|
|
Блоги: новая корпоративная угроза
Стремительно растущая блогосфера — не только один из признаков появления Веб 2.0. Блоггинг оказывает все большее влияние на журналистику, открывает новые возможности маркетологам и несет угрозу корпоративной культуре. В 2005 году «Яндекс» запускает Социальные функции блогов Блоги обрели популярность не только потому, что оказались наиболее адекватной формой объединения творческого самовыражения личности и интерактивного потенциала интернета. Блоги также стали удачной формой реализации одной из актуальных тенденций развития коммуникаций — стирания границы между частной и публичной сферами жизни. Блоги «адресованы всем, и в то же время — никому» [1]. О той же тенденции свидетельствуют успехи Однако на этом социальные функции блогов не заканчиваются. Если рассматривать современное общество в контексте теории сетевого общества, предложенной социологом Мануэлем Кастельсом, то получается, что блог — один из способов создания и укрепления горизонтальных общественных связей, которые интернет в изобилии предоставлял и ранее. Блогосфера тяготеет к формированию сетевой или клубной субкультуры, благодаря чему становится одним из проявлений гражданского общества. Это особенно заметно, например, в области благотворительности. Блоггеры активно распространяют в своей среде просьбы о помощи, информацию о благотворительных акциях и так далее. В русскоязычном Livejournal сформировано несколько сообществ (комьюнити), ставящих своей целью соединение потенциальных благотворителей и нуждающихся в помощи. Через комьюнити nastenka_fund, miloserdie_ru и другие были собраны средства на лечение не одному десятку больных детей, найдены безвозмездные доноры крови, приемные родители и так далее. Таким образом, минуя традиционные структуры — некоммерческие фонды, больницы, государственные организации, — путем самоорганизации Похожую роль играют блоги и в других сферах общественной жизни. Много пишут о том, что через блоги организуются СМИ и блоги: конкуренция или сотрудничество? Влияние блогосферы на развитие журналистики — вопрос, который все чаще поднимается на страницах СМИ и в дискуссиях профессиональных сообществ. Говорят, что блоги создали феномен «гражданской журналистики», который необходимо изучать и развивать, так как это новое журналистское качество, за которым будущее. В этом есть свои плюсы и минусы. Да, любой блоггер — «сам себе журналист». Потенциальная аудитория блога — все пользователи интернета. В чем заключаются очевидные плюсы влияния блогосферы на развитие профессиональной журналистики? Второй плюс влияния блогосферы на деятельность журналистов — сближение журналиста с его потенциальным читателем. С помощью блогов можно быстро «прощупать» общественное мнение по любому вопросу, отследить реакцию на публикации, получить реплики, которые можно цитировать в своих материалах. С этой целью многие СМИ заводят свои блоги специально как одну из форм взаимодействия с аудиторией и действенный способ ее расширения. Кроме того, блоги выполняют функцию «общественного контроля» за деятельностью СМИ: теперь прессе не Однако часто бывает, что блоггеры провоцируют СМИ на освещение темы, и журналисты идут у них на поводу. Блоги положительно влияют на оперативность СМИ: если блоггер оказывается очевидцем событий, он успевает сообщить о нем в своем блоге быстрее, чем журналисты доберутся до места, особенно, если его мобильный телефон имеет выход в интернет, а Однако, в развитии блогосферы есть факторы, которые не позволяют расценивать сетевые дневники как журналистский продукт и, кроме того, ставят под вопрос положительное влияние блогов на современную журналистику. Первое, что обращает на себя внимание — авторы блогов, естественно, не соблюдают тех требований к текстам, которые предъявляет профессиональная журналистика. Предельная свобода и неформальность позволяет не только отменить понятие «формата» (а значит, над стилем и структурой текста не ведется вообще никакой работы), но и игнорировать такие непреложные законы журналистики, как проверка достоверности информации, ссылка на источники, представление как минимум двух точек зрения и так далее. Блогосфера не знает ни дедлайнов, ни копирайта. В настоящее время блоги все чаще используются для «слива» непроверенных сведений и прочих текстов, которые не укладываются ни в какие профессиональные рамки. Кроме того, благодаря блогам, штатные журналисты получили возможность быстро получить нужную информацию, не выходя из здания редакции и не сделав ни одного звонка. Это может привести к тому, что многие журналисты просто разучатся работать с источниками и «добывать информацию ногами». Нередки случаи, когда журналисты используют в своих материалах идеи, сведения и мнения, полученные ими в чужих блогах, забывая поделиться авторством и гонораром, то есть занимаются плагиатом, который кажется «ненастоящим» благодаря недоказуемости и «обезличенности» интернета. Кроме того, достоверность информации, которую через блоги вбрасывают в медийное пространство люди, называющие себя очевидцами событий или претендующие на осведомленность в Вероятно, противопоставление СМИ и блогов — явление временное. Постепенно блогосфера занимает свою информационную нишу, становясь, прежде всего, источником мнений и эмоций и оставляя сферу фактов и аналитики традиционным СМИ. Маркетинг в блогосфере Американские разработчики уже выбросили на рынок программные продукты, предназначенные для мониторинга блогов. Главы об использовании блогов стали неотъемлемой частью современных учебников по маркетингу. Крупные компании нанимают специальных сотрудников для продвижения своей продукции через блоги, формирования положительного имиджа компании в сетевых сообществах и так далее. Так, по мнению Билла Гейтса, «блоги идеально подходят для информирования клиентов, персонала и партнеров о деятельности компании». Если этот пример — открытый PR, то о масштабах скрытого PRв блогах можно только догадываться. Сколько блоггеров получают гонорары за постинги и комментарии, с положительным упоминанием продукции различных фирм? Понять, делится пользователь личным опытом об интересующем товаре или услуге или продвигает тех, кто ему платит, практически невозможно. Эффект «сарафанного радио» активно используется в технологиях вирусного маркетинга, специально разрабатываемых для Блоги и корпоративная культура В США уволенная за публикацию в блоге, противоречущую законам корпоративной этики, стюардесса Эллен Симонетти организовала «Комитет защиты блоггеров». В России громким скандалом было отчисление студентки одного из петербургских ВУЗов за нелестные и нецензурные отзывы о ВУЗе и преподавателях на страницах своего блога. Менее известна история студента, уволенного из кофейни, принадлежащей крупной московской сети, в которой он подрабатывал официантом, за то, что он описал в сетевом дневнике особенности работы и обращения менеджмента с персоналом. Это лишь несколько примеров, свидетельствующих о том, что блоги несут очевидную угрозу корпоративной культуре. Недаром во многих офисах, в том числе и в России запрещен доступ к наиболее популярным блогхостингам. И дело не только в том, что сотрудники отвлекаются, тратят рабочее время и Корпоративная культура только в конце двадцатого века стала доминирующим типом связей в западном социуме. Этому способствовало разрушение старых общностей — территориальных, религиозных и семейных общин. Принадлежность к корпорации превратилась для многих в новую идентичность. Однако формирование и усиление сетевых сообществ привело к новому витку ослабления старых связей, в число которых попали и корпоративные. Будет ли корпоративная культура адаптироваться к сетевым условиям и претендовать на влияние в блогосфере или уступит своих сотрудников виртуальным общинам, покажет время. Перспективы развития Большая часть русскоязычных блоггеров Ксения Лученко / CNews Analytics [1] Miller Carolyn R and Shepherd Dawn (North Carolina State University)Blogging as Social Action: A Genre Analysis of the Weblog
|