|
|
Мобильные платформыВ 2004 году заметно пошатнулись позиции мобильной платформы Palm OS, которая уступила значительную часть своей рыночной доли Windows Mobile. Одним из знаковых событий на этом рынке стал отказ ведущего лицензиата Palm OS компании Sony от производства и продаж КПК для всех рынков, кроме японского. Параллельно возрастала доля Symbian с 6% в 2003 году до 37%. Платформа Windows Mobile По итогам года доля рынка устройств на базе Windows Mobile испытала негативный тренд, приведший к ее относительному снижению с 40% в 2003 г. до 31% в 2004 г. Снижение квартальной динамики (35,2% в первом квартале 2004 г, 41,4%, во втором, 27,0% в третьем и 27,5% в четвертом) вызвано фактором роста рыночной доли Symbian. Однако квартальная динамика роста объемов продаж в абсолютном выражении на протяжении года оставалась положительной. Динамика продаж КПК и смартфонов на платформе Windows Mobile в России
Источник: SmartMarketing, 2004 г. В сегменте Windows Mobile доминирующей тенденцией стал рост продаж моделей среднего ценового уровня. Снижение темпов развития модельного ряда КПК, основанных на платформе Palm OS, сокращение числа вендоров в данном сегменте, вывод на российский рынок ряда недорогих моделей, основанных на ОС Windows Mobile, позволило ей существенно потеснить Palm OS. В то же время средняя цена КПК с Windows Mobile все еще остается более высокой по сравнению со средней ценой Palm Поставщики российского рынка КПК и смартфонов на платформе Windows Mobile
Источник: SmartMarketing, 2004 г. В течение 2004 г. компания HP закрепила положительный тренд, возникший во второй половине 2003 г. По итогам 2004 г. ей принадлежала наибольшая доля рынка в сегменте КПК с ОС Windows Mobile (51,5%). Ближайший конкурент HP компания Платформа Palm OS Следует отметить продолжающийся негативный тренд в секторе Palm OS, при общем увеличении объема продаж в абсолютном выражении. В течение 2004 г. она утратила рыночное преимущество, уступив значительную часть рыночной доли Windows Mobile (падение с 52% в 2003 г. до 31% в 2004 г). Квартальная динамика роста объемов продаж в абсолютном выражении на протяжении года оставалась положительной, относительная испытала влияние фактора роста рыночной доли Symbian, что выразилось в значительном снижении рыночной доли относительно других платформ: 44% в первом квартале 2004 г, 30,9% во втором, 19,8% в третьем, 18,1 в четвертом. Динамика продаж КПК и смартфонов в России на платформе Palm OS
Источник: SmartMarketing, 2004 г. Упомянутый в оценке ситуации за 2003 г. негативный тренд в сегменте Palm OS, как представлялось на тот момент, вызванный разработкой новых технологических решений, в действительности оказался признаком глубокого системного кризиса. Нарастающая тенденция к потере рыночной позиции Palm OS обуславливается рядом рыночных преобразований, в частности, отказом ведущего лицензиата Palm OS компании Sony от производства и продаж КПК для всех рынков, кроме японского. Поставщики российского рынка КПК и смартфонов на платформе Palm OS
Источник: SmartMarketing, 2004 г. В связи с тем, что Sony до последнего времени занимала позицию технологического лидера сегмента, а также с недостаточной развитостью модельного ряда palmOne, отказ Sony от производства КПК на базе Palm OS обусловил резкое снижение покупательского интереса. Доля рынка Sony в данном сегменте по итогам года составила 17,5% (падение с 33,3% в первом квартале 2004 г. до 0,3% в четвертом). Доля palmOne в сегменте составила 82,5%. Платформа Symbian OS Рыночная доля сектора Symbian значительно возросла (с 6% за 2003 г. до 37% в 2004 г.) при этом наблюдалось увеличение продаж в абсолютном выражении. Следует также отметить положительную квартальную динамику развития рынка устройств на платформе Symbian в течение всего 2004 г., с резким всплеском в третьем квартале, обусловленным выпуском ряда моделей смартфонов и началом мощной рекламной кампании данного сегмента (20,3% в первом квартале 2004 г., 27,0% во втором, 53,0% в третьем, 54% в четвертом). Динамика продаж КПК и смартфонов в России на платформе Symbian OS
Источник: SmartMarketing, 2004 г. По итогам года наибольшая доля рынка смартфонов и коммуникаторов (79,7%) принадлежит компании Nokia. Sony Ericsson занимает второе место (20%), замыкает тройку компания Siemens с незначительной долей 0,3%. Поставщики российского рынка КПК и смартфонов на платформе Symbian OS
Источник: SmartMarketing, 2004 г. Сектор «другие платформы» переживает долговременную стагнацию. По итогам года, на долю этого сегмента пришлось 0,3% (по сравнению с 2% в 2003 г.) при негативном тренде квартальной динамики (0,5% в первом квартале 2004 г., 0,6% во втором, 0,2% в третьем, 0,3% в четвертом). Наиболее весомый вклад в общую рыночную долю сегмента внесли устройства серии Sharp Zaurus (35,3%). Динамика долей программных платформ на российском рынке КПК и смартфонов
Источник: SmartMarketing, 2004 г. Наибольший вклад в развитие рынка КПК в первом квартале внесли модели HP iPAQ. Доля этой марки составила 38,2% в общем объеме продаж КПК этой платформы, опережая всех ближайших соперников вместе взятых. Второе место 16,1% рынка занимали КПК Asustek, третье Rover Computers (13,4%). Негативный тренд в секторе Palm OS, по данным SmartMarketing, продолжился, в связи с массовыми задержками поставок и незавершенностью модельного ряда. Рыночная доля платформы Palm OS снизилась до 44,0% (с 64,3% в первом квартале 2003 г.). В секторе Symbian, согласно исследованию SmartMarketing, был зафиксирован наибольший рост продаж устройств за последние три года, рыночная доля возросла до 20,3% (с 3,5% в первом квартале 2003 г.), при значительном приросте продаж в абсолютном выражении. Данный сектор продолжает сохранять положительную квартальную динамику развития, несмотря на нарастание конкуренции со стороны сотовых телефонов с поддержкой Java 2 Mobile Edition. Общий объем продаж КПК во втором квартале 2004 г. составил 31010 шт. (20750 шт. за аналогичный период прошлого года). Объем продаж КПК за первое полугодие, таким образом, составил 57560 штук. В то же время наряду с ростом объемов продаж, на рынке набирали силу тенденции к снижению рентабельности. Это обстоятельство обусловило отказ от сектора КПК и переориентацию на сектор коммуникаторов/смартфонов ряда вендоров, таких, как Sony, Toshiba и, позднее, в третьем квартале, компании Rover Computers. Рыночная доля Windows Mobile увеличилась до 41,4% (с 30,7% за аналогичный период 2003 г.), Palm OS снизилась до 30,9% (с 62,2%), Symbian OS закрепила благоприятную тенденцию к росту, ее рыночная доля возросла до 27,0% (с 5,4% во втором квартале 2003 г.). Доля других платформ составила 0,6% (1,8% во втором квартале 2003 г.). Первую тройку КПК на базе Windows Mobile во втором квартале 2004 г. возглавила модель HP iPAQ. Доля этой марки составила 45,7% в общем объеме продаж КПК этой платформы, за ней идут КПК Fujitsu Siemens Computers (11,7%) и КПК Asustek (11,7%). Рыночная доля платформы Palm OS снизилась до 30,9% (с 62,2% во втором квартале 2003 г.), структура не изменилась, доминировали модели palmOne (73,1%) и Sony (26,9%). В секторе Symbian был зафиксирован наибольший рост продаж устройств за последние три года. Рыночная доля платформы возросла до 27,0% (с 5,4% во втором квартале 2003 г.), при значительном приросте продаж в абсолютном выражении. В секторе «другие платформы» продолжается развитие платформы Linux, хотя объем продаж остается незначительным, рыночная доля всех устройств этой категории составляет 0,6% (1,8% во втором квартале 2003 г.). В третьем квартале 2004 г. общий объем продаж КПК, смартфонов и коммуникаторов на российском рынке составил 55500 штук (рост 177% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, 23730 шт.). Рост рынка повлек за собой существенные изменения в рыночных позициях игроков и долях платформ с отчетливым доминированием платформы Symbian OS. Рыночная доля Windows Mobile снизилась до 27% (с 50,0% за аналогичный период 2003 г.), Palm OS снизилась до 19,8% (с 41,8%), Symbian OS возросла и составила 53,0% (с 5,8% во втором квартале 2003 г.). Доля других платформ составила 0,2% (2,4% во втором квартале 2003 г.). Результаты третьего квартала нельзя назвать абсолютно неожиданными, хотя всплеск интереса покупательской аудитории ожидался несколько позднее. Бурный рост сектора Symbian OS был обусловлен не только отсутствием достаточного количества новых моделей, работающих с Windows Mobile и Palm OS, но и активностью производителей сотовых телефонов по расширению линеек телефонов класса Доля рынка устройств на базе Windows Mobile, по оценкам группы SmartMarketing, сократилась (с 50,0% в третьем квартале 2003 г. до 27,0% в этот же период 2004 г.). Первую тройку возглавляет HP iPAQ, доля марки составила 57,1% в объеме продаж КПК этой платформы, за ней идут КПК Fujitsu Siemens Computers (15,3%) и КПК Asustek (10,5%). Негативный тренд в секторе Palm OS, по данным группы SmartMarketing, продолжился, рыночная доля платформы Palm OS снизилась до 19,8% (с 41,8% в третьем квартале 2003 г.). В данном сегменте доминирует palmOne 88,3% и Sony 11,8%. В секторе Symbian был зафиксирован резкий рост продаж устройств. Рыночная доля возросла до 53,0% (с 5,8% в третьем квартале 2003 г.), при значительном приросте продаж в абсолютном выражении. В секторе «другие платформы» продолжается развитие платформы Linux, хотя объем продаж остается незначительным, рыночная доля всех устройств этой категории составляет 0,3% (2,3% в третьем квартале 2003 г.). Общий объем продаж КПК, смартфонов и коммуникаторов на российском рынке в четвертом квартале 2004 г. составил 66160 штук (141% по сравнению по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, 46810 штук). Рост рынка повлек за собой существенные изменения в рыночных позициях игроков и долях платформ с отчетливым доминированием платформы Symbian OS, которая возросла до 54,1% (с 8,5% в четвертом квартале 2003 г.). А рыночные доли Windows Mobile и Palm OS снизилась соответственно до 27,5% (с 49,0% за аналогичный период 2003 г.) и до 18,0% (с 39,3). Доля других платформ составила 0,3% (3,2% в IV квартале 2003 г.). Результаты четвертого квартала показали укрепление тренда к росту и развитию сектора смартфонов. К концу 2004 г. на рынке также набирают силу процессы разделения рынка персональных мобильных устройств на две крупные новые товарные группы: «КПК» и «смартфоны/коммуникаторы»,- существенно различные, прежде всего, с точки зрения покупательской аудитории. В четвертом квартале 2004 г. на рынке устройств Windows Mobile первую тройку Негативный тренд в секторе Palm OS, по данным группы SmartMarketing, продолжился. Рыночная доля платформы Palm OS снизилась до 18,0% с 39,3% в четвертом квартале 2003 г. В связи с отказом компании Sony от производства КПК и исчерпанием складских запасов, в данном сегменте доминирует компания palmOne (97,3%). В секторе Symbian продолжился значимый рост продаж, подкрепленный удачным ценовым позиционированием и активной рекламной кампанией, направленной на существующие модели. Рыночная доля данной платформы возросла до 54,1% с 8,5% на конец 2003 г. В секторе «другие платформы» объем продаж остается незначительным, рыночная доля всех устройств этой категории составляет 0,3% (3,2% в четвертом квартале 2003 г.). SmartMarketing / Специально для CNews |