобную динамику будут стимулировать такие факторы, как продолжающееся снижение цен на ноутбуки, развитие беспроводных технологий и мультимедийных возможностей. Прогноз мировых продаж ПК (тыс. шт.)
Источник: Gartner Dataquest, июль 2004 Эксперты Gartner предполагают, что уже в ближайшем будущем ряд существующих игроков будут вынуждены покинуть рынок ПК, ввиду высокой конкуренции и низкой прибыльности бизнеса. К 2007 году, возможно, трем компаниям из первой десятки производителей придется свернуть или продать свое производство ПК. В последние несколько лет из 10 крупнейших вендоров ПК (Dell, HP, IBM, Fujitsu/Fujitsu Siemens, Toshiba, Acer, NEC, Legend, Gateway и Apple Computer) только Dell могла похвастаться стабильной прибылью. Компьютерные подразделения HP и IBM, напротив, мало радовали по этому показателю свои головные офисы. В целом общемировая обстановка на данный момент не очень благоприятна для глобальных поставщиков ПК на фоне все обостряющейся конкуренции снижается активность рынка в области замены ранее закупленных систем. При этом у вендоров остается все меньше свободы для маневра, а конкурентные преимущества будут сводиться в итоге только к ценовым и сервисным различиям систем. Правда, остается возможность диверсификации бизнеса в сторону бытовой техники, с которой поставщики могут связывать свои надежды на некоторое повышение прибыли.
Прогнозы-2005
Долгосрочные перспективы и тенденции К концу нынешнего десятилетия, по прогнозам Forrester Research, число персональных компьютеров в мире увеличится более чем вдвое и достигнет 1,3 млрд. штук. На текущий момент их количество составляет 575 млн., по тем же оценкам. На так называемых развитых рынках в США, Европе В Китае, по ожиданиям Forrester, к 2010 году будет 178 млн. новых ПК, а в Индии - 80 млн. Несмотря на то, что Индия приобретает все большую известность в мире как главный центр аутсорсинга, в этой стране до сих пор сохраняется один из самых низких в мире показателей уровня распространения ПК. Тем не менее, до конца десятилетия он будет ежегодно расти на 37%. В Индонезии рост количества новых компьютеров составит 40% в год, а общее их число увеличится с 2,6 млн. в 2003 году до 40 млн. в 2010 г. В Мексике уровень распространения новых ПК достигнет 46 компьютеров на каждые 100 человек - это самый высокий показатель для всех исследуемых развивающихся рынков. Аналитики Forrester Research предполагают, что процесс компьютеризации будет идти волнообразно. Первая волна, которую составят наиболее состоятельные, образованные покупатели, проживающие в городах, будет менять ПК начального уровня на более мощные и обратит свой взгляд на известные западные бренды, такие как Dell, HP и IBM. Вторая волна состоит из потребителей, принадлежащих к "среднему классу", это самая массовая категория образованных людей, впервые покупающих ПК. Особое внимание они обращают на цену товара и его потребительские качества, а к брендам равнодушны. Соответственно, на этом рынке будут, вероятнее всего, доминировать местные производители, которые способны успешно адаптировать свои товары к локальным ценам и нуждам. Третья волна затрагивает сельских жителей - это массовый рынок, который сложнее всего будет завоевать производителям ПК. Такие потребители могут больше склоняться к альтернативе ПК - например, смартфонам. Данная потребительская категория наиболее чувствительна к ценам В целом Forrester Research призывает производителей ПК, желающих завоевать рынки развивающихся стран, разрабатывать новые поколения компьютеров - более простые в использовании и обслуживании, износоустойчивые и недорогие, адаптированные под нужды конкретных покупательских групп. В качестве примера того, что в долгосрочной перспективе местные сборщики ПК победят западные бренды на этих рынках, Forrester Research приводит факт продажи компьютерного бизнеса IBM китайской компании Lenovo Group. Forrester Research делает также негативный прогноз в отношении программного обеспечения компании Microsoft. Высока вероятность, что местные CNews Analytics |