|
|
Почем сотовый для народа?2004 год оставался успешным для сотовых дилеров. Основная часть россиян Объем рынка: кто больше? Участники рынка и аналитики оценивают объем продаж сотовых телефонов в 2004 году Объем «серого» рынка сотовых телефонов, по оценке «Евросети», в 2004 году составил 9% от общего объема продаж телефонов России и достиг 2,7 млн. шт. (около 1,4 млн. телефонов по оценке MRG). Объем всего розничного рынка мобильных телефонов России в 2004 году оценивается экспертами в размере $4,3 млрд. Розничные продажи сотовых телефонов в России в 2004 году
*- только телефоны, поддерживающие стандарт GSM Источник: CNews Analytics, 2005 Помимо роста абонентской базы, во многом рост продаж связан с тем, что пользователи стали чаще менять свои трубки. По оценкам экспертов, средний срок владения мобильным телефоном в России в 2004 году снизился с полутора лет в начале 2004 года до 12 месяцев (по некоторым источникам до 9 месяцев) в конце года. При этом существуют регионы, в которых «время жизни» мобильника сократилось до 5 месяцев. Заметно возрос интерес пользователей к новинкам и к более дорогим моделям. Например, рост продаж телефонов в «Техмаркете» в 2004 году в ценовой категории от $200 до $300 составил 3%, в категории свыше $300 2,5%. В петербургской «УльтраСтар» отмечают, что доля телефонов ценой от $200300 постоянно растет, и на долю мобильников стоимостью от $300 приходится около 14% продаж компании. В зависимости от региона, средняя цена сотового телефона в рознице, по данным «Евросети», колебалась от $120 долларов до $165. Средняя цена телефона в розничных сетях России в 2004 году составила $142 (по данным MRG $146 против $124 в 2003 году). Большая часть продаж мобильников пришлась на телефоны ниже средней цены 58,9% продаж составили телефоны стоимостью ниже $130. Распределение продаж сотовых телефонов по ценовым категориям в России в 2004 году Источник: Евросеть, 2004 Лидеры продаж Как и в 2003 году в прошедшем году россияне предпочитали покупать телефоны известных производителей Motorola, Siemens, Nokia, SonyEricsson, Samsung и LG, на долю которых пришлось 89,3% всех продаж в России. При этом Siemens и Motorola, боровшиеся за лидерство на протяжении всего 2004 года, в четвертом квартале несколько снизили темпы, считают в IDC. Соответственно, и занимаемые ими доли рынка в двух крупнейших городах (Москве и Распределение продаж сотовых телефонов по производителям, 2004
Источник: CNews Analytics, данные компаний, 2004 В целом же продажи, подгоняемые новогодним ажиотажем, росли, и в секторе дорогих моделей наиболее сильные позиции в четвёрке лидеров заняли две торговые марки Nokia и Samsung. Nokia удалось вернуть прежний успех, представив несколько дорогих привлекательных моделей. Параллельно устойчиво наращивала продажи в течение всего Samsung. Особенно успешно компания действовала в регионах, где завоевали популярность её модели начального уровня. В итоге, по данным MRG, Samsung впервые оказался лидером по поставкам телефонов в Россию (23,1% рынка). За ним следуют американская Motorola (22,7%), финская Nokia (18,6%) и немецкий Siemens (14,5%). IDC приводит другие данные: Siemens (21,7%), Motorola (21,4%), Nokia (18,2%). Российский взгляд со стороны сотовой розницы («Евросети») на четверку лидеров немного отличается: Samsung и Motorola (по 19,4% каждый), Siemens (18,9%), Nokia (17,8%). Российский розничный рынок сотовых телефонов в 2004 году Источник: Евросеть, 2004 В любом случае, во всех списках наиболее продаваемых в 2004 году телефонов сотовых дилеров присутствует одна и та же двойка лидеров Motorola и Siemens. На их долю пришлось от 38% («Связной») до 55,5% («Техмаркет») всех продаж. Трубки Samsung заняли третью строчку рейтинга по популярности в «Евросети» и «Техмаркете», а телефоны Nokia хорошо продавались в «Связном» (3 место) и DIXIS. Самые популярные модели телефонов в крупнейших салонах сотовой связи России, 2004
Источник: CNews Analytics, данные компаний, 2004 Что год грядущий нам готовит В 2005 году, по оценке «Евросети», в России в розницу будет продано 34,2 миллиона сотовых телефонов или 5% от всех мировых продаж. «Техмаркет» дает более осторожные прогнозы: 3233 млн. Примерно такую же цифру называют в «Связном» 33 млн. А MRG прогнозирует объем рынка сотовых телефонов в России на уровне 3032 млн. терминалов. Средняя цена телефона в ритейле в 2005 году, по прогнозу «Евросети», ожидается на уровне $150, что на $8 (на 5,6%) больше, чем в 2004 году. Это увеличение эксперты связывают с положительным вектором общей экономической обстановки в стране, возрастанием доли продаж телефонов в кредит, где средняя стоимость телефона значительно выше и компенсацией потерь продавца от уменьшения вознаграждения от продаж контрактов. В денежном выражении рынок розничных продаж телефонов в 2005 году, по прогнозам «Евросети», вырастет на 18,6% и составит $5,1 млрд. При этом доход розничных продавцов в 2005 году от продаж телефонов при той же, что и в 2004 году, торговой наценке составит $454 млн. и будет на $71 млн. или на 19% выше, чем в 2004 году, считают в компании. Представители «Евросети» также полагают, что для компенсации уменьшения вознаграждения сотовым дилерам от продаж контрактов, торговая наценка для телефонов должна быть 11,5%, или почти на 1,5% выше торговой наценки на телефоны в 2004 году. В этом случае доход от продаж телефонов в 2005 году составит $519 млн. Учитывая, что в 2004 году двигателем рынка оставались регионы, в IDC рассчитывают, что подобная ситуация сохранится и в 2005 году. Правда, например, в «Техмаркете» перспективы роста региональных рынков оценивают уже не так высоко предполагается некоторое их замедление. По прогнозам «Техмаркета», доля московских продаж уменьшится с 35% в 2004 году до 30% в 2005 году. Рынок замещения в Москве составит в 2005 году порядка 80%, в регионах порядка 3040%. Спрос в целом будет смещаться в сторону более дорогих моделей. При этом наиболее активно увеличивается доля моделей ценового сегмента от $100 до $200 при снижении доли моделей бюджетного уровня. Таким образом, CNews Analytics выделяет следующие основные тенденции и перспективы российского рынка сотовых телефонов:
Виталий Солонин / CNews Analytics |