|
|
Розничная торговля в РунетеОбъем российского рынка электронной коммерции в 2004 г. вырос более чем в три раза, достигнув отметки в $3,2 млрд. Правда, эти цифры ничтожно малы по сравнению с В декабре 2004 г. Национальная ассоциация участников электронной торговли (НАУЭТ) обнародовала отчет о состоянии российского рынка электронной коммерции по итогам 11 месяцев. Согласно представленным данным, объем электронного рынка в 2004 г. должен был достигнуть $3,234 млрд. По сегментам рынка обороты распределились следующим образом: на долю B2G (business to government) пришлось 65,86% ($2130 млн.), за ним следует рынок B2C (business to customer)- 20,47% ($662 млн.) и рынок B2В (business to business) 13,66% ($442 млн.). Рынок электронной коммерции в России по сегментам за 11 месяцев 2004 г., % Источник: НАУЭТ, 2004 По сравнению с 2003 г. объем электронного рынка увеличился более чем в три раза. Характерно, что, что в начале 2004 г. аналитики предсказывали гораздо меньшие показатели роста, однако более чем десятикратное увеличения сегмента B2G позволило превзойти даже самые оптимистичные предсказания экспертов. Что касается рынков B2C и B2B, то они развивались в 2004 г. в соответствии с прогнозируемыми ожиданиями. Динамика роста российского рынка B2C, $ млн. Источник: НАУЭТ, 2004 В рейтинге Rambler’s TopShop на 28 февраля 2005 г. участвовало 4059 По данным НАУЭТ за 11 месяцев 2004 г., большая часть розничных продаж в интернете пришлось на сектор компьютеров, комплектующих и оргтехники. Также хорошо продавались бытовая техника, автомобили и запчасти к ним. Остальные товары существенно уступали по количеству вырученных от их продажи средств. В оценках объема продаж по сегментам рынка мнения экспертов и участников рынка часто расходятся. Так, например, представители eHouse, крупнейшего отечественного игрока на рынке розничной торговли в Рунете считают, что данные НАУЭТ по онлайн продажам компьютеров и комплектующих сильно завышены. Основываясь на собственных исследованиях, проведенных совместно с компанией SpyLOG, они приводят гораздо меньшие цифры $115 млн. против $290 млн. Тем не менее, большинство экспертов согласны, что в 2004 г. российский рынок B2C вырос примерно на 40%, а в 2005 г. рост не замедлится и составит примерно 4050%. Несмотря на вроде бы столь успешное развитие розничной торговли в российском сегменте Сети, Рунет все еще очень сильно отстает по этому показателю от Европы и США. Мировой рынок электронной коммерции в 2004 г. оценивается аналитиками примерно $7 трлн., и половина этой суммы приходится на североамериканский рынок. В минувшем году рынок B2C Северной Америки, оставаясь самым крупным в мире, составил, по данным Forrester Research, $144 млрд. Однако, по прогнозам экспертов, уже в будущем году он может уступить свое лидерство западноевропейскому сегменту розничной Динамика розничных продаж в интернете, % Источник: Forrester Research, 2004 Существенное отставание российского сегмента В Северной Америке, Канаде и Европе интернетом пользуется 6065% населения, тогда как в России их доля составляет всего лишь около 15%. Большинство покупок, сделанных в Эксперты предсказывают, что дальнейший рост рынка розничной торговли в интернете будет характеризоваться структурированием рынка, за счет поглощения крупными Илья Разумов / CNews Analytics |