|
|
Хороший абонент «живой» абонентПо данным аналитических агентств, которые аккумулируют статистику, поступающих от сотовых операторов, в России к концу 2004 года насчитывалось около 74 млн. абонентов или 4% всех пользователей мобильных в мире. Однако существуют мнения, что «реальных» абонентов в стране гораздо меньше. При этом точно подсчитать их количество, несмотря на многочисленные попытки, пока никто на смог. Впереди планеты всей Год за годом число абонентов сотовой связи в России росло стремительными темпами. Прошедший 2004 год не стал исключением. По данным Российский рынок сотовой связи: количество абонентов
Источник: AC&M, 2004
Источник: По оценкам «Евросети» в мире численность абонентов сотовой связи на конец 2004 года составляла порядка 1620 млн. человек. Больше всего пользователей приходилось при этом на западноевропейский регион 360 млн. В Китае их количество, по мнению «Евросети» составляло 335 млн., а в США 175 млн. чел. Численность абонентов сотовой связи в мире, млн. чел. *- по состоянию на конец 2004 г Источник: Евросеть, 2004 На втором, после России, месте по приросту абонентов идет, по оценкам «Евросети», Индия 72%. Затем Бразилия, с показателем 48% и Китай 44%. В среднем по миру этот показатель оценивался в 17%. При этом в Европе он был минимальным всего 8%. Относительный прирост абонентов сотовой связи в мире за 2004 год, % Источник: Евросеть, 2004 Игра цифр Очевидно, что столь оптимистичная статистика должна быть правильно интерпретирована. Абонент может пользоваться услугами не одного оператора, а нескольких. При этом один такой человек будет отражен в операторских клиентских базах как несколько абонентов, поскольку сотовые операторы считают своих клиентов по количеству активных Ситуация усложняется еще и тем, что подписчик может числиться абонентом от 3 до 6 месяцев (у разных операторов Явление завышения числа абонентских баз операторов может быть выявлено при сравнении объема проданных и уже используемых мобильных телефонов с «официальными» показателями. Так, по оценке крупнейшего в России сотового дилера компании «Евросеть» количество сотовых телефонов, проданных через розничные сети в России в 2004 году, выросло на 76% (до 13 млн. штук) и составило 30,32 млн. штук (26,12 млн. телефонов, поставленных через представительства вендоров в России; 2,7 млн. телефонов, поставленных с зарубежных рынков не через представительства вендоров в России; 1,5 млн. бывших в употреблении телефонов). При этом количество телефонов, проданных на замену старым, в России, по мнению «Евросети», составило 11,9 млн. шт. или почти 40% от всех проданных телефонов. Тогда в 2004 году количество телефонов, проданных новым абонентам, составило 18,4 млн. шт. При этом, по оценкам «Евросети», в 2004 году еще 2,6 млн. шт. б/у телефонов были переданы новому абоненту родственниками в семье или знакомыми. Таким образом, количество обеспеченных телефонами новых абонентов в 2004 году составило 21 млн. человек, что заметно расходится с данными операторов о росте их абонентской базы (38 млн.). Если рассчитать абонентскую базу операторов через реальных Динамика изменения абонентской базы российских сотовых операторов Источник: Евросеть, 2004 Несовпадение данных «Евросети» и сотовых операторов (и аналитиков) проявляется и при подсчете количества Разнообразие методик По-видимому, Стремление сотовых компаний использовать не вполне адекватную методику подсчета абонентов понятно: им выгодно показывать высокие темпы роста клиентской базы, что, несомненно, привлекает инвесторов, способствует росту стоимости акций, укрепляет имидж лидера и пр. С другой стороны салоны связи не заинтересованы в приросте «бумажных» пользователей операторы в отношениях с дилерами учитывают не только количество, но и качество привлекаемых абонентов. Впрочем, помимо величины абонентской базы существуют и другие показатели, например, средний доход с одного пользователя (ARPU), а Динамика ARPU «ВымпелКом» и МТС на российском рынке, 20012004* *- 2004 г. усредненный показатель по итогам 9 мес. 2004 г. Источник: CNews Analytics Вопросы по поводу методик подсчета абонентов возникают не только в России, но нередко и за рубежом. Так, в середине прошлого года сообщалось о том, что Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) обнаружила погрешности в подсчетах абонентов ряда телекоммуникационных операторов. Расследование показало, что единой и четкой процедуры определения численности абонентов в телекоммуникационной отрасли не существует. В частности, довольно трудно точно учесть всех сотовых абонентов, внесших предоплату (можно В качестве альтернативы предлагалась, например, методика подсчета «единиц, приносящих доход», то есть числа договоров с клиентами. Однако и по этим правилам одна и та же семья может быть учтена в базе дважды. К тому же, даже соблюдение правил не гарантирует надежности объявляемых результатов подсчета сбои в программном обеспечении не такое уж и редкое явление. Как бы то ни было, а ведущие российские сотовые операторы МТС и «ВымпелКом» объявили недавно о том, что готовы раскрыть число активных пользователей. При этом важно, чтобы абонентские данные были представлены по единой методике. Иначе опять придется сравнивать «мертвых душ». Впрочем, инвесторы, как правило, больше заинтересованы в финансовых результатах, нежели в «виртуальных» показателях абонентских баз. Виталий Солонин / CNews Analytics |