|
|
|
Особенности российского B2B
Мировой рынок В2В-торговли растет на 40% в год, и в большинстве стран этот сегмент демонстрирует показатели продаж и роста, опережающие онлайновую розницу В2С. В России же рынок B2B пока все еще уступает B2C по обороту. При этом темпы роста в этих двух секторах уже третий год подряд наблюдаются примерно одинаковые.
В настоящее время, по оценкам экспертов, более 90% российских предприятий подключены к глобальной сети. Казалось бы, есть все предпосылки для создания единого информационного пространства для делового общения, однако, в прошедшем году темпы роста сегмента B2B вновь оказались ниже прогнозируемых. Впрочем, на 40% российский рынок В2В за 2004 год все же вырос. Его объем по итогам 11 месяцев составил $442 млн.
Динамика роста российского рынка В2В, $ млн.
Источник: НАУЭТ, 2004г.
Мировой рынок B2B вырос за 2004 год также примерно на 40%, по различным оценкам составив от $2,4 до 2,7 трлн. Как и в предыдущие годы, наибольший объем сделок пришелся на США (около $1 трлн. по данным eMarketer, 2004), затем следует Западная Европа (примерно $800 млрд. данные НАУЭТ, 2004) и страны Азиатско-Тихоокеанского региона, которые демонстрируют максимально высокие темпы роста более 100% в год (данные IDC, 2004). В большинстве стран показатели сегмента B2B значительно опережают В2С как по объему, так и по скорости роста. В России же рынок B2B уступает по тем же параметрам B2C, а темпы роста в обоих секторах третий год подряд наблюдаются примерно одинаковые.
Соотношение рынков В2В и В2С в 2004 г., %
Источник: CNews Analitics, 2004
Структура рынка
В России насчитывалось на конец 2004 года около двух сотен электронных торговых площадок (ЭТП), охватывающих практически все сферы деятельности современного бизнеса. ЭТП можно разделить на три вида: создаваемые покупателями, продавцами и третьей стороной. Так же можно выделить межотраслевые и отраслевые площадки.
Доля различных В2В ресурсов в России в 2004 г., %
Источник: НАУЭТ, 2004
К основным отраслевые площадки, которые уже несколько лет успешно функционируют в Рунете, можно отнести: b2b-energo.ru (РАО «ЕЭС России») platts.ru (нефтепродукты и газ), lesprom.ru (лесная промышленность), metall-trade.ru, metalltorg.ru (металлургическая отрасль), medprom.ru (медицинское оборудование), ematrix.ru (IT продукция).
Отраслевая структура закупок и продаж B2B сегмента в России в 2004 г.
Отрасль |
Объем зарегистрированных сделок с использованием ЭТП, $млн. |
Универсальные B2B площадки |
32,6 |
Металлургическая отрасль |
42,0 |
ТЭК |
348,2 |
Лесная отрасль и деревообработка |
12,9 |
Компьютеры и комплектующие |
6,2 |
Химическая отрасль |
0,005 |
ИТОГО |
441,9 |
Источник: НАУЭТ, 2004
Стоит отметить, что полноценных B2B площадок, предлагающий максимально полный спектр услуг, в Рунете сегодня практически нет. В российском сегменте Сети представлено всего несколько ЭТП, позволяющих совершить полноценную сделку онлайн т. е. удаленное заключение договора и совершение оплаты при помощи электронного платежа. Среди таких площадок можно выделить b2b-energo.ru, ematrix.ru и faktura.ru. В большинстве же, так называемые российские B2B площадки представляют собой каталог товаров и услуг, который предполагает лишь поиск интересующей информации с последующим оффлановым совершением сделки.
Способы взаимодействия участников В2В-торговли, %
Электронная торговая площадка:
-запрос предложений (поставщиков, потребителей)
-запрос котировок (поставщиков, потребителей) |
21 |
Электронная доска объявлений |
91 |
Каталог компаний, предлагающих свою продукцию |
67 |
Каталог товаров и услуг |
89 |
Аукцион (на понижение на повышение) |
36 |
Конкурс (открытый, закрытый, двухэтапный) |
14 |
Источник: НАУЭТ, 2004
Данные Национальной ассоциации участников электронной торговли обнаруживают, что большинство сделок купли-продажи, совершенных в сети, приходятся на корпоративные сайты 24% закупок и 83% продаж. Для сравнения, на корпоративные сети приходится 23% закупок и 17% продаж. На В2В-площадки 25% и 9% соответственно.
Каналы закупок и продаж через интернет, используемые отечественными компаниями
Источник: НАУЭТ, 2004
Перспективы
Эксперты и участники рынка по-прежнему высоко оценивают потенциал использования B2B в России. Примером успешного функционирования B2B-площадки сегодня, например, может служить b2b-energo. Проведение здесь торгов позволяет предприятиям РАО «ЕЭС России» на треть снизить затраты на организацию закупок. Так, в 2004 г. ОАО "Саяно-Шушенская ГЭС сэкономила при помощи электронных закупок 30 млн. рублей, а ОАО «Пензаэнерго» около 70 млн. рублей. В течение 2005 года холдинг планирует довести интенсивность эксплуатации электронных торговых систем до 50% от общего уровня закупок.
Как известно, B2B-площадка позволяет предприятию выйти на качественно новый уровень организации бизнеса. С ее помощью продавец расширяет рынок потребительской продукции, сокращает издержки на проведение переговоров и сделок за счет сокращения числа посредников, может постоянно отслеживать информацию о спросе, предложениях и тенденциях рынка. Покупатель же со своей стороны экономит время на поиске информации о товаре и сокращает расходы на установление контактов с поставщиками и подрядчиками.
Однако низкий уровень автоматизации предприятий в России, нехватка квалифицированных кадров, а так же слабое развитие телекоммуникационного сектора в регионах не позволяет в полной мере использовать возможности ЭТП. Соответственно, развитие электронной коммерции в России существенно тормозится.
Участники рынка, ожидающие уверенного роста российского сегмента B2B в ближайшие несколько лет, тем не менее, не согласны с западными прогнозами относительно 200%-ного увеличения этого рынка. По мнению российских экспертов, в 2005 г. показатель роста отечественного рынка B2B останется на уровне 4050%. Действительно бурный рост в этом сегменте будет наблюдаться только после того, как в России появятся развитая система электронный платежей, а доверие игроков друг к другу повысится.
Илья Разумов / CNews Analytics
|
|