|
|
|
КПК |
Смартфоны |
|
1519 |
17% |
7% |
2024 |
26% |
20% |
2531 |
31% |
27% |
3237 |
13% |
21% |
3845 |
8% |
18% |
Старше 45 |
5% |
7% |
Источник: SmartMarketing, 2004
Явственное расхождение возрастных кривых легко объяснимо, учитывая различия в ценовой структуре сегментов. Смартфоны, как правило, относятся к сектору
Распределение покупателей КПК и смартфонов по половой принадлежности
КПК |
Смартфоны |
|
Мужчины |
96% |
64% |
Женщины |
4% |
36% |
Источник: SmartMarketing, 2004
Значительная доля женщин среди пользователей смартфонов, очевидно, связана с активной рекламой, которую изготовители смартфонов ориентировали на данную целевую аудиторию (очень показательна здесь модель Nokia 7610). Кроме того, учитывая структуру этого же показателя для КПК, можно сделать ряд обоснованных предположений о каналах получения устройств, а также особенностях каналов продаж и позиционирования.
Распределение покупателей КПК и смартфонов по уровню доходов
КПК |
Смартфоны |
|
Покупка товаров не первой необходимости происходит не чаще раза в полгода |
2% |
7% |
Покупка товаров дороже $100 требует накопления |
13% |
3% |
Покупка товаров дороже $300 требует накопления |
45% |
24% |
Покупка дорогостоящих товаров не вызывает сложностей |
20% |
49% |
Дорогостоящие товары приобретаются регулярно |
20% |
17% |
Источник: SmartMarketing, 2004
Под уровнем доходов в данном случае подразумевалась возможность приобретения товаров, заведомо не относящихся к предметам первой необходимости (для КПК) или выбора более дорогого продукта (смартфона) при наличии достаточно большого количества замещающих товаров.
Наиболее очевидная интерпретация относительно более высокой доли смартфонов в первом сегменте вызвано, вероятно, тенденцией к покупке гибридных аппаратов, которые способны избавить пользователя от дополнительных затрат на приобретение и телефона и карманного компьютера раздельно. Также интересна ситуация в сегменте пользователей, не испытывающих проблем с приобретением дорогостоящих товаров. Наиболее очевидная интерпретация данных позволяет сделать вывод о высокой покупательской активности пользователей в данном секторе.
Формулировка «дорогостоящие товары приобретаются регулярно» предполагала покупку такого рода товаров не реже раза в месяц, тогда как предыдущий сектор не накладывал ограничений на временные рамки приобретений (до квартала).
Мотивация к покупке КПК и смартфонов
Мотивы покупки |
КПК |
Смартфоны |
Мода, стиль |
5% |
17% |
Организация времени, ведение адресной книги, PIM |
11% |
3% |
Мобильный интернет, |
25% |
7% |
Электронные книги, словари |
23% |
11% |
Игры, развлечения |
15% |
37% |
Корпоративные применения |
8% |
0% |
Навигация, GPS |
2% |
0% |
Не знаю, затрудняюсь ответить |
3% |
18% |
Другое |
8% |
6% |
Источник: SmartMarketing, 2004
В рамках данного вопроса респонденту предлагалось выбрать до трех наиболее актуальных мотивов использования КПК или смартфона. Как легко заметить, полностью подтверждается гипотеза о специфике покупательской аудитории смартфонов: многие пользователи либо вообще не знают о «интеллектуальных» возможностях своего нового телефона, либо же их знания в значительной мере сводятся к играм.
При этом пользователи КПК, как правило, достаточно четко представляют, зачем им требуется устройство и во многом исходя из этого, выбирают модель. Также необходимо заметить, что среди пользователей смартфонов, способных выбрать наиболее важные области применения, большую часть составляют владельцы коммуникаторов на базе Windows Mobile (Qtek,
Приведенные данные также обнаруживают, что возможность мобильного подключения к интернету и беспроводным сетям начинает играть все большую роль не только для покупки нового, но и для замены уже имеющегося КПК.
Высокий показатель интереса к КПК как к устройству для чтения и работы со словарями (и, соответственно, достаточно низкое значение аналогичного параметра среди владельцев смартфонов), на наш взгляд, обусловлен прежде всего тем обстоятельством что в отличие от смартфонов, КПК воспринимаются как устройства для работы и оперативного доступа к большим массивам данных. Это обуславливается как большей емкостью памяти и большими по размеру экранами, так и большей осведомленностью о таких применениях потенциальной аудитории.
В будущем, по мере роста технической квалификации основных масс пользователей смартфонов, есть основания предполагать соответствующий рост интереса к мобильным словарям (в меньшей степени к электронным книгам) со стороны владельцев смартфонов. Также следует отметить значительный интерес среди владельцев смартфонов к играм и развлечениям на наш взгляд, здесь обоснованно допустить влияние рынка игр для мобильных телефонов.
Раздел «Не знаю, затрудняюсь ответить» охватывает респондентов, которые не смогли выбрать одно из трех применений, а также не предполагали существования некоторых возможностей.
Критерии выбора КПК и смартфонов
КПК |
Смартфоны |
|
Цена |
12% |
11% |
Цена/качество |
18% |
7% |
Беспроводные/коммуникационные возможности |
19% |
6% |
Платформа |
16% |
8% |
Имидж, репутация, дизайн |
5% |
32% |
Спонтанная покупка |
12% |
11% |
Другое |
12% |
7% |
Не знаю, затрудняюсь ответить |
5% |
17% |
Источник: SmartMarketing, 2004
Значительная доля приобретений смартфонов обуславливается имиджем модели. При этом, учитывая незначительный процент «спонтанных» покупок, обоснованным будет следующая интерпретация данных: значительная часть такого рода устройств приобретается в подарок (включая к своим личным праздникам). В то же время, покупатели КПК достаточно придирчиво выбирают модель, соотнося свои запросы и мотивацию к покупке, технические возможности, а также цену. Значение фактора встроенных средств беспроводной связи заметно снижается, когда речь заходит о затратах на приобретение реального устройства.
SmartMarketing / Специально для CNews