|
|
Российские тайны иностранных вендоровИнформация о продажах иностранных вендоров в России «тайна за семью печатями». Российские представительства компаний, ведущие статистику в целом по рынку, используют ее только «для внутренних нужд», и не публикуют в открытых источниках. Снять завесу секретности в этом году решилась компания Ericsson, но ее конкуренты пока не спешат последовать примеру. Исторический момент Тройка лидеров на российском рынке телекоммуникационного оборудования достаточно стабильна. В ее рамках Alcatel, Ericsson и Siemens периодически меняются местами, что чаще всего объясняется выбором наиболее крупного заказчика. В 2003 году выделить ведущего поставщика среди них, по мнению экспертов, было практически невозможно: продажи «троицы» вместе превышали $300 млн. и между собой различались совсем незначительно. При этом, как считают в компании Alcatel, позиции Siemens и Alcatel более стабильны, так как опираются на диверсифицированный портфель продуктов, в то время как Ericsson «это практически полностью мобильная связь». В марте 2005 г. Ericsson, функционирующая в нашей стране 124 года, впервые официально объявила финансовые итоги своей деятельности. Объём продаж компании в России по итогам 2004 года превысил 3% от общемирового и составил 3,96 млрд. крон или $540 млн1. Высокие показатели достигнуты за счет стремительного роста российского рынка телекоммуникаций, прежде всего сегмента мобильной связи. По оценке Ericsson суммарные капвложения операторов мобильной связи в инфраструктуру российских сетей в прошлом году выросли на 40%, а доля компании от общего объема инвестиций в оборудование мобильной инфраструктуры в России выросла с 24% в 2003 году до 30% в Таким образом, Россия, где Ericsson удалось увеличить оборот на 79% (в долларовом исчислении), вошла в десятку крупнейших рынков компании, всего работающей в 140 странах мира. Конкуренты отмалчиваются Продажи оборудования Alcatel в 2004 году в России превысили $500 млн., однако официального заявления компании по этому поводу еще не было, и эта оценка, как сказали CNews в российском представительстве Alcatel, является «очень приблизительной и очень предварительной». Не спешит раскрывать свои абсолютные показатели и Siemens Communications. В российском представительстве компании отмечают, что продажи телекоммуникационного оборудования немецкой компании выросли в прошлом году на 50% и считают, что Siemens в 2004 году уверенно опередила Ericsson. По данным Руди Лампрехта (Rudi Lamprecht), члена правления концерна Siemens AG и председателя правления департамента «Мобильные сети связи и передачи информации», компания в течение 10 лет «стабильно занимает первое место на рынке поставок инфраструктурного оборудования для мобильной связи в России, ежегодно увеличивая объемы и модернизируя оборудование». Не слышно пока официальных заявлений по объемам продаж в России и от других вендоров, которые активно работают на российском рынке Cisco Systems, Avaya, Nortel Networks, Lucent Technologies, Huawei Technologies, Nokia, Motorola, NEC и др. Китайское «нашествие» Наиболее масштабные инвестиции в прошлом году наблюдались в сегменте инфраструктуры мобильной связи, который занимает более 2/3 российского рынка телекоммуникационного оборудования операторского класса. По оценкам CNews Analytics, совокупная сумма всех контрактов2, заключенных сотовыми операторами с иностранными производителями в 2004 году, превышает $1,25 млрд., что составляет около 3,5% от общемировых поставок. При этом традиционные поставщики крупнейших сотовых операторов Siemens, Nokia, Ericsson и Alcatel сталкиваются с все более усиливающейся конкуренцией со стороны китайских компаний Huawei Technologies и ZTE Corporation. Последние настроены весьма решительно например, ZTE Corporation к 2006 году намерена утроить выручку от поставок за рубеж. Напомним, что еще в середине 2003 года китайские банки открыли для российских операторов сотовой связи кредитную линию объемом $600 млн. под поставки оборудования Huawei. Одним из первых этой линией воспользовался «МегаФон», который приобрел Ранее оператор СМАРТС развернул сеть Так, в начале 2004 года на оборудовании ZTE была запущена первая в Сибири сеть под маркой Skynet (оператор «Кузбасская сотовая связь»); позже с китайской корпорацией заключили контракты ОАО Прямые контракты на поставку инфраструктурного оборудования мобильной связи, заключенные в 2004 году
Источник: CNews Analytics, 2005 Обостряется конкуренция и в сегменте фиксированной связи. Ряд крупных контрактов, подписанных крупнейшими операторами и компаниями с китайскими производителями, заставляет западных вендоров призадуматься. При этом китайцы замахнулись и на такие «традиционные» поставки европейских компаний, как телефонные станции для операторов связи, входящих в состав «Связьинвеста». Так, компания Huawei Technologies, объем продаж которой в России и СНГ в последние годы практически удваивается, установила более 1 млн. портов. Кроме того, китайскому производителю в середине 2004 года удалось получить крупный заказ от ТрансТелеКома, на который претендовали Lucent Technologies, Cisco Systems, ECI Telecom, NEC, Nortel Networks и Siemens на установку оборудования спектрального уплотнения DWDM. Huawei Technologies пытается «отъесть кусок пирога» и в сегменте видеоконференцсвязи (ВКС) в конце года компания сдала в эксплуатацию систему ВКС в ОАО «ЦентрТелеком». Впрочем, не малое число российских контрактов В сегменте решений для связи общего пользования Ericsson Компания Lucent Technologies в 2004 году приступила к реализации программы расширения и модернизации магистральной оптической сети ТрансТелеКома, осуществила работы по расширению коммутационной и транспортной сети МГТС, продолжила сотрудничество с ЦентрТелекомом по расширению сети широкополосного доступа, подписала контракт с РТС на поставку оборудования для построения магистральной сети MPLS в Центральном федеральном округе и др. Параллельно в битве за корпоративного клиента столкнулись Cisco и Avaya одни из наиболее закрытых компаний в части обнародования своих продаж в России. Российский рынок телекоммуникационного оборудования Источник: CNews Analytics, 2005 Итак, конкуренция на российском рынке телекоммуникационного оборудования обостряется, и далеко не факт, что позиции сегодняшних лидеров останутся незыблемы и в дальнейшем. А вообще, как считают эксперты, статистика по импорту телекоммуникационного оборудования крайне неточна заключение и оплата контрактов часто происходит за пределами России, а покупатели часто ввозят аппаратуру самостоятельно и далеко не всегда правильно заполняют таможенные декларации. Отсюда сильные расхождения в оценках объема рынка. 1 По некоторым оценкам, этот показатель является заниженным, поскольку Ericsson округляет продажи в различных странах до целых процентов от общемировых продаж, и эта погрешность могла «съесть» до $90 млн. Виталий Солонин / CNews Analytics |