|
|
Салоны сотовой связи: франчайзинг, диверсификация, ребрэдингПомимо расширения розничных сетей, экспансии в регионы и прочей «текучки» сотовые дилеры в 2004 году активно занимались диверсификацией бизнеса и ребрэдингом. К этому их подталкивала все более ужесточающаяся конкуренция, которая порой уже вынуждает по причине низкой эффективности закрывать отдельные салоны. Региональный десант Расширение розничных сетей сотовых дилеров в регионы происходило в 2004 году особенно интенсивно. По числу салонов связи абсолютное лидерство принадлежит «Евросети», которая увеличила их количество по сравнению с 2003 годом в 3,6 раза (на 849 салонов) до 1177 салонов в 326 городах России и, кроме того, открыла 2 салона в Украине и 1 салон в Казахстане. Общая площадь салонов компании на конец декабря 2004 года составила 40193 кв. м., средняя выручка на 1 кв.м. 4677 долларов. В 2004 году розничная сеть компании «Максус» (центры мобильной связи «Связной») увеличилась на 150 точек по сравнению с предыдущим годом и к декабрю составила 402 центра. Кроме того, в прошедшем году сетью «Связной» было открыто несколько новых региональных центров. Компания начала работать на Урале, в Поволжье, Южном федеральном округе и Татарстане. В 2005 году «Связной» планирует открыть 1000 точек в России и один крупный региональный центр. Расширение сети за пределы России в настоящее время в планы компании не входит. В течение 2004 года группа компаний DIXIS проводила оптимизацию собственной розничной сети. Чистый прирост составил 46 новых магазинов, при этом все магазины с неудовлетворительным уровнем рентабельности были закрыты. Торговая площадь за год увеличилась на 1,1 тыс. кв. м., средний годовой оборот с 1 кв.м. торговой площади вырос за год в 3 раза и составил $41,1 тысяч. В начале 2005 года количество магазинов, работающих под брэндом DIXIS в России, составляло более 320 против 248 годом ранее. Оборот франчайзинговой сети в 2004 году превысил $15 млн. Кроме того, DIXIS начал работать в 15 новых регионах. Количество салонов у крупнейших розничных сетей мобильной связи Источник: CNews Analytics, данные компаний, 2005 Региональные продажи группы компаний «Дивизион», которая стала осваивать розничный бизнес в 2004 году, в процентном соотношении составляет от 70 до 80% оборота компании. Дилерская сеть «Дивизиона» охватывает территорию от Калининграда до Количество салонов «Техмаркет» на начало 2004 года составляло 145, на начало 2005 года 150. Все салоны компании собственные, по франчайзингу она не работает. В 2004 году совершила свой первый «региональный десант» петербургская «Ультра», которая открыла салоны в Конкуренция в регионах все более ожесточается. В 2004 году на нижегородский рынок, кроме «Ультры» вышла и московская сеть салонов «Телефон.Ру». В третьем по численности населения городе России уже присутствуют крупные московские сети «Связной» и «Евросеть»; кроме них на местном рынке работает большое количество местных компаний. По сути дела нижегородские салоны уже не получают прибыли от продажи телефонов и аксессуаров При этом инвестиции в региональную экспансию оцениваются в десятки миллионов долларов. Например, «УльтраСтар» (салоны «Ультра») вложит в регионы порядка $30 млн. собственных и заемных средств. Только на региональную экспансию в Стратегии сотовых дилеров в региональной экспансии могут существенно различаться. Например, «Связной» «штурмует» новые регионы количеством своих салонов (в этом случае минимизируются расходы на дистанционное управление), а «Евросеть» более равномерно заполняет большее количество городов, делая основной упор на географический охват. Последний подход требует больших инвестиций и рассчитан на относительно долгую окупаемость. Спасительная диверсификация Другая тенденция на рынке сотовой розницы, которая особенно отчетливо проявилась в 2004 году это пополнение Наконец, салоны сотовой связи стали активно расширять ассортимент товаров. Наиболее яркий пример компания DIXIS, которая из сети салонов сотовой связи по сути дела уже превратилась в сеть магазинов цифровой техники. Помимо мобильных телефонов, аксессуаров и услуг в DIXIS представлены цифровые фотоаппараты, КПК, карманные переводчики и т.д. По итогам 2004 года доля цифровой техники в общем обороте составила 5%. В планах компании к 2007 году увеличить долю данного направления в обороте до 25%. Также планируется увеличение доли услуг. Со своей стороны «Техмаркет» расширял ассортимент за счет телефонов стандарта DECT, услуг фотопечати и приема платежей за «межгород». В «УльтраСтар» также задумались о диверсификации. В этом году петербургский лидер, который по собственной оценке занимает около 17% местного рынка, собирается начать продажи цифровой техники, в первую очередь цифровых фотоаппаратов. При этом в компании рассматривают эти товары не столько как источник прибыли, сколько как инструмент снижения рисков. Подобный выбор сотовых дилеров не случаен продажи цифровой техники растут стремительными темпами. В 2004 году рынок цифровых фотоаппаратов увеличился более чем в три раза. Продажи мелодий и игр для мобильных телефонов еще одна статья доходов сотовых дилеров. «Связной» занимается этим бизнесом достаточно давно; активно осваивают это направление «Евросеть», DIXIS и «Техмаркет». Таким образом, под давлением конкурентов, которые наряду с постепенно насыщающимся рынком спровоцировали снижение нормы прибыли от традиционных операций, сотовые дилеры вынуждены диверсифицировать свой основной бизнес. Свою лепту внесли здесь и сотовые операторы, которые изменили схему выплаты комиссионных вознаграждений дилерам за подключение новых абонентов. Поэтому теперь в салонах сотовой связи можно обнаружить различные цифровые устройства, начиная от диктофона и За чистоту брэнда Введение в ассортимент торговли салонов сотовой связи различных классов портативной цифровой техники и расширение спектра оказываемых услуг требует корректировки брэндиговой стратегии. Как известно, в 2004 году группа компаний DIXIS объявила о ребрэндинге. В начале прошлого года руководством DIXIS было принято решение об изменении внешнего и внутреннего стиля оформления салонов связи компании, а также стиля всей принадлежащей ей атрибутики. Планировалось провести ребрендинг всех салонов к осени 2004 года. Помимо внешнего вида салонов DIXIS, изменилась и концепция позиционирования компания ушла от формата «салоны сотовой связи» и ввела в обращение понятие «магазины цифровой техники». Принялись за свой внешний облик (в том числе и в интернете) и конкуренты. Так, в конце июня 2004 года «Техмаркет» объявил о завершении работ по редизайну своего сайта. Изменения на сайте коснулись в равной мере его дизайна и структуры. Перспективы Что ждет сотовых дилеров в будущем году? CNews Analytics выделяет следующие сценарии развития рынка. Во-первых, Несмотря на высокие темпы роста в 2004 году сотовый рынок постепенно входит в фазу насыщения, что может негативно отразиться и на продажах телефонов. Прогноз темпов роста продаж трубок на 2005 год порядка 1520%. Роль оптовых каналов продолжит снижаться, а роль розницы, наоборот, возрастать. В 2005 году продолжится диверсификация бизнеса сотовых дилеров, которые будут постепенно осваивать все новые виды товаров и услуг. Кроме того, у них появится возможность расширить ряд моделей телефонов за счет того, что сотовая сеть «Скайлинк» постепенно будет охватывать все новые и новые регионы, в которых розничный бизнес оператора по продаже трубок Виталий Солонин / CNews Analytics |